Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Раздел II. Преодоление психологического стресса. Глава 11. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса




Глава 11. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса


_2S5


 


поведения в этих условиях существенно зависят от индивиду­альных особенностей личности.

Для человека большое значение имеет возможность актив­ного психического регулирования своей деятельности. Однако это не исключает роли природных факторов, влияющих на характер поведения и результативность деятельности. Осо­бенно существенна роль природной основы личности в психо­логических реакциях индивида на экстремальное воздействие. В.Д. Небылицин [161] характеризует эти качества как индиви­дуальные пределы допустимых интенсивностей биологических процессов, в рамках которых еще возможно приспособление и адекватное осуществление психических функций. Известно, что лица эмоционально реактивные показывают статистиче­ски значимое ухудшение тестовых показателей тогда, когда условия деятельности приближаются к экстремальным [159]. У экстравертов при стресс-воздействиях тормозные процессы развиваются более быстро и нормализуются медленнее, чем у интровертов. Однако такая типизация личностей, основанная только на психологическом анализе, недостаточно совершен­на и не имеет нейрофизиологической основы.

Оценка сигнала как непривычного, экстремального осу­ществляется и с учетом индивидуального опыта. Хранимая личностью информация, отражающая ее жизненный опыт, свойственные ей особенности эмоциональной и интеллек­туальной оперативности, все ее высшие психологические качества так или иначе фиксированы структурно в ее головном мозге, воплощены в специфической организации мозговых систем [77]. Личностная организация мозговых систем являет­ся нейродинамической организацией, включающей не только высшие уровни, но и нижележащие, вплоть до молекулярного. В свою очередь она является производным как от генетически заданных церебральных свойств личности, так и от ее соци­ального развития.

Роль интеллектуальной деятельности в развитии психоло­гического стресса и эмоций находит все большее признание в литературе. В серии исследований под руководством Р. Лаза-руса [118] было убедительно показано определяющее значение интеллектуальной оценки в возникновении и снижении стрес­совых реакций. Один и тот же стимул (фильм) вызовет или не


вызовет стрессовую реакцию в зависимости от того, какова ориентация зрителя по отношению к отображаемому собы­тию. Если события в фильме рассматриваются как неопасные, то стресса не возникает. Если же они истолковываются как опасные, и зритель при этом не занимает беспристрастной позиции наблюдателя, тогда возникает стресс. Ценность по­лученных результатов определяется не только тем фактом, что на оценку опасности стимула можно влиять, но и тем, что интеллектуальные оценки лежат в основе возникновения стресса.

Значение интеллектуальных особенностей, и в более широком плане личностных качеств индивида (мотиваци-онно-потребностных, волевых, темпераментальных и др.), в возникновении, развитии и преодолении психологического стресса в настоящее время не вызывает сомнения у исследо­вателей. И в то же время именно особенности взаимосвязи характеристик эмоциональной реактивности и личности, роль личностной детерминации в развитии стресса являются наименее изученными вопросами и привлекают к себе повы­шенное внимание.

Отмечается интерес к врожденным, генетическим детер­минированным биологическим факторам, обусловливающим психологическую индивидуальность человека, особенно в связи с проблемой деятельности в сложных, экстремальных, стрессогенных условиях. Именно в таких ситуациях выяв­ляются способность к формированию реакций, адекватных условиям деятельности, определяется устойчивость к стрес-согенному воздействию. Эта способность проявляется в скорости первичного приспособления организма к влиянию возникших стрессовых условий, в длительном поддержании компенсаторных реакций на эти условия, что обусловлива­ется силой нервной системы, и в адекватной перемене образа действий, что определяется свойством подвижности нервных процессов.

Одним из способов адекватной адаптации к стресс-ситуа­ции может являться обучение новому навыку, устраняющему конфликт, «рассогласованию» между степенью воздействия стресс-фактора и реакцией организма и психики. Другой формой реакции может быть активное, волевое подавление


286.


Раздел II. Преодоление психологического стресса



Просмотров 667

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!