Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 11. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса. воспринятой информации, «неприятие» ее в личностном плане (то есть «психологическая защита личности»)




 


воспринятой информации, «неприятие» ее в личностном плане (то есть «психологическая защита личности»). Адап­тация к психологическому стрессу, ее продолжительность определяются фактором психологической выносливости (устойчивости) личности. Формой психологической защиты, а следовательно, и формой ответного поведенческого реаги­рования, может являться полное или частичное отключение от реальности обстановки с психологической ареактивностью или «смещением активности».

Формы ответного реагирования вырабатываются лич­ностью через процессы оценки, предвидения, решения, при­способления. Они различаются по скорости и продолжитель­ности развития и находятся в зависимости от индивидуальных психологических и нейрофизиологических характеристик личности. Всем этим и определяется индивидуальный характер психологического реагирования разных индивидов в стандарт­ных эмоционально-стрессовых ситуациях.

С позиции оценки оперативной реакции человека в эмо­ционально-дезорганизующей ситуации (то есть в условиях «острого» психологического стресса) огромное значение имеет способность данного человека осуществлять сложные, специализированные виды деятельности вопреки таким эмоциогенным помехам. Это определяется типологической характеристикой личности, способностью ее к эмоциональной изоляции от всего «вне контекстуального», к подавлению воз­никающих психологических помех, к устойчивости по отно­шению к различным ситуационным изменениям. По существу это уже является проявлением психологической адаптации к эмоционально-стрессорному воздействию. Но продолжитель­ность данной фазы может чрезвычайно резко различаться в зависимости от личностной, психологической ориентации, функциональных особенностей нервной системы индивидов, характера самого воздействия. Поэтому между первым и вто­рым этапами развития стрессовой реакции в ее психологиче­ском содержании нет четкой грани, а состояние психической дезадаптации, то есть третий этап эмоционально-стрессовой реакции, может при определенных условиях развиваться не­посредственно за стресс-воздействием как следствие острого


психологического стресса. В этом и состоит отличие эмоции от эмоционального (психологического) стресса.

Состояние психической дезадаптации может быть также следствием сильных положительных эмоций, хотя такие слу­чаи гораздо более редки, чем психологическая дезадаптация от воздействия негативных эмоций. Экстремальность психо­логического воздействия определяется «пределом выносливо­сти» данной личности, возможным диапазоном напряжения системы психической адаптации до ее «прорыва».

Таким образом, особенности проявления психологиче­ского стресса определяются экстремальностью воздействия. Но само понятие экстремальности должно определяться не в физических параметрах внешнего стимула, а в психологиче­ских, пока еще не поддающихся квантификации, категориях предела личностной психической адаптации к этому воз­действию.

Можно предположить, что психофизиологические меха­низмы возникновения и развития психологического стресса определяются индивидуальными особенностями организации нейродинамических систем мозга, личностными психофи­зиологическими категориями и уровнем неспецифических адаптационных элементов самой мозговой ткани. Все стадии напряжения и прорыва барьера психической адаптации, как справедливо отмечает Ю.А. Александровский [3], сопро­вождаются общими и неспецифическими биологическими изменениями, известными как стресс.

Сторонники различных теорий личности по-разному рас­сматривали ее связь со стрессом.

В психоаналитической теории 3. Фрейда личность описы­вается относительно интрапсихического конфликта. Природа этого конфликта и его первоначальный источник, вероятно, играют важную роль в становлении структуры человеческой личности. Во время золотого века психоанализа предприни­малось много попыток интерпретировать стрессовые реак­ции в понятиях психоаналитической теории. Большинство этих попыток легло в основу развития психосоматического направления в психологии и медицине. Появилось понятие «психосоматическое расстройство», которое определяло возникновение реального физического заболевания (язва,


288


Раздел И. Преодоление психологического стресса


Глава 11. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса


289


 


астма, колиты, сердечно-сосудистые нарушения и др.) в ре­зультате влияния таких психических состояний, как стресс и тревога.

Согласно диспозиционным теориям личности, предпо­лагается, что есть устойчивые, стабильные черты личности, которые присущи именно этому человеку [382]. Одной из разновидностей в ряду этих теорий является типологический подход, согласно которому из всего множества характеристик личности формируются и рассматриваются несколько их со­четаний (групп), существенно различных и по составу этих характеристик, и по особенностям их взаимосвязи. В теории черт учитывается большое количество личностных характе­ристик, различные диспозиции которых позволяют отразить своеобразие индивидуальности.

В типологическом подходе, пожалуй, наиболее известной является концепция К. Юнга, согласно которой выделяются два типа людей — интроверты и экстраверты. Важными диф­ференцирующими признаками этих типов является уровень социальной активности, экспрессивности, эмоционально­сти.

Пожалуй, наибольшее внимание при изучении влияния тех или иных черт личности на развитие стресса и привлекла такая черта, как тревожность. CD. Spielberger [470] полагает, что есть принципиальная разница между личностной и си­туативной тревожностью. Личностная тревожность является относительно постоянной чертой. Люди, обладающие высокой личностной тревожностью, проявляют значительно более интенсивно чувство тревоги независимо от ситуации. Для высокотревожных людей требуется относительно меньший уровень стресс-воздействия, чтобы вызвать выраженную стрессовую реакцию. С другой стороны, люди с низкой лич­ностной тревожностью всегда более спокойны, невзирая на ситуацию. Требуется относительно высокий уровень стресса, чтобы вызвать у них стрессовую реакцию.

Состояние тревоги зависит не только от личностной тре­вожности, но и от характера проблемной ситуации. Интервью по поводу приема на работу, водительские экзамены, сольные музыкальные выступления — это ситуации, которые могут вызывать высокую тревогу.


Концепция ситуационно-личностной тревожности важна для исследований стресса, так как доказывает, что стрессовые реакции и их последствия, особенно при хроническом стрессе, могут быть связаны с личностными особенностями. Личност­ная тревожность может быть одной из причин возникновения таких болезненных проявлений, как инфаркт миокарда, а ситуационная тревожность, например, отражает готовность человека допустить мысль, что он серьезно болен [268].

Т. Millon [403], специалист в области изучения личности, и в частности, воздействия на нее стресса, отмечает, что лич­ность объединяет индивидуальные стили защиты от тревоги, разрешения психологических конфликтов, и в этом заключа­ется ее предназначение, функция — защита индивида от со­циальных и биологических потрясений, сохранение его инди­видуальности. Он считает, что одна из основных особенностей личности заключается в проявлении индивидом механизмов преодоления стрессовых воздействий и проявлений.



Просмотров 757

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!