Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Раздел II. Преодоление психологического стресса. Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса




Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса


_225


 


В оперативном преодолении стресса К. Matheny et al. вы­делили пять классов поведения: 1) «Контроль за воздействую­щими стрессорами и признаками стресса» — определяет выбор необходимой ситуации, адекватной характеру реакции страте­гии поведения; 2) «Организация ресурсов» — мобилизация и сосредоточение эффективных усилий по преодолению стресса с учетом конкретных условий его возникновения и особенностей проявления; 3) «Наступление на стрессоры» — определение воз­можности прямого устранения стрессоров, то есть использова­ние умения решить проблему, поиск недостающей информации для оценки событий, проявление способности в установлении нормальных межличностных отношений, настойчивость в изменении признаков повышенной реактивности, предот­вращение навязчивых, самоограничивающих предположений путем изменения когнитивных оценок; 4) «Переносимость воздействия стрессоров» или повышение устойчивости к ним путем изменения когнитивной структуры, направленного на снижение воспринимаемой значимости раздражителей и тем самым подавление невротизации, что является важным при невозможности устранения стрессора; 5) «Понижение возбуж­дения» предусматривает уменьшение психической напряжен­ности за счет применения методов коррекции состояния.

Е. Koplik et al. [364] выделяют прямое преодоление и психологическое подавление. A. Billings и R. Moos [255] опи­сывают такие формы преодоления, как оценка ситуации (ак­тивные когнитивные стратегии преодоления), вмешательство в ситуацию (активные преобразовательные стратегии преодо­ления) и избегание. P. Vitaliano et al. [494] дифференцируют типы поведения преодоления на проблемно-ориентированные стратегии преодоления и эмоционально-ориентированные (самообвинение, избегание, предпочитаемое истолкование).

Однако простые дихотомические классификации все же значительно упрощают и ограничивают анализ сущности раз­вития стресса и его преодоления. Е. Menaghan [451] предло­жила рассматривать процессы преодоления стресса с позиций таких его категорий, как личностные ресурсы и усилия, стра­тегии и стили поведения. Каждая из перечисленных категорий имеет свои характеристики и черты, которые определяют осо­бенности регуляции и проявление эффектов преодоления.


Помимо изложенной выше дихотомической типологии стратегий преодоления известны и более развернутые ва­рианты их классификации. Так, Н. Weber [496] считает, что основной репертуар стратегий психологического преодоле­ния включает следующие формы: 1) реальное (когнитивное или поведенческое) решение проблемы; 2) поиск социальной поддержки; 3) перетолкование ситуации в свою пользу; 4) защита и отвержение проблемы; 5) уклонение и избегание; 6) сострадание к самому себе; 7) понижение самооценки; 8) эмоциональная экспрессия.

С. Carver et al. [271] выделили 14 способов (видов) психо­логического преодоления, среди которых они называют «вы­прямление ситуации», обращение к религии, «освобождение» при помощи потребления алкоголя и наркотиков и другие традиционно известные способы. Н. Thomae [483], анализи­руя жизненный путь нескольких возрастных групп, выделил 20 типичных реакций психологического преодоления, среди которых такие, например, как адаптация к особенностям и потребностям других людей, идентификация с их целями и судьбами, склонность не упустить шанс и другие.

И.Г. Сизова и СИ. Филиппченкова [198] на основании экспериментальных исследований определили базовые и функционально-ситуативные стратегии преодоления, к кото­рым относятся: 1) конструктивные преобразующие стратегии («когнитивная репетиция», «коррекция ожиданий и надежд», «идущие вниз сравнения», «идущие вверх сравнения», «анти­ципирующее преодоление», «предвосхищающая печаль»); 2) конструктивные приспособительные стратегии преодоления («позитивное истолкование ситуации», «придание нетриви­ального смысла ситуации», «изменение личностных свойств», «идентификация со счастливчиками»); 3) неконструктивные стратегии преодоления («фиксированная на эмоциях стра­тегия», «уход или бегство из трудной ситуации», «стратегия отрицания»).

