Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ. ПРОБЛЕМА НЕРАВЕНСТВА ДОХОДОВ



Одним из направлений реализации социальной политики госу­дарства является регулирование доходов населения. Доход представ­ляет собой сумму денежных средств, зарабатываемую и получаемую членами общества в течение года. Уровень доходов каждого человека является одним из основных показателей его благосостояния, пос­кольку определяет возможности удовлетворения потребностей.

Для изучения уровня жизни, процессов дифференциации дохо­дов по группам населения и роста сбережений используются показа­тели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход — это количество денег, полученное отдель­ными лицами в течение определенного периода.

Располагаемый доход — доход, который может быть использо­ван на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального на сумму налогов и обязательных пла­тежей. Поэтому его расчет предполагает анализ не только доходов, получаемых населением по результатам трудовой деятельности (включая доходы от подсобного хозяйства и т.д.), владения соб­ственностью и связанных с социальными выплатами, но и размеров денежных средств, идущих на уплату налогов и страховых плате­жей.

Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определен­ного периода, т.е. с поправкой на изменение цен.

Номинальный доход включает заработную плату, доход от соб­ственного хозяйства, доходы от предпринимательства (прибыль), до­ход от собственности (проценты по вкладам, ренту и т.д.), трансфер­тные платежи (пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию). Основными источниками доходов граждан являются труд в общественном и личном подсобном хозяйстве, предпринима­тельство, владение имуществом, ресурсами, ценными бумагами, де­нежные поступления из ОФП, трансфертные платежи. На величину доходов оказывает влияние размер заработной платы, владение соб­ственностью, динамика розничных цен, степень насыщенности пот­ребительского рынка товарами, налоги.

В странах с развитой рыночной экономикой все доходы подразде­ляются на доходы, полученные от участия в труде и предпринима­тельской деятельности, и нетрудовые, связанные с получением дохо­дов, не связанных с трудом (проценты, арендная плата и др.).

Величина доходов и их распределение определяют уровень жиз­ни населения. Уровень жизни — это обеспеченность населения необ­ходимыми для жизни материальными благами. При этом следует подчеркнуть, что уровень жизни определяется не только объемом и качеством производимых и потребляемых благ и услуг, но и сте­пенью различий в материальной обеспеченности населения. Эта сте­пень выражается системой количественных и качественных показа­телей: общим объемом потребляемых благ и услуг, реальными дохо­дами, размерами оплаты труда, накопленного имущества и денежных сбережений, условиями труда, продолжительностью рабочего и сво­бодного времени, показателями развития социальной сферы. Уро­вень жизни можно рассматривать не только при анализе олагососто- яния отдельных групп населения, но и на национальном для всего на­селения уровне, что позволяет проводить сравнительный анализ уровня жизни населения в различных странах.

Если уровень жизни отражает возможности общества для роста благосостояния населения, то на практике в целях определения ми­нимального уровня жизни, черты бедности проводится расчет про­житочного минимального уровня, который представляет собой рас­ходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных потребностей человека. Прожиточный минимум служит также для обоснования минимального уровня зара­ботной платы, который характеризует порог бедности.

Поэтому обеспечение минимального прожиточного уровня населе­ния является важнейшим направлением деятельности государства. Формой реализации этого направления является распределение де­нежных средств и материальных благ и услуг посредством трансфер­тных выплат и реализации государственных программ по стабилиза­ции доходов. При этом следует учитывать тенденции дифференциации доходов от трудовой деятельности и доходов, получаемых от собствен­ности на имущество, ценные бумаги и факторы производства.

Как показывает мировая практика, для анализа степени диффе­ренциации доходов используется несколько методов. Так, функцио­нальное распределение доходов показывает долю национального до­хода, которая приходится на тот или иной фактор производства. Из­менение доли основных факторов производства — труда и капита­ла—в совокупном доходе общества находится под влиянием капита­ловооруженности в национальной экономике, степени взаимозаме­няемости труда и капитала в производстве, а также научно-техничес- кого прогресса в обществе.

