Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса. дыхательных упражнений для регуляции состояния заимство­вано из системы йогов



дыхательных упражнений для регуляции состояния заимство­вано из системы йогов. Комплексы подобных упражнений, дополненные и модифицированные в ходе практического ис­пользования, описаны в ряде работ [53, 55, 64, 127, 143 и др.].

Идеомоторная тренировка. Представляет собой прием мысленного «проигрывания» предстоящей деятельности, вос­произведения движений на основе представлений о программе конкретных действий (их последовательности, продолжитель­ности, периодичности). Идеомоторные акты состоят в глубо­ком переживании представляемых в воображении движений. Для идеомоторной тренировки характерно мобилизующее действие, ее приемы тренируют самоконтроль, внимание и волю. Л. Пиккенхайн определил идеомоторную тренировку как «повторяющийся процесс интенсивного представления движения, воспринимаемый как собственное движение, который может способствовать выработке, стабилизации и исправлению навыков и ускорить их развитие в практической тренировке» [ 171, с. 116]. В основе идеомоторной тренировки лежат экспериментальные факты сходства ряда физиологиче­ских показателей состояния мышечной ткани при реальном и воображаемом выполнении движения.

Анализ психофизиологических механизмов регуляции процессов идеомоторной тренировки сделан в монографии А.Б. Леоновой и А.С. Кузнецовой. Авторы отмечают, что «идеомоторная тренировка может быть использована и как самостоятельный метод снижения мышечного тонуса и до­стижения состояния релаксации, и как прием мысленного самопрограммирования в состоянии релаксации. В последнем случае упражнения идеомоторной тренировки применяются на фоне состояния аутогенного погружения с целью мыслен­ной отработки определенных двигательных программ пред­стоящей деятельности» [127, с. 39]. Метод использования идеомоторной тренировки в состоянии релаксации получил название «релаксидеомоторная тренировка» и успешно при­меняется в авиационной практике для регуляции неблагопри­ятных функциональных состояний [71, 95].

Освоение метода идеомоторной тренировки следует про­водить с соблюдением ряда принципиальных положений, основными из которых являются следующие: 1) создать


446 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

предельно точный образ движения, выполняемого мысленно, а не представления о движении «вообще»; 2) мысленный образ движения обязательно должен быть связан с его мышечно-суставным чувством; 3) представляя мысленно то или иное движение, нужно сопровождать его словесным описанием, произносимым шепотом или мысленно и т. д. [108, 143].

Помимо перечисленных приемов психической саморегу­ляции, направленных на профилактику и коррекцию состоя­ний психо-эмоциональной напряженности и стресса, для этих целей могут быть использованы и другие приемы, изложенные в монографии В.Л. Марищука и В.И. Евдокимова [143]. К ним относятся следующие методы: 1) управление вниманием, его концентрацией, переключением и устойчивостью; 2) создание чувственных образов — ощущений тепла, тяжести и более сложных представлений из жизненного опыта в сочетании с внутренними переживаниями покоя, расслабления; 3) само­контроль психо-эмоционального состояния и его самооцен­ки; 4) снижение чувства боязни и разрешения (преодоления) конкретных страхов; 5) нормализации сна и др.

Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка (AT) — активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, повышающий воз­можности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Этот метод основан на использовании приемов самовнушения для достижения глубоких степеней аутогенного погружения и реализации самоуправляющих воздействий.

Аутогенная тренировка как самостоятельный метод раз­работана немецким психотерапевтом И. Шульцем [226]. Главное достоинство этого метода — его доступность в каче­стве эффективного метода снятия напряжения. Однако для изучения глубинных сторон психики его использовать сложно, и продвинутые способы аутогенной тренировки требуют про­фессиональной подготовки.

И. Шульц описал AT как метод лечения пациентов-не­вротиков, а также пациентов с психосоматическими заболе­ваниями. Однако AT как метод психотерапии быстро получил


 

^447

Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса

широкое распространение и применение к здоровым людям, которые хотели «отрегулировать» свои психические и физио­логические процессы.

