Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса



состоянием человека, некоторые из которых успешно приме­няются или могут быть использованы для регуляции функцио­нального состояния, и в частности преодоления стресса. Их содержание, способы и результаты использования изложены в ряде обзорных работ [47, 67, 69, 123, 124, 132, 141, 173, 191 и др.]. Некоторые из них будут представлены в последующих главах настоящей книги.

А.Б. Леонова и А.С. Кузнецова [127] провели системати­зацию основных способов оптимизации функционального состояния человека. При этом обращено внимание на значение в профилактике функциональных нарушений таких характе­ристик трудовой деятельности, как эргономичность орудий (средств) труда и рабочего места, рациональность содержания и способов трудового процесса, условий и организации дея­тельности. Отмечая важность профилактики стресса, авторы наибольшее внимание обращают на использование методов непосредственного воздействия на субъекта для управления развитием и проявлениями измененного функционального состояния. Данное положение обусловлено тем, что способы эргономического обеспечения трудовой деятельности, ориен­тированные на оптимизацию выполнения типовых и нештат­ных (аварийных) задач на основе учета «человеческого фак­тора» в системе «человек — трудовая деятельность», пока еще недостаточно активно внедряются в практику проектирования, создания и эксплуатации человеко-машинных систем в виду технических, технологических, экономических и других огра­ничений. К тому же эргономические требования к деятельно­сти основаны на обобщенных (и усредненных) характеристи­ках функциональных возможностей, как правило, достаточно представительной совокупности людей и в них нивелируются, не отражаются в полной мере профессиональные, психологи­ческие, физиологические и другие особенности конкретного человека, индивидуальные характеристики его функциональ­ного состояния, когнитивных процессов и психомоторики, личностных свойств, чувствительности и реактивности систем организма и психики, профессиональной подготовленности и других компонентов «личного фактора» [37].

Среди способов непосредственного воздействия на функ­циональное состояние А.Б. Леонова и А.С. Кузнецова выдели-


332 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

ли две группы способов внешнего воздействия и внутренней оптимизации состояния. К первой группе способов относятся:

1) нормализация режима питания и витаминотерапия; 2) фар­
макотерапия; 3) рефлексотерапия; 4) функциональная музыка
и цветомузыка; 5) библиотерапия; 6) коммуникационные
воздействия (убеждение, приказ, внушение, гипноз). Вторая
группа включает: 1) самогипноз; 2) нервно-мышечную релак­
сацию; 3) идеомоторную тренировку и сенсорную репродук­
цию; 4) аутогенную тренировку; 5) гимнастику и самомассаж;
6) специальную подготовку и спецобучение; 7) поведенческую
психотерапию; 8) групповой тренинг. Указанные способы
предусматривают использование вербальных, невербальных,
аппаратных, контактных, дистанционных методик в режимах
индивидуального и группового управления функциональным
состоянием.

В.Л. Марищук и В.И. Евдокимов в своей работе [143] клас­сифицировали методы регуляции психических состояний летного состава, и в частности коррекции функциональных нарушений и восстановления профессионального здоро­вья. Авторы разделяют эти методы на две группы: в первую вошли методы оперативного управления состоянием, во вторую — методы программного (заранее запланированного) воздействия и управления. В эти группы методов входят четы­ре класса методических приемов регуляции функционального состояния.

Первый класс (методы психической регуляции) — 1) ауто­генная тренировка; 2) специальные приемы регуляции (идео-моторная тренировка, «эмпатийный» полет); 3) «самокон­троль—саморегуляция»; 4) музыкальное кондиционирование; 5) аромофитоэргономика.

Второй класс (методы психофизиологической регуля­ции) — 1) физические упражнения в период профессиональ­ной деятельности; 2) массаж; 3) рефлексотерапия, рефлексо-профилактика; 4) термо-восстановительные процедуры; 5) электростимуляция.

Третий класс (физиолого-гигиенические методы) — 1) организация рационального режима труда, отдыха и питания;

2) активный отдых; 3) закаливание; 4) регуляция среды про­
фессиональной деятельности.


I


 

333

Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса

Четвертый класс (фармакологические средства) — 1) адап-тогены; 2) ноотропы; 3) стимуляторы центральной нервной системы; 4) транквилизаторы; 5) витамины.

Л.Г. Дикая [75] предложила оригинальную модель класси­фикации средств саморегуляции функционального состояния. В основу классификации положен сформулированный ею новый подход к решению проблем регуляции, основанный на результатах анализа взаимодействия психологических систем саморегуляции состояния и профессиональной деятельности. На продуктивность этого взаимодействия оказывают влияние, с одной стороны, внутренние изменения в организме субъекта, его психические состояния и переживания, а с другой сторо­ны — требования профессиональной деятельности и условия ее выполнения. Саморегуляция функционального состояния выступает в форме разрешения противоречия между этими потоками воздействия во внутреннее изменение состояния субъекта. Неоднозначность и индивидуальность различия в изменениях функционального состояния определяются так­же взаимодействием целей, мотивов и детерминант этих двух видов деятельности, интенсивностью и качественным свое­образием регулятивных систем, участвующих в саморегуляции состояний и деятельности.

Разработанная Л.Г. Дикой классификация средств и ме­тодов саморегуляции предусматривает их воздействие — 1) на системы неспецифической генерализованной активации (уро­вень бодрствования, когнитивная активация, ориентировоч­ный рефлекс); 2) на специфические системы активности — с участием эмоциональной и волевой саморегуляции (состояния ожидания, бдительности, готовности); 3) на активационные, когнитивные, личностные, эмоциональные регуляторные системы. Критериями классификации являются, во-первых, уровни регуляции — а) непроизвольный и неосознаваемый; б) произвольный и неосознаваемый; в) произвольный и осо­знаваемый; г) осознаваемый и целенаправленный, а, во-вто­рых, соответственно уровням — способы саморегуляции: а) флуктуации сон—бодрствование, ориентировочная реакция, когнитивная активация; б) состояние ожидания, готовности, бдительности, расслабления, эмоционального реагирова­ния, двигательной и речевой активности; в) волевые усилия,



Просмотров 838

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!