Однако следует учитывать, что этот метод не отражает реального распределения доходов населения, поскольку государственная система налогообложения и перераспределения доходов вносит изменения в распределение доходов. Так, в США местные органы самоуправления, правительства штатов и федеральное правительство каждый год вып­лачивают свыше 500 млрд дол. через различные программы безвозмез­дных социальных выплат и трансфертных платежей. Поэтому более ре­альное представление о распределении доходов дает персональное рас­пределение доходов между семьями или отдельными лицами. На пра­ктике даже с учетом безвозмездных выплат расслоение общества по до­ходам очень велико. Например, в 1986 г. 20 % самого бедного населения США получило меньше 5 % всех доходов, тогда как 20 % самой богатой и зажиточной части общества получило 40 %. Причинами неравенства доходов являются различия не только в источниках доходов, но и в сос­таве семьи, возможностях обладания имуществом, наследством, цен­ными бумагами, уровнем образования, дискриминацией. Для опреде­ления неравенства в доходах отдельных групп населения используется кривая Лоренца, характеризующая неравномерность распределения и показывающая долю в национальном доходе, которую занимает каж­дая группа населения. Чтобы построить кривую, по горизонтальной оси откладывают долю всего количества семей, располагающих опреде­ленным уровнем дохода, а по вертикальной — долю совокупного дохо­да, приходящегося на соответствующую часть населения (или часть се­мей). Соединение долей дохода и семей в общем доходе для различного процента семей дает кривую Лоренца ОАВСБЕ, отражающую факти­ческое распределение полученного дохода между отдельными группа­ми людей. Если бы в экономических системах существовало абсолют­ное равенство в распределении доходов, например 20 % беднейшего на­селения получали 20 % совокупного дохода, 40 % населения — 40 % до­хода и т.д., все точки расположились бы на прямой ОЕ, построенной под углом 45 Разрыв между линией абсолютного равенства и линией фак­
тического распределе­ния указывает на сте­пень неравенства дохо­дов. Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного ра­венства, тем больше не­равенство в распределе­нии доходов населения. Таким образом, реаль­ное распределение будет характеризоваться не прямой ОЕ, а кривой ОАВСВЕ (рис 25.1). Форма кривой Лоренца показывает степень не­равномерности распре­деления доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстает от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов и наоборот. Степень экономи­ческого неравенства в каждой стране может быть измерена как площадь между кривой Лоренца этой системы и линией абсолютного равенства.

Так, если вычислить площадь, образованную прямой ОЕ и кривой ОАЪСВЕ(заштрихованная область), и разделить ее на площадь треу­гольника ОЕЕу то получим показатель, измеряющий уровень нера­венства, называемый коэффициентом Джини. Чем больше этот ко­эффициент, тем сильнее неравенство в распределении доходов. По статистическим данным, этот показатель в Беларуси в 1995 г. состав­лял 0,261, в 1996 г. - 0,254.

Для оценки дифференциации доходов используется и такой пока­затель, как децильный коэффициенту который показывает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых членов общества и средними доходами 10 % наиболее обеспеченных.

20 40 60 80 Количество семей, % Р и с. 25.1. Кривая Лоренца

Распределение доходов в рыночной экономике зависит от отноше­ний собственности, действия законов спроса и предложения, предель­ной производительности факторов производства. Каждый собствен­ник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса и предложения на этот фактор и предельной производительнос­ти факторов, что является социально справедливым. Однако в любом обществе есть нетрудоспособные, неимущие и безработные, которые не принимают участия в рыночном распределении доходов. Рыночное распределение доходов не гарантирует членам общества равных дохо­дов и одинакового благосостояния. В этом и состоит социальная "нес­праведливость" рынка. Это связано с возрастанием роли факторов, ко­торые обусловливают различия в доходах населения и повышении эф­фективности производства. Тот, кто обладает большей собственнос­тью, получает более высокую заработную плату и заинтересован в по­
вышении эффективности производства, увеличении доходов. Повы­шение эффективности производства, вызывая неравенство в доходах, вновь и вновь воспроизводит социальное неравенство.

Таким образом, неравенство доходов является обязательным ус­ловием эффективного функционирования рыночной экономики. Поэтому государство должно вторгаться в сферу перераспределения доходов, учитывать проблемы равенства и справедливости, ослаб­лять социальную напряженность в обществе и экономическое нера­венство. Социальное равенство предполагает не только равенство перед законом в отношении к средствам производства, равные воз­можности охраны здоровья, получения образования, но и приобрете­ния социальных благ пропорционально заслугам. Как показывает ис­торический опыт, уравнительное распределение в обществе приво­дит к нищете. В условиях формирования рыночной экономики об­щество должно выявлять и стимулировать способности человека, создавать условия каждому трудоспособному члену общества для повышения своего личного благосостояния.

