![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Субъекты и основания конституционно-правовой ответственности
Субъекты конституционно-правовой ответственности: 1) государство в целом как субъект, возмещающий вред, причиненный гражданам незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ); это относится также к субъектам Российской Федерации; 2) государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в том числе выборные (Президент РФ, главы субъектов Федерации, депутаты законодательных органов, Генеральный прокурор. Уполномоченный по правам человека и др.); 3) общественные и религиозные объединения; 4) граждане. В конституционном праве деликтоспособностью обладают два вида субъектов: индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам относятся: граждане Российской Федерации; депутаты всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления; должностные лица. Коллективными субъектами, имеющими конституционно-правовую деликтоспособность, являются органы государственной власти; органы местного самоуправления; объединения граждан и другие социальные образования (комитеты и комиссии представительных органов, избирательные комиссии и т.п.). Самостоятельным субъектом конституционно-правовой ответственности является государство. Конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормативное основание - это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание -это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения. Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционное правонарушение - виновное деяние, противоречащее требованиям конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность. За нарушение норм конституционного права наступает не только конституционно-правовая, но и иная - уголовная и административная ответственность: за нарушение конституционных обязанностей ее несут граждане. Поэтому конституционно-правовая ответственность отличается от иных видов ответственности именно спецификой своих мер (форм).
1. Конституция: понятие, свойства и классификация. Конститу́ция (от лат. constitutio — устройство, установление, сложение) — основной закон государства, обладающий высшей юридической силой.
Ее юридические свойства: 1) верховенство Основного Закона на всей территории РФ, включая территорию отдельных субъектов РФ; 2) высшая юридическая сила по отношению к законодательству государства; 3) особая охрана конституционных норм; 4) прямое действие конституционных норм; 5) особый порядок принятия Конституции и внесения в нее изменений. Классификация: По форме конституции делятся на 2 группы:
· Писаные · неписаные Писаные конституции (конституции в формальном смысле) представляют собой либо единый нормативный акт (существуют в подавляющем большинстве стран), либо совокупность нескольких конституционных или органических законов (например, конституция Швеции, конституция Испании). Неписаные конституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях (характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США), конституция Великобритании). Писаные конституции делятся на:
· Кодифицированные (состоящие из одного нормативного акта под названием Конституция). Пример-конституции Франции, России, США. · Не кодифицированные (состоящие из законов, судебных прецедентов, правовых обычаев, доктрин и имеющие совокупное нигде не закреплённое название «конституция»). К таким относятся конституции Новой Зеландии, Великобритании. Конституции составляются и принимаются:
· чрезвычайно-созываемым парламентом (учредительное собрание) · регулярным парламентом (например, Конституция Дании, Конституция РСФСР 1978 года, Конституция ГДР 1968 года. · съездом советов депутатов (Конституция РСФСР 1918 года, 1925 года, 1937 года) · временным парламентом (Конституция Чехословакии 1919 года) · народом, минуя выборные органы (Конституция России 1993 года) · главой государства Также в конституции обычно устанавливается порядок принятия поправок и дополнений. По порядку принятия поправок и дополнений выделяют гибкие, жёсткие и комбинированные конституции:
· Изменение гибких конституций достигается путём принятия обычного закона. Примером гибкой конституции в российской истории была Конституция РСФСР 1978 года, поправками к которой в 1989—1992 был изменён государственный строй страны (например, введено разделение властей) · Изменение жёстких конституций невозможно либо сильно осложнено. · Внесение изменений в комбинированную конституцию возможно, но существует ряд глав, куда вносить изменения запрещается (Конституция Российской Федерации).
2. Конституция: форма и функции. Функции Конституции: · Учредительная функция. Согласно этой функции конституция, которая появляется в результате существенных изменений в общественной жизни, становится политической и правовой основой для его дальнейшего развития. Конституция либо закрепляет уже существующие человеческие деяния или создаёт предпосылки для создания новых общественных отношений, созревших в обществе, но не возникнувших из-за отсутствия для них правовой базы, которая и учреждается с принятием Конституции. Также учредительные начала проявляются по отношению к политической (общественной) системе государства в целом к конкретным государственно-правовым институтам, существующим в данной стране.
· Организаторская функция не только закрепляет достигнутые результаты, но в то же время ставит перед обществом и государством новые задачи. Также она увеличивает политическую активность, направляет государственные органы и общественные объединения, всех граждан на осуществление деятельности в духе и рамках нового основного закона · Внешнеполитическая функция обращена не только к политической жизни, но одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. · Идеологическая функция заключается в закреплении в Конституции положений определенного политического учения в качестве господствующих. Примером осуществления этой функции могут служить Конституции СССР. · Юридическая функция. Сущность юридической функции заключается в том, что она становится основой новой правовой системы и правопорядка в стране, а также сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия является почвой для их возникновения. Кроме того, она дает импульс для развития законодательства и принятия большого количества новых нормативно-правовых актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения Конституции.
ФОРМА КОНСТИТУЦИИ — способ конституирования (организации) заключенного в Основном законе правового материала (норм, институтов, принципов). Традиционно по форме конституции подразделяются на писаные (единый кодифицированный акт или документ, принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой) и неписаные, состоящие, как правило, из нескольких актов конституционного значения. Писаные конституции (конституции в формальном смысле) представляют собой либо единый нормативный акт (существуют в подавляющем большинстве стран), либо совокупность нескольких конституционных или органических законов (например, конституция Швеции, конституция Испании). Неписаные конституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях (характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США), конституция Великобритании).
![]() |