Р.Т. Wong [508] представил эволюцию стратегий преодо­ления стресса в виде концептуального развития их движения к большой дифференциации (рисунок 5).

Открытие У. Кэнноном инстинктивных видов преодо­ления стресса, то есть реакций противодействия и отказа,

о В. Бодров


226_


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса



 


Вонг:

проактивиые;

коллективные;

творческие;

экзистенциональные;

духовные

Лазарус:

инструментальные

(поведенческие) реакции

когнитивные реакции

Фрейд: подсознательная защита

Кэннон:

инстинктивные виды поведения

Рис. 5. Эволюция стратегий преодоления стресса

уступки, стало крупным научным достижением, впоследствии положенным в основу развития теории стресса и его преодо­ления. Такие виды преодоления стресса господствуют в жи­вотном мире. Люди, которые зависят в определенной мере от этих примитивных видов преодоления стресса, имеют очень малый шанс на успех приспособления этим способом к со­временному обществу: мы не можем распознать тех людей, кто создает нам беспокойство, и те обстоятельства, которые будут нам угрожать и принесут тревогу, огорчения, страх, панику.

Концепция 3. Фрейда о разных защитных механизмах пре­одоления угроз субъективной целостности также приобрела широкое признание. Такие понятия, как «подавление», «логи­ческое объяснение», «отрицание», «рационализация» получили широкое распространение. Полагают, что большинство из этих механизмов являются врожденными и действуют бессознатель­но. 3. Фрейда в основном интересовал вопрос, как психика человека защищает себя от невротического и нравственного беспокойства, но его учение не очень способно объяснить, что и как надо делать, чтобы уменьшить эти виды стресса.


Измерение когнитивного и поведенческого преодоления стресса, разработанное С. Фолкман и Р. Лазарусом, явилось важным шагом вперед, потому что в их работах уделяется большее внимание скорее всего приобретенным механизмам преодоления стресса, чем врожденным. Преодоление стрес­са, сфокусированное на проблеме, обеспечивается разными стратегиями, в основном приобретенным путем обучения или ее решении методом проб и ошибок. Преодоление стресса, сфокусированное на эмоциях, включает некоторые защитные механизмы, которые предложил 3. Фрейд, а также разные типы когнитивных стратегий.

П. Вонг и его сотрудники разработали концепцию преодо­ления стресса, которая включает превентивные, самопреобра­зующиеся, экзистенциональные и духовные стратегии — адап­тивные реакции человека, зависящие от его способности к сим­волизированию, прогнозированию, саморефлексии, духовному проявлению, саморазвитию и самосовершенствованию. В этот перечень можно также влючить коллективные стратегии, озна­чающие согласование усилий всех членов группы для разреше­ния проблемы (эти стратегии могут иметь большее значение, чем просто получение социальной поддержки), — например, согла­сованные усилия всех членов семьи для ухода за тяжелобольным родителем, а также добавить творческие стратегии, направлен­ные на поиск и нахождение новых решений проблемы, — они строятся на изучении прошлого, но порождаются воображением и исследованием новых путей и средств решения проблемы.

Важную роль в преодолении стресса играет социокультур­ная сфера, которая предрасполагает человека к проявлению реакций на стресс определенным образом. Особенности этой среды определяют выбор способов поведения для преодоления стресса в зависимости от характера ситуации, социального и профессионального статуса человека, его демографических, национальных и других особенностей, которые могут стать как ресурсом для преодоления, так и источником стресса.

Как отмечает С.К. Нартова-Бочавер, «создание удовлетво­рительной системной классификации видов психологического преодоления — дело будущего...» [160, с. 23]. Она предлагает в качестве возможных оснований классификации следующие признаки преодоления: 1) ориентированность или локус прео-


228_


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса


J22


 


доления (на проблему или на себя); 2) область психического, в которой развертывается преодоление (внешняя деятельность, представления или чувства); 3) эффективность (приносит желаемый результат по разрешению затруднений или нет); 4) временная протяженность полученного эффекта (разрешается ситуация радикально или требует возврата к ней); 5) ситуации, провоцирующие поведение по преодолению (кризисные или повседневные).