Государство, осуществляя перераспределение доходов, не дол­жно стремиться к их уравниванию. Равенство должно означать не уравнительное распределение доходов, а их дифференциацию в зави­симости от спроса и предложения труда на рынке. В то же время об­щество должно поддерживать социальную справедливость. Решение этой задачи предполагает контроль со стороны государства над дохо­дами и прогрессивное налогообложение высоких доходов, наслед­ства, дарений, ликвидацию необоснованных привилегий, формиро­вание новой системы налогообложения.

В западной экономической теории выделяют четыре вида спра­ведливого распределения и перераспределения доходов: эгалитар­ное, роулсианское, утилитарное, рыночное.

Эгалитарное распределение означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов.

Роулсианское распределение предполагает справедливой такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономичес­кое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует дос­тижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества.

Утилитарное распределение основано на том, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования раз­личными людьми.

Рыночное распределение предполагает распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого владельца фактора про­изводства предельному продукту, полученному от данного фактора.

Выбор вида справедливого распределения доходов для каждого общества определяется экономическим, политическим устройством, а также историческими и национальными особенностями развития общества.

В нашей стране в течение длительного времени господствовало эгалитарное распределение доходов. Проводившаяся до недавнего прошлого социальная политика была ограничена преимущественно сферой потребления. Недостаточно полно были реализованы задачи социальной справедливости, трудовой мотивации, личные свободы и права граждан. Поэтому переход к рыночным принципам распреде­ления в республике реализуется путем обеспечения общественно нормального материального положения населения и осуществления мер по социальной защите. Понятие "социальная защита" означает политику государства, стремящегося обеспечить нормальные усло­вия жизни гражданам, в первую очередь тем группам населения, ко­торые находятся в сложном материальном положении.

Специфика мер, проводимых государством, обусловлена резким ухудшением условий жизни и труда населения, увеличением безра­ботицы, бедности. Поэтому одной из проблем социальной защиты становится защита всего населения от прогрессирующего обнища­ния. Падение уровня жизни населения усиливается либерализацией цен, инфляцией, разбалансированностью рынка. При этом возраста­ет необходимость защиты стабильности рабочих мест как основного источника обеспечения средствами существования всех членов об­щества. Становится все более острой проблема обеспечения доступ­ности для всех слоев и групп населения получения образования, ус­луг здравоохранения. Таким образом, в условиях перехода к рынку в социальной защите начинает нуждаться все большая часть населе­ния, а не только его беднейшие слои. Причем меры социальной защи­ты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неэф­фективными и невыполнимыми для другой, что требует разработки и использования многоуровневой системы социальной защиты, ком­плексного развития ее форм.

Реализация механизма социальной защиты для активных групп населения предполагает предоставление условий для повышения благосостояния за счет личного трудового вклада и предпринима­тельства. Размер индивидуальной заработной платы определяется не только трудовым вкладом работника, но и объемом заработанных предприятием средств на оплату труда. Государством устанавливает­ся минимальная заработная плата. При этом оно должно обеспечить социальные гарантии занятости (право на трудоустройство, на про­фессиональную подготовку и переподготовку кадров, регулирование и организацию занятости, социальные гарантии при потере работы). Обеспечение полной и эффективной занятости трудовых ресурсов в Беларуси обусловливается сужением сферы приложения труда в ре­зультате спада производства. Следует отметить, что в последнее вре­мя в связи с некоторым ростом производства ситуация на рынке тру­да несколько улучшилась. Если по официальным данным на начало 1995 г. в службе занятости было зарегистрировано 107 тыс. безработ­ных, в 1996 г. —143,2, то в октябре 1997 г. их стало 140,2 тыс., или 3,1% от экономически активного населения. Вместе с тем эти показатели, на наш взгляд, не отражают истинного положения дел на рынке тру­да, так как рост безработицы искусственно сдерживается вынужден­ными отпусками и неполным рабочим днем. Так, в режиме неполного рабочего дня с января по август 1997 г. работало 238 тыс. человек, или 6,3 % от общего числа работников; 247,6 тыс. человек, или 6,5 %, нахо­дились в вынужденных отпусках по инициативе администрации, в том числе 113,3 тыс., или 3 %, — в отпусках без сохранения зарплаты, т.е. налицо показатель так называемой скрытой безработицы. Конеч­но, при проведении социальной политики государство пытается смягчить последствия безработицы, но принимаемых мер явно не­достаточно. Средний размер пособий по безработице в сентябре 1997 г. составлял 195,5 тыс. руб., или 8 % от средней заработной платы по республике. Выплаты 60 тыс. безработных обошлись бюджету в 11,7 млрд руб.

