Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 14. Приемы индивидуальной профилактики стресса. из таких регуляторов. В зависимости от способа воздействия на психические процессы в целях восстановления доминанты все средства активного отдыха можно



из таких регуляторов. В зависимости от способа воздействия на психические процессы в целях восстановления доминанты все средства активного отдыха можно разделить на два класса:

1) средства переключения на новую рабочую доминанту;

2) средства стимуляции фоновой, «созерцательной» пси­
хической активности.

К первому классу относятся виды деятельности, поведен­ческой активности, которые обычно и называют активным отдыхом: переключение с одной работы на другую, занятия спортом, физкультурой, настольными играми и т. д.

Ко второму классу следует отнести такие формы отдыха, как полное расслабление, отключение от работы, активной деятельности, а также созерцание природы, восприятие про­изведений искусства, чтение, прослушивