Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Стратегии приспособления к трудным ситуациям



«Активно преобразуя трудные жизненные условия, личность значительно изменяется, но изменения эти не преднамеренны и, как правило, неосознаваемы. Жизнь, однако, ставит лич­ность в такие ситуации, когда только намеренное изменение ее особенностей может привести к благополучию. Изменить себя, не изменяя себе — задача трудная, и человек вряд ли справился бы с ней, если бы у него ... мотивация приспосо­бления была не менее мощной, чем побуждение перестроить мир», — отмечает Л.И. Анцыферова [10, с. 9].

Одним из способов приспособления к трудной ситуации является осознанное изменение своего отношения к ней (страте­гии «позитивного истолкования» и «придания ситуации нетри­виального смысла»). Прежде всего личность может придать этой ситуации нетривиальный смысл, «позитивно истолковать» неприятные и морально тяжелые переживания. Иногда ис­точником тяжелых переживаний, тревожных ожиданий ста­новятся личностные свойства человека, — в частности трудно изживаемая застенчивость, недостаточная решительность, боязливость, повышенная внушаемость, впечатлительность и т. д.

Личностным приспособлением к трудной ситуации явля­ется принятие субъектом определенной роли и последующее поведение в соответствии с выбранной ролью (стратегия «из­менение личностных свойств»). В трудной ситуации, чтобы не снизить самооценку и не относить неудачу к себе самому, че­ловек зачастую принимает на себя определенную роль и ведет себя в соответствии с этой ролью. Поскольку человек, отме­чает Л .И. Анцыферова, не идентифицирует себя с выбранной ролью, все допускаемые им промахи и неловкости он относит не к себе, а к выбранному персонажу, поэтому и не чувствует какого-либо неудобства, не снижает самооценку и не ориен­тируется на мнение других. Такую стратегию предложил ис­пользовать для преодоления застенчивости Ф. Зимбардо [94]. Ролевое поведение является одним из эффективных приемов совладания человека с некоторыми нежелательными чертами личности, но такое поведение оказывает влияние и на саму личность, изменяя личные установки и ценности.


238.


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса


_232


 


Стратегия снижения психической напряженности как сред­ство преодоления стресса используется достаточно широко. Напряженность при дистрессе обычно означает, что событие в окружающей среде или неразрешенный внутренний кон­фликт вызывает чрезмерно повышенное физиологическое возбуждение, дискоординацию механизмов психической ре­гуляции функционального состояния и поведения субъекта, следствием чего, как правило, является нарушение работо­способности и возможное развитие болезненных состояний. Выраженная психическая напряженность может сохраняться довольно длительное время после прекращения воздействия стресс-факторов.

Снижение напряженности можно достичь с помощью таких методов, как прогрессивная релаксация, аутотренинг, а также применяя средства психофармакологии (см. главы 15 и 16).

Установление социальных взаимосвязей является одной из ведущих стратегий преодоления стресса в условиях развития межличностных конфликтов, нарушений групповых процес­сов. Возникновение сложных ситуаций в процессе общения, межличностного взаимодействия, совместной деятельности требует проявления способности установления благопри­ятных социальных контактов, навыков ведения переговоров, доброжелательного, конструктивного, взаимоуважительного общения. Проявление способностей, формирование навыков установления благоприятных социальных взаимоотношений включает развитие межличностных связей на основе рацио­нального и взаимоприемлемого выбора тем и форм общения и в частности ведения переговоров, формирование дружеских, доверительных отношений, самораскрытия и самоутвержде­ния в сообществе [392, 436]. Способности, навыки, умения устанавливать благоприятные социальные взаимосвязи по­ложительно влияют на результаты преодоления стресса, когда они проявляются во всей своей совокупности как индивиду­альный стиль общения и не оказывают большого эффекта тогда, когда выступают как простые формы оперантного поведения, то есть как отдельные акты общения, не отража­ющие позитивную личностную направленность и лишенные необходимой эмоциональной окраски.


Распространенной формой приспособительного поведе­ния выступает идентификация личности с людьми более удач­ливыми — стратегия отождествления себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств. Такой прием используют люди, перенесшие те или иные неудачи, разо­чарования, неприятности в жизненных и профессиональных ситуациях. Обычно они видят причину этого в отсутствии у себя ряда качеств, свойственных более успешным, «удачли­вым» людям. «Идентифицируясь с преуспевающими людьми, «неудачники» как бы дополняют себя особыми способностя­ми, а становясь функционерами авторитетных организаций, не только получают право говорить о «наших успехах», — они на самом деле начинают ощущать себя сильными и действуют более уверенно и успешно» [10, с. 10].

«Проекция» как вид психологической защиты и преодоле­ния стресса связана с бессознательным переносом неприем­лемых собственных чувств, желаний и стремлений на других. Это стратегия неосознаваемого отвержения собственных не­приемлемых мыслей, установок или желаний и приписывание их другим людям с целью перекладывания ответственности за то, что происходит в их взаимоотношениях с окружающим миром. Проекция — это неосознаваемые установки, которые освобождают человека от тревоги обнаружения той или иной тенденции у себя. При обнаружении нежелательных качеств у других ослабевает собственное чувство неудовлетворен­ности, разочарования, вины, напряженности и это приносит облегчение.

Как считает P.M. Грановская, «при реализации проекции границы «Я» сдвигаются так, что неприемлемые аспекты своего «Я» считаются принадлежащими другим ... и тогда возникает возможность и вероятность отвергания того, что принадлежит самой личности. Иногда, наоборот, объем «Я» расширяется и возможен «захват», когда за свое принимается то, что принадлежит другим личностям — это идентификация» [66, с. 330].

«■Оппозиция» — это стратегия протеста, например, детей против норм и требований взрослых. Когда родители, учи­теля предъявляют к ребенку чрезмерные требования и в ряде подобных ситуаций заставляют детей сильно переживать,


т



Просмотров 870

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!