Несмотря на то что общее число безработных, по данным статис­тики, снижается, имеет место "застойная" безработица, когда люди длительное время не могут найти работу и существуют на грани вы­живания, поскольку мизерный размер пособия просто несопоставим с минимальным потребительским бюджетом.

Минимальный потребительский бюджет на 1 января 1996 г. для мужчины трудоспособного возраста составлял 924 тыс. руб., на конец года — 1251682 руб., в 1997 г. — 2 449 468 руб. Вот почему для наиме­нее защищенных слоев населения и ограниченно трудоспособных членов общества необходимы специальные программы, направлен­ные на предотвращение падения уровня жизни, бедности. Кстати, Мировой банк определил черту бедности на уровне 370 дол. США на человека в год, что соответствует 1 дол. на человека в день. Таким об­разом, в условиях нашей республики этот показатель, если его оцени­вать в национальной денежной единице, составлял на декабрь 1997 г. около 1 млн 200 тыс. руб. в месяц. Проблема занятости в республике решается путем государственного регулирования рынка труда, соз­дания элементов рыночной инфраструктуры, содействия в развитии различных форм занятости.

Государством принимаются специальные меры защиты для мало­обеспеченных слоев населения и инвалидов. Они включают реализа­цию социальных программ: выплату адресной помощи многодетным семьям, льготные выплаты, выплаты пособий по инвалидности, при временной потере работы, а также бесплатные социальные услуги.

При разработке этих мер важно определить, кого считать бедным. Оценка порога бедности связана с определением потребностей, необ­ходимых для сохранения жизни; с учетом не только физических, но и социально-культурных потребностей, порождаемых конкретными условиями развития общества; определением минимума физических и общественных потребностей; используются опросы населения. После расчета уровня бедности находится общая численность бед­ных рассматриваемого региона, т.е. живущих ниже черты бедности. В странах с развитой рыночной экономикой разрабатываются специ­альные программы помощи малообеспеченным группам населе­ния — молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам.

Важнейшими направлениями социальной защиты являются регу­лирование доходов и уровня жизни, защита населения от утраты поку­пательной способности. Они реализуются посредством совершенство­вания оплаты труда, дифференцированного налогообложения пред­приятий и граждан, обеспечения минимальной оплаты труда, регуляр­ного пересмотра доходов в связи с динамикой минимального потреби­тельского бюджета, использования механизма компенсации и индекса­ции доходов. Так, в Республике Беларусь инфляция, по различным оценкам, изъяла у населения республики только за три квартала 1997 г. около 2,8 трлн руб. Это предполагает использование компенсаций на­селению потерь в доходах при переходе к новым ценам и индексации денежных сбережений путем исчисления индекса потребительских цен на товары и услуги. Однако следует учитывать, что компенсационные выплаты и индексация доходов еще не создают гарантий, поскольку дестабилизирующим фактором является не только рост цен, но и дефи­цит потребительских товаров и услуг. Поэтому компенсационный ме­ханизм должен охватывать сферу не только денежных выплат, но и то­варного обеспечения услуг и льгот. При этом важное значение приобре­тают социальные нормативы как форма защиты и поддержки населе­ния, характеризующие весь комплекс условий жизнедеятельности на­селения. Их основу составляет прожиточный минимум. Анализ струк­туры минимального потребительского бюджета в республике за 1991 — 1997 гг. показывает, что происходит резкое снижение уровня жизни и расслоение населения по уровню доходов. Поэтому обеспечение про­житочного минимума является одним из важнейших направлений дея­тельности государства. Формой реализации этого направления являет­ся распределение денежных средств и материальных благ и услуг пос­редством трансфертных выплат и осуществление государственных программ по стабилизации доходов населения.