В нашей стране этот метод начал активно внедряться и развиваться с начала 60-х годов XX столетия благодаря рабо­там Г.С. Беляева, С.С. Либиха, А.М. Свядоща, А.Г. Панова, А.С. Ромена и многих других исследователей. Наиболее полно теоретические и методические вопросы AT освещены в монографиях Г.С. Беляева с соавторами [15], А.Г. Панова и его коллег [169], B.C. Лобзина и М.М. Решетникова [133], А.Б. Леоновой и А.С. Кузнецовой [127], В.Л. Марищука и В.И. Евдокимова [143], А.Т. Филатова [214].

Как отмечают А.Б. Леонова и А.С. Кузнецова, «механиз­мом аутогенной тренировки является формирование устой­чивых связей между словесными формулировками («само­приказами») и возникновением определенных состояний в различных психофизиологических системах» [127, с. 31—32]. Эффективность формирования этих связей зависит от успеш­ности применения приемов саморефлексии, навыков вос­создания образных представлений и идеомоторных актов, что определяет необходимость их предварительного освоения для последующего использования, для профилактики и коррекции измененного функционального состояния, и в частности, пси­хической напряженности и психологического стресса.

Известно, что многие физиологические и психофизиоло­гические функции подвержены в большей или меньшей степе­ни выраженному психогенному влиянию, однако механизмы этого воздействия пока еще мало изучены. В нейрофизиологии и нейропсихологии хорошо известна реальность психического (сознательного) контроля периферической сенсорной инфор­мации, но механизмы регуляции функций в системе обратной связи, в том числе при использовании метода аутогенной тре­нировки, исследованы еще недостаточно.

В методе AT привлекает прежде всего его простота, соче­тающаяся с выраженной эффективностью воздействия, кото­рое проявляется в нормализации психической деятельности, коррекции нарушений в психо-эмоциональной и вегето-со-матической сфере, а также вовлеченность субъекта (пациента) в процесс регуляции своего состояния и психических качеств


448 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

личности и тренирующий характер процедуры. По мнению B.C. Лобзинаи М.М. Решетникова [133], достигаемые с помо­щью AT саморегуляция эмоцоинально-вегетативных функций, оптимизация состояния покоя и активности, повышение воз­можностей реализации психофизиологических резервов ор­ганизма и личности позволяют использовать метод не только в клинической практике, но и в области авиационной и кос­мической медицины, при подготовке спортсменов, обучении и профессиональной адаптации специалистов операторского профиля, деятельность которых связана с воздействием экс­тремальных факторов. Особое место AT среди других методов психотерапии (например, гипнотерапии) обусловливается так­же тем, что применяющий ее субъект сам активно включается в процесс регуляции при полном сохранении инициативы и самоконтроля.

B.C. Лобзин и М.М. Решетников считают, что можно выделить пять основных источников, с которыми в той или иной степени связана AT и на основе которых она сформи­ровалась как современный метод психотерапии и психопро­филактики — это практика использования самовнушения (европейская школа); древнеиндийская система йогов; ис­следования ощущения людей при гипнотическом внушении; психофизиологические исследования нервно-мышечного компонента эмоций, а также разъясняющая (рациональная) психотерапия.

Следует признать, что по своему происхождению, струк­туре и механизмам действия AT является синтетическим методом, объединившим в себе положительные стороны ряда психотерапевтических приемов [133]. Помимо перечисленных методических направлений, можно упомянуть также методы коллективной психотерапии (эффекты гетеро- и взаимоин­дукции в группе) и условнорефлекторной терапии (принципы функциональной тренировки), разработанные В.М. Бехте­ревым, Г.Д. Нечаевым, С.С. Либихом, В.Н. Мясищевым, К.И. Платоновым, М.М. Кабановым, Б.Д. Карвасарским и многими другими.

Нейрофизиологические и нейропсихологические механиз­мы саморегуляции, и в частности, AT до настоящего времени недостаточно изучены в силу их сложности и зависимости



Просмотров 778

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!