![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Ресурсный подход и регуляция стресса
Одно из современных направлений в развитии теории психологического стресса связано с разработкой концепции о роли ресурсов личности в возникновении, развитии и преодолении этого психического состояния. Ресурсный подход в целях изучения особенностей психической активности разработали J.D. Brown и Е.С. Poulton и в последующем его усовершенствовали и развили М J. Posner и S.J. Boies [431], D.A. Norman и DJ. Bobrow [417], S.E. Jackson и R.S. Schuler [352] и другие исследователи. Исходя из концепции множественности ресурсов на основании изучения процессов регуляции совмещенной деятельности и развивая идеи D. Kahneman [359], D.A. Norman и D.J. Bobrow [417] и D. Navon и D. Gopher [416] о рас- 208. Раздел II. Преодоление психологического стресса Глава 8. Процессы и ресурсы преодоления стресса
пределении ресурсов, можно сформулировать ряд постулатов концепции человеческих ресурсов: —«человеческая система» в любой момент обладает опреде —деятельность характеризуется количеством использо —трудовая задача в конкретный момент определяется для —функция деятельности характеризуется соотношением Проблема психологического стресса с позиции ресурсного подхода нашла отражение в его ресурсной модели, согласно которой стресс возникает в результате реальной или воображаемой потери части ресурсов, которые включают поведенческую активность, соматические и психические и профессиональные возможности, личностные характеристики, вегетативные и обменные процессы [325]. Р.А. Hancock [340] отмечает, что возможности ресурса внимания связаны с «психологической адаптивностью» человека к стрессу. Аналогичную мысль о соотношении стресса и ресурсов проводит A.W. Gaillard [330], который утверждает, что стресс (как и умственная нагрузка) отражает характер отношения между требованиями среды или деятельности и величиной ресурсов для их удовлетворения. В ресурсной модели стресса привлекательной является принципиальная возможность оценить стресс через категорию потери, расхода ресурсов. Однако остается неясным, в какой степени различия в стрессогенных ситуациях отражаются на составе и количестве востребованных ресурсов, как на этом процессе сказывается исходное значение ресурса, имеются ли все же эффекты перераспределения ресурсов, и в чем они заключаются. Следует отметить, что данная модель стресса получила концептуальное освещение только применительно к экстремальным условиям социальных процессов. Представляет интерес, в какой степени другие виды экстремальности могут быть раскрыты через категорию человеческих ресурсов. Р. Хокки и П. Хамильтон [218] на основании анализа данных литературы и результатов собственных исследований высказали ряд предположений о тех процессах, которые, возможно, лежат в основе развития стрессового состояния, основные из них следующие: —когнитивная система обладает определенными воз —ресурсы определяют скоростные характеристики си —система имеет некоторый высший орган контроля и —процесс «подключения» необходимых ресурсов к вы —система может характеризоваться одним или несколь ; стояния меняются под воздействием внешних условий (стрессоров); —при стрессе не происходит серьезных нарушений в рабо —существует механизм «настройки» на оптимальное со I
![]() |