![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Глава 14. Приемы индивидуальной профилактики стресса. из таких регуляторов. В зависимости от способа воздействия на психические процессы в целях восстановления доминанты все средства активного отдыха можно
из таких регуляторов. В зависимости от способа воздействия на психические процессы в целях восстановления доминанты все средства активного отдыха можно разделить на два класса: 1) 2) средства стимуляции фоновой, «созерцательной» пси К первому классу относятся виды деятельности, поведенческой активности, которые обычно и называют активным отдыхом: переключение с одной работы на другую, занятия спортом, физкультурой, настольными играми и т. д. Ко второму классу следует отнести такие формы отдыха, как полное расслабление, отключение от работы, активной деятельности, а также созерцание природы, восприятие произведений искусства, чтение, прослушивание (просмотр) радио- и телепрограмм. Воздействие средств первого класса основано на создании нового очага возбуждения в коре головного мозга, который по принципу индукционного торможения ранее возбужденного очага способствует восстановлению его деятельности (по И.М. Сеченову). С психологических позиций эффект восстановления работоспособности может быть объяснен переключением мотивов и соответственно целей деятельности: второй мотив деятельности — активного отдыха обладает специфическим смыслом для личности, — он представляет индивидуальный интерес и ему присуще свойство новизны по отношению к основной профессиональной деятельности. Воздействие средств второго класса может быть понято, исходя из теории «созерцательной активности» и теории эстетического восприятия. «Созерцание» означает прежде всего «отключение» активного регуляторного компонента деятельности, поскольку «созерцание» не требует волевой регуляции, произвольного сосредоточения внимания и т. п. Кроме того, свободное, не связанное с обязательной целью и программой ее достижения изменение, флюктуация фокуса сознания, возникновение случайных ассоциаций, мыслей переводит уровень бодрствования в фазу превентивного или охранительного торможения, что способствует восстановлению дееспособности ранее работающих нервных центров [89]. Согласно некоторым эстетическим концепциям, воспри- Раздел III, Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса ятие произведений искусства также своего рода «созерцание», хотя оно может приводить к состоянию аффекта и тем самым как бы переключать на иные по сравнению с рабочей деятельностью переживания. Можно предположить, что по мере утомления эффективность средств отдыха первого и второго класса меняется — «созерцание» становится более предпочтительным. Меняется также роль разных мотивов, которые могут быть использованы в пределах средств переключения на новую доминанту. Причем при состояниях, не связанных с утомлением или «истощением», средства переключения рабочей доминанты будут предпочтительнее. Хотя и в пределах «созерцательных средств» есть, конечно, средства, вызывающие эффект сильного эмоционального возбуждения и, следовательно, непригодные для снятия состояний типа «запредельного торможения». Активный отдых путем переключения рабочей Доминанты Эффект отдыха или повышения уровня бодрствования может дать смена видов решаемых человеком задач. Для этого целесообразно по возможности предусмотреть чередование стереотипного вида деятельности, автоматизированного труда с трудом, требующим активной мыслительной работы. Желательно также чередовать умственную работу с физической, загружать по очереди разные анализаторы человека, изменять исходные мотивы деятельности. Следует иметь в виду, что между разными видами работы должны быть паузы, которые человек может использовать по усмотрению. При некоторой степени утомления, эмоционального перевозбуждения они будут самостоятельно использоваться для отдыха путем расслабления «созерцания» (средства второго класса). Другой способ отдыха первого класса — использование видов деятельности, не имеющих отношения к основной деятельности — увлекательные занятия (хобби), игры и познавательно-художественные интересы. Игры, содержащие соревновательный элемент, вызывающие чувство своеобразного азарта, могут быть хорошим способом разрядки, переключения доминанты. Для лиц интровертированного типа
![]() |