Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 14. Приемы индивидуальной профилактики стресса. больше подойдут игры, направленные, так сказать, «на самого себя» (решение кроссвордов, ребусов и пр.)



больше подойдут игры, направленные, так сказать, «на самого себя» (решение кроссвордов, ребусов и пр.). В такого рода игровой деятельности возникает чувство азарта при преодо­лении затруднений, и человек испытывает удовлетворение, найдя в себе силы справиться с этими трудностями.

К познавательно-художественным видам активного от­дыха можно отнести чтение художественной, научно-попу­лярной и исторической литературы, просмотр телепередач, кинофильмов и т. д.

Активный отдых путем стимуляции созерцательной

Активности

Средства, относящиеся к данному классу, не требуют специ­ального сосредоточения внимания на достижении какой-то конкретной цели. Этим объясняется, что они могут быть эффективно использованы и при наиболее серьезных наруше­ниях функциональных состояний (типа стресса), чем средства переключения рабочей доминанты.

К числу этих средств следует отнести прежде всего музыку. Известно, что сила воздействия музыкальных произведений и глубина эстетических переживаний зависят не только от худо­жественно-образного содержания, но и от формально-инфор­мационной характеристики. Воздействие неожиданной по фор­ме и содержанию музыки («электронная музыка» Усачевского) оказалось значительно эффективнее (эффект «эмоционального взрыва») музыки, подобранной по «заявкам» [89]. Видимо, здесь сталкиваешься с явлением определенной эстетической установки, с действием подсознательного механизма предуга­дывания линий развития музыкальной темы и соответственно с предвидением своего собственного музыкального пережива­ния, которое в согласии с сенсорным и социальным опытом слушателя должно у него возникнуть. Когда же музыкальное продолжение намеченной в начале произведения темы оказы­вается неожиданным, построенным вопреки прогнозируемому развитию темы, срабатывает эффект воздействия новизны, и неподготовленное, непредугаданное переживание будет ярче.

Помимо музыки к классу «созерцательных» средств ак­тивного отдыха могут быть отнесены произведения изобра-


зительного искусства. Целесообразность использования этих средств определяется прежде всего необходимостью «смены деятельности» и в сфере самого отдыха.

Принцип подбора произведений искусства должен быть основан как на удовлетворении индивидуальных вкусов (за­явок), так и на использовании произведений, несущих опреде­ленный «функциональный заряд» — успокоительный, релакси-рующий (классическая музыка, пейзажи, натюрморты, детек­тивы, приключенческая литература), либо «активизирующий» (рок- и поп-музыка, картины символистов и абстракционистов, драматические произведения литературы и т. п.).

Наконец, к этому классу средств можно отнести и «само­стоятельный» отдых без использования каких-либо специаль­ных средств. Известно, что существуют спонтанные колебания внимания даже во время выполнения ответственной опера­торской деятельности. Можно полагать, что эти колебания и даже отключения внимания имеют смысл «созерцательного» отдыха. Потребность в таком отдыхе возрастает с увеличением степени запрограммированности рабочей деятельности и по мере развития утомления или напряженности.

Таким образом, для профилактики развития состояния стресса и других функциональных расстройств помимо предо­ставления времени для отдыха акцент должен быть сделан на содержании активного отдыха. Для коррекции состояний, относящихся к типу «превентивного торможения», а также слабо выраженных депрессивных состояний в фазе субком-пенсированного утомления или напряжения, лучше всего использовать средства переключения рабочей доминанты на игровую и художественно-познавательную деятельность, чередуя их с впечатлениями от эмоционально ярких произ­ведений искусства. К последним следует отнести музыку, а также произведения живописи.

В условиях выраженного утомления и повышенного воз­буждения, раздражительности предпочтительнее произведения преимущественно спокойного, созерцательного плана. Стиму­лирующий эффект, если это нужно для быстрого подъема уров­ня активности в условиях утомления или депрессии, создает музыка необычного звучания и жанровых контрастов.


Глава 15



Просмотров 640

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!