Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса. от многочисленных факторов воздействий и организации функциональных систем организма и психики



от многочисленных факторов воздействий и организации функциональных систем организма и психики. Наиболее об­стоятельный анализ этой проблемы представлен в ряде работ отечественных и зарубежных авторов [132, 133, 233].

С точки зрения теории и практики AT, большое значение имеет положение о том, что действие подпорогового стимула, в ряде случаев играющего роль императивного внушения, лучше проявляется в состоянии пассивного расслабления пациента.

Учение об общем адаптационном синдроме имеет самое прямое отношение как к изучению механизмов саморегуляции функционального состояния при воздействии стресс-факто­ров, так и к обоснованию методов управления (профилакти­ки, коррекции) этого состояния. Характерной особенностью развития этого учения явилось то, что в целом само понятие «стресс» в отличие от его первоначального употребления (Г. Селье) в значительной степени приобрело психологиче­ский характер. На основе анализа различных теоретических и экспериментальных материалов изучения стресса B.C. Лобзин и М.М. Решетников делают следующее заключение: «Если действительно правильно установлено, что человек биологи­чески (физиологически) не защищен против висцеральных последствий эмоциональных и психосоциальных нагрузок, то это не значит, что вообще не существует возможностей адекватной адаптации... Такая адаптация возможна прежде всего на основе стимуляции и оптимального использования психофизиологических резервов организма, а также повы­шения способности к саморегуляции, в том числе исходно не­произвольных функций. Не имея возможности устранить или ослабить воздействие стресс-фактора, используя психофизио­логические механизмы аутогенной тренировки, человек может целенаправленно корректировать свои реакции на основе принципа минимизации последствий этого воздействия» [133, с. 66]. Способствуя оптимизации функционального (психиче­ского) состояния человека, AT позволяет не только активно «настраиваться» на предстоящий или ожидаемый стресс, но благодаря систематическому упражнению симпато-парасим-патических (тензорно-релаксирующих) функциональных систем, обеспечивает адаптивный эффект непосредственно в


450 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

процессе стрессорного воздействия. Существенное влияние на величину и длительность этой реакции может оказывать когнитивная переоценка, рационализация субъективных переживаний, — если какой-то отрицательный психогенный фактор нельзя устранить, то следует изменить отношение к нему, снизить его индивидуальную значимость.

Значительное внимание в исследованиях механизмов саморегуляции уделяется нейрофизиологическим эффек­там релаксации и, в частности, словесным воздействиям на физиологические функции. Словесный сигнал или образ, вызванный этим сигналом, при систематическом повторении в процессе аутогенной тренировки ведет к образованию услов­ных вербально-висцеральных реакций, которые реализуют программу тренировки. Значительную роль в этом процессе играют формируемые связи функционального состояния ЦНС с тонусом поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры. Активная мышечная релаксация, которая является не только пусковым механизмом, но и, по утверждению B.C. Лобзина [133], базисным элементом во всей системе аутогенной тре­нировки, сопровождается ослаблением тонуса поперечно-по­лосатой и гладкой мускулатуры и снижением эмоциональной напряженности.

Во время релаксации наступает некоторое снижение артериального кровяного давления и частоты сердечных сокращений, дыхание становится более редким и поверх­ностным, при длительном применении метода с помощью специальных упражнений постепенно формируются навы­ки целенаправленного волевого управления деятельностью сердца. Под влиянием релаксации существенно повышается внушаемость, нормализуются основной обмен и насыщение крови кислородом.

Нейропсихологические эффекты AT связаны в основном с развитием способности к образным представлениям, улуч­шением функции памяти, повышением аутовнушаемости, усилением рефлексивной способности сознания, способности саморегуляции произвольных функций и формированием навыков к сознательному управлению некоторыми непроиз­вольными психическими и физиологическими функциями.

Аутогенная тренировка применяется довольно широко в


Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса________________________ ^§1

клинической практике, спорте, в профессиональной деятель­ности. Положительное влияние AT на процессы восстановле­ния психической и физической работоспособности, возмож­ность с ее помощью регулировать эмоциональное состояние и повышать эффективность использования функциональных резервов организма и психики дает основание рекомендовать ее к применению в целях психогигиены, психопрофилактики и психокоррекции.

