Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Эргономическое проектирование профессиональной деятельности



Содержание процесса проектирования будущей или совершен­ствование существующей деятельности и отдельных ее компо­нентов (например, орудий или условий труда) заключается в обосновании требований к ней, в последующей их реализации на этапах проектирования и создания объекта и оценки, про­верки результатов разработки поставленным требованиям. Эргономическое проектирование является составной частью процедуры технического (конструкторского) проектирования объекта (деятельности) и представляет собой процедуру реали­зации эргономических (психологических, физиологических, гигиенических и др.) требований к средствам, содержанию, условиям и организации деятельности на этапах разработки технического задания, технического предложения, эскизного и технического проектов, изготовления и испытания опытного образца средств деятельности, коррекции принятых решений, обоснования предложений по организации деятельности и т. д. [112, 134,174, 189 и др.].

Содержание эргономического проектирования деятель­ности предусматривает решение вопросов по включению человека в проектируемую деятельность и обеспечению не только ее эффективности и надежности, но также личной и коллективной безопасности человека, сохранения здоровья и функциональной устойчивости к воздействию экстремальных факторов деятельности. На этапах проектирования должны решаться такие вопросы, как распределение функций между


Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса

специалистами и между человеком и техникой, определение структуры, алгоритмов рабочего процесса, способов выполне­ния работы, требований к психологическим характеристикам человека, на этой основе — проектирование технических средств деятельности (средств отображения информации, органов управления, компоновки рабочего места). Решение перечисленных задач предусматривает создание рациональ­ных, с точки зрения функциональных возможностей человека обеспечения его работоспособности, условий для эффектив­ного выполнения трудовых задач.

На основании экспериментальных исследований и опыта трудовой деятельности в определенной области (профессии) формируются эргономические требования к вновь проек­тируемым видам орудий труда, содержанию трудового про­цесса, условиям и организации его реализации, а также к мероприятиям по профессиональному отбору и подготовке специалистов.

Исходя из своеобразия характеристик человека, лежащих в основе эргономических требований, последние классифи­цируются на следующие группы: 1) гигиенические, которые определяют безвредные и безопасные условия жизнедеятель­ности человека и ограничивают (в виде нормативов) воздей­ствие на него неблагоприятных факторов рабочей среды; 2) психологические, обусловленные особенностями психических процессов, свойств и состояний и определяющие особенности реализации функций по преобразованию информации и их устойчивой реализации при воздействии экстремальных фак­торов деятельности; 3) физиологические, отражающие энерге­тические возможности человека по реализации трудовых задач в различных условиях деятельности, функциональные (адап­тационные) резервы организма и т. п.; 4) антропометрические, обусловленные размерными характеристиками человеческого тела (рук, ног, туловища) и определяющие пространственно-метрическую конфигурацию рабочего места специалиста.

Требования к средствам отображения информации (СОИ) заключаются в том, что они должны адекватно отображать объекты управления и окружающую среду; по количеству информации — обеспечивать рациональную информацион­ную нагрузку и не приводить к стрессогенным условиям ее


350 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

дефицита, избыточности и т. п., по форме и композиции СОИ должны соответствовать трудовым задачам и психологическим возможностям по преобразованию информации и т. д.

Требования к органам управления (ОУ) отражают необ­ходимость располагать их в соответствии с функциональной последовательностью рабочих действий с учетом сложивше­гося у человека стереотипа движений, обеспечивать равно­мерность загрузки обеих рук и ног специалиста и рациональ­ность (с точки зрения продолжительности работы, точности и координированное™ рабочих движений и т. д.) мышечных усилий, кодировать ОУ формой и местоположением, чтобы не допускать перепутывания при их использовании без зритель­ного контроля, располагать ОУ с учетом принципа экономии движений и т. д.

Требования к рабочему месту определяют необходимость обеспечения зрительной и слуховой связи специалиста с обо­рудованием, а также между специалистами при совместной деятельности, использование средств защиты от опасных и вредных факторов внешней среды, создание рабочего про­странства для осуществления необходимых движений и пере­мещений в процессе выполнения трудовых задач, обеспечение соответствия конструкции рабочего места антропометриче­ским, психологическим и физиологическим характеристикам человека, выбор целесообразного рабочего положения (сидя, стоя) и т. д.

Требования к рабочей среде заключаются в том, что ее фак­торы (гигиенические, социальные, психологические) при их воздействии на человека не должны оказывать отрицательного влияния на его здоровье, вызывать экстремальные состояния, психическое перенапряжение, стресс и снижать эффектив­ность и надежность профессиональной деятельности.

Требования к организации деятельности предусматривают рациональное планирование режима труда и отдыха, а также рабочей нагрузки в течение рабочего цикла (смена, день, неделя и т. д.), восстановление работоспособности, распре­деление служебных обязанностей и расстановки кадров, сти­мулирование труда в целях обеспечения его эффективности и безопасности, сохранения профессионального здоровья и долголетия и т. д.


Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса

Более подробно эргономические требования к проекти­руемой профессиональной деятельности и ее компонентам изложены в ряде специальных работ [60, 89, 91, 96, 112, 134, 227 и др.]. Следует еще раз отметить, что соблюдение эргоно­мических требований обеспечивает адекватность рабочей на­грузки функциональным возможностям человека, снижение экстремальности воздействующих на него факторов деятель­ности, поддержание работоспособности на заданном уровне, сохранение допустимого функционального состояния и тем самым предупреждение развития состояния психологического стресса.



Просмотров 1089

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!