Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Раздел II. Преодоление психологического стресса. Глава 11. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса




Глава 11. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса


 


Устойчивость к стрессу как личностное

Свойство

Устойчивое поведение человека в условиях стресса («стрессо-устойчивость») является одним из важных психологических факторов обеспечения успешного преодоления стресса. Ис­следование природы стрессоустойчивости, путей и средств ее формирования и поддержания имеет важное значение для целого ряда жизненных и профессиональных событий, кото­рые протекают в экстремальных условиях.

В настоящее время, несмотря на достаточное количество работ по данной проблеме, нет ясности в понимании сущ­ности стрессоустойчивости, роли психики в ее обеспечении, особенностей проявления в различных ситуациях. Однако эти вопросы нашли отражение применительно к понятию «эмоцио­нальная устойчивость», которое можно считать с определен­ным допущением синонимом понятия «стрессоустойчивость» [1,82, 139, 159 и др.].

Ряд авторов свойство эмоциональной устойчивости свя­зывают с характеристиками темперамента, которые оказы­вают определенное влияние в основном на реактивность и силу эмоциональных переживаний и проявлений, а не на их содержание [93, 181]. Другие исследователи считают эмоцио­нальную устойчивость проявлением волевых характеристик личности и определяют ее как способность управлять воз­никающими эмоциями при выполнении деятельности [139, 154]. В исследованиях М.И. Дьяченко и его коллеги [81] и К. Изарда [96] обосновывается положение о том, что эмоцио­нальная устойчивость в значительной мере детерминируется динамическими (интенсивность, гибкость, лабильность) и содержательными (виды эмоций и чувств, их уровень) харак­теристиками эмоционального процесса. Важный фактор эмо­циональной устойчивости — содержание и уровень эмоций, чувств, переживаний в экстремальной обстановке. П.Б. Зиль-берман [93] приходит к выводу, что под эмоциональной устой­чивостью следует понимать интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивида, которое обеспечивает


успешное достижение цели деятельности в сложной эмоцио­нальной обстановке.

Таким образом, многие авторы отмечают, что эмоциональ­ная устойчивость как свойство психики отражает способность человека успешно осуществлять необходимую деятельность (жизнедеятельность) в сложных условиях. М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко [82], развивая это положение, считают, что очень важно определить в этом свойстве психики место и роль собственно эмоционального компонента. В противном случае трудно избежать отождествления эмоциональной устойчиво­сти с волевой и психической устойчивостью, которые также могут рассматриваться как интегральные свойства личности. Другими словами, соотнося результаты деятельности с эмо­циональной устойчивостью, нельзя не учитывать, что успех выполнения необходимых действий в сложной обстановке обеспечивается не только ею, но и многими личностными ка­чествами и опытом человека. По мнению авторов, собственно эмоциональными детерминантами стрессоустойчивого по­ведения являются эмоциональная оценка ситуации, эмоцио­нальное предвосхищение хода и результатов деятельности, испытываемые в данной ситуации эмоции и чувства, эмоцио­нальный опыт личности (эмоциональные установки, образы, прошлые переживания). Результаты их исследований показы­вают, что эмоциональная устойчивость как качество личности является единством компонентов: а) мотивационного; б) эмо­ционального; в) волевого, который выражается в сознатель­ной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации; г) интеллектуального — оценка и определение требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий.

Эмоциональная устойчивость личности в экстремальных условиях обеспечивает переход психики на новый уровень активности — такая перестройка мотивационных, регуля-торных и исполнительных функций позволяет не только предотвратить, но и преодолеть сложную ситуацию в жизни и деятельности.

Попытки установить универсальный принцип разделения людей на устойчивых и неустойчивых к воздействию стресса, предпринимались рядом исследователей. Так, активное и


300


Раздел II. Преодоление психологического стресса



Просмотров 891

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!