Широкое использование метод AT получил для регуляции состояния специалистов, деятельность которых связана с по­вышенным нервно-эмоциональным (психическим) напряже­нием и стрессом в связи с воздействием экстремальных факто­ров среды, высокой сложностью и ответственностью трудовых задач у летчиков (В.Л. Марищук, Л.П. Гримак, М.М. Решет­ников, Д.И. Шпаченко, В.М. Звоников и др.), космонавтов (Л.П. Гримак, Ю.Ф. Исаулов и др.), водолазов (A.M. Свядощ, Ю.Б. Шумилов) и некоторых других специалистов.

Так, в исследованиях М.М. Решетникова [182, 183] по лонгитюдному применению аутогенной тренировки и спе­циальных методов психогигиены и психокоррекции у здо­ровых людей позволили выявить существенные изменения некоторых индивидуально-психологических характеристик у лиц, регулярно использующих этот метод. В частности, у них снижались раздражительность, тревожность, улучшались сон и самочувствие, наблюдалось снижение общей невротизации личности и повышение решительности и уверенности в себе, что способствовало улучшению социальной адаптации и спо­собности к психофизиологической мобилизации. Применение клинико-психологических методов исследования показало, что лица, проявляющие осознанную мотивацию к освоению аутогенной тренировки, имеют достоверно более высокие (но в 92% случаев не превышающие границу нормы) показатели по шкалам 2,4, 7 и 8 СМИЛ (адаптированный вариант MMPI), по шкале нейротизма Айзенка, по шкалам реактивной (ситуа­ционной) и личностной тревожности Спилбергера-Ханина и более низкие показатели по шкалам С, Е и Н 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла.

Проведенные исследования показали, что AT способствует повышению эмоциональной устойчивости, стабилизации


452 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

настроения и поведенческих реакций, нормализации сна, развитию уверенности в себе, снижению тревожности, вну­тренней напряженности, улучшению социальной адаптации и общительности, развитию способности и мобилизации психофизиологических резервов организма и психики. При использовании идеомоторных упражнений на базе AT было выявлено существенное улучшение функции моторной па­мяти, что повышало эффективность освоения сложных видов операторской деятельности.

Краткосрочный отдых в состоянии аутогенного расслабле­ния ведет к быстрому восстановлению сил и снижает развитие утомления при значительных физических нагрузках. Возника­ющие при аутогенной релаксации эффекты тяжести, сменя­ющиеся ощущением невесомости тела, «парения», позволяют активно применять метод при моделировании деятельности человека в условиях гипер- и гиповесомости [68].

Несмотря на обилие экспериментальных фактов о зако­номерностях формирования навыков аутогенной тренировки, эффектах ее применения в различных областях медицины и психологии, роли отдельных психолого-физиологических структур организма и личности в процессах саморегуляции, до настоящего времени остается много нерешенных вопросов о сущности механизма аутогенного воздействия. Как отмечают B.C. Лобзин и М.М. Решетников, в многочисленных исследо­ваниях было показано, что «внушение и самовнушение может быть реализовано на поведенческом уровне, на функциональ­ном уровне (выражаясь в изменениях частоты пульса, дыхания и т. д.), на процессуальном психологическом уровне (опыты В.Л. Райкова и Л.П. Гримака по стимуляции способностей) и на уровне тканевых реакций» [133, с. 92]. Механизмы всех ука­занных реакций пока недостаточно изучены. Однако авторы обращают внимание на то, что «психика человека подвержена законам гомеостатического регулирования и стабилизация ее состояния обеспечивается как осознаваемым, целенаправ­ленным воздействием, так и неосознаваемыми механизмами» [там же].

Практическое применение аутотренинга основано на про­хождении учебного курса, основная задача которого состоит в развитии навыков самовоздействия преимущественно на


 



Просмотров 633

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!