Классификация видов стратегий преодоления («совла-дания») стресса, разработанная Л.И. Анцыферовой [10], по­строена на основании учета особенностей когнитивного и по­веденческого уровня регуляции этого процесса и своеобразия трудных жизненных и профессиональных ситуаций. Автор выделяет пять групп стратегий.

1. Преобразующие стратегии: а) практические действия и
вербальные формы реагирования; б) перестройка содер­
жательно-смысловой и энергетическо-динамической
сферы сознания; в) коррекция ожиданий и надежд; г)
восстановление позитивной самооценки; д) «идущее
вверх сравнение»; е) «антиципирующее совладание» и
«предвосхищающая печаль».

2. Приемы приспособления к трудным ситуациям: а) осо­
знанное изменение отношения к ситуации; б) «позитив­
ное истолкование» неприятного и морально тяжелого
переживания; в) ролевое поведение для совладания с
нежелательными чертами личности; г) идентификация
себя с более удачливыми людьми.

3. Вспомогательные приемы самосохранения: а) уход или
бегство из трудной ситуации; б) психологическая борьба
с негативными эмоциями и болезненными ощущениями,

: отрицание факта травмирующего события, «самопоражаю­щая» стратегия (наркомания, алкоголизм, суицид).

4. «Метастратегические техники» жизни, развитие способ­
ности: а) предвидеть и предотвращать трудные ситуа-

1 ции; б) своевременно распознавать неразрешимость определенных жизненных проблем.

5. Совершенствование нравственного начала личности —
чувства милосердия, сострадания, любви к человеку

"■■' И Т. Д.


Автор отмечает, что «совладание — это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. При этом ... не существует таких стратегий, которые были бы эффективными во всех трудных ситуациях» [10, с. 16]. Нужно и можно учить борьбе с жизнен­ными трудностями, но какими приемами следует пользоваться и следует ли ими пользоваться вообще, — это решает сама личность.

Существует мнение, что возраст человека может влиять на оценку стресса и выбор личностью стратегии его преодоления, хотя в ряде исследований утверждается, что не бывает «хоро­ших, зрелых» или «плохих, незрелых» стратегий преодоления [32, 115, 294, 378]. В исследованиях Т.Ю. Бильгильдеевой и Т.П. Крюковой [21], посвященных возрастным аспектам coping-behavior и проведенном на испытуемых 15—19 лет, установлено, во-первых, что молодыми людьми при возник­новении в их жизни напряжения и беспокойства вследствие различных неприятных событий используется большое раз­нообразие стратегий «совладания» со стрессом (свыше 400!). Предложенные версии расположились в следующем порядке: «отвлечение» (в 17% случаев), «работа, достижения» (10%), «решение проблемы» (9%), «социальная поддержка» (6%), «друзья» (5%), «активный отдых» (5%), «уход в себя» (5%), «игнорирование» (4%), а также «чудо», «разрядка», «позитив­ный фокус», «самообвинение», «профессиональная помощь» и другие, то есть в основном активные формы преодоления стресса. Во-вторых, полученные данные свидетельствуют о том, что молодые люди самостоятельно выбирают поведен­ческие стратегии (60,4% случаев), познавательные (22,8%) и эмоциональные стратегии (16,8%), что говорит, по мнению авторов, о преобладании у них рационального поведения в стрессовых ситуациях. Сопоставление полученных данных с результатами исследований на взрослых [437] позволяет считать, что тенденции coping-behavior взрослых и юношей в целом совпадают, однако, взрослые отличаются более раз­нообразным набором стратегий преодоления.

Таким образом, процесс преодоления стресса можно рас­сматривать как специфическую форму активности личности в трудных, экстремальных ситуациях, которая проявляется



Просмотров 1302

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!