В связи с этим важное значение приобретают вопросы определения минимальной заработной платы, ее соотношения с прожиточным ми­нимумом, поскольку утвержденный в настоящее время прожиточный минимум занижен и меняется не всегда адекватно росту цен. В соответ­ствии с концепцией экономической реформы оплата труда в республи­ке в условиях рыночных отношений приближается к уровню офици­ального прожиточного минимума. Он определен в размере 60 % от среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи, сос­тоящей из четырех человек, за предшествующий квартал. Чтобы пред­ставить, что означает сегодня соотношение минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета, приведем некото­рые данные. Если в 1990 г. минимальная заработная плата составляла 78 % от минимального потребительского бюджета, то на 1 января 1992 г. — 53,8 %; на 1 января 1993 г. — 54,8 %. На протяжении этих трех лет, исходя из существующих тогда норм, уровень жизни находился на более или менее приемлемой отметке — 60 %. Начиная с января 1994 г. ситуация резко изменилась в худшую сторону. Минимальная заработ­ная плата составила всего 19,3 % от минимального потребительского бюджета, а в январе 1995 г. ее доля снизилась до 7,8 %, в 1996 г. увеличи­лась до 10,8 %, а в январе 1997 г. снова снизилась до 10,6 %, медленно продолжала снижаться в течение года и в октябре составила 9,5 %. Ина­че говоря, определение минимальной заработной платы как социально­го норматива и минимальных гарантий государства полностью дефор­мировано и практически лишается экономического смысла, хотя на ос­нове минимальной заработной платы построена вся система оплаты труда в бюджетной сфере и на предприятиях, находящихся надотации. Поэтому обоснование реальных доходов населения в республике тре­бует формирования нового распределительного механизма доходов, с одной стороны, обеспечивающего социальную стабильность и смягча­ющего социальную напряженность, а с другой — стимулирующего предпринимательство и высокую эффективность труда работников по найму. В настоящее время происходит переход от государственного финансирования к социальному партнерству. Ряд социальных про­грамм по созданию рынка жилья, использованию возможностей стра­ховой медицины, перехода к платности ряда социальных услуг осущес­твляется за счет средств госбюджета и предприятий.

Наиболее важными мероприятиями по социальной политике на­селения в Республике Беларусь в современных условиях являются создание целевой системы социальной защиты; упорядочение льгот, надбавок и доплат, выплачиваемых за счет средств предприятий и ор­ганизаций путем включения их в тарифные ставки и должностные оклады; введение налоговых, кредитных льгот для предприятий за создание дополнительных рабочих мест, за прием на работу много­детных женщин, инвалидов, пенсионеров, молодежи; уточнение сто­имости "потребительской корзины" с учетом динамики цен, рефор­мы оплаты труда и мировой практики; регулярный пересмотр мини­мальной заработной платы в народном хозяйстве в связи с ростом цен; развитие страховой медицины; создание республиканской орга­низации труда по типу Международной организации труда.

Литература

Абалкин Л. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразова­ний в России //Вопр. экономики. 1998. № 6.

Введение в рыночную экономику /Под ред. А.Я.Лившица. М., 1994. Гл. 13 — 14.

ДоланДж., ЛиндсейД. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл. 19.

Курс экономической теории /Под ред. М.Н.Чепурина. Киров, 1994. Гл. 19.

Макконнелл К.Р., Брю См. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. М., 1992. Т. 2. Гл. 37.

Основные направления социально-экономического развития Республики Бела­русь на 1996 - 2000 годы //НЭГ. 1996. № 44.

Основы экономической теории /Под ред. ВЛ.Клюни. Мн., 1996. Гл. 15.

Приоритетные задачи социальной политики //Рос. экон. журн. 1997. № 5 — 7.

Фишер С.,Дорн6уш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1995. Гл. 20.

Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. М., 1991.

Экономика и бизнес /Под ред. В.Д.Камаева. М., 1993. Гл. 23.

Экономика и рынок труда /Под ред. А.С.Головачева. Мн., 1994.

Экономика переходного периода/Под ред. В.В.Радаева, А.В.Бузгалина. М., 1995. Гл. 9.

Экономическая теория /Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн., 1996. Гл. 20.

Эренберг Р., Смит Р.С. Современная экономическая политика государства. М., 1996.

ЭрхардЛ. Благосостояние для всех. М., 1991.

Раздел 4

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

ГЛАВА26

СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И СТРУКТУРА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА



Просмотров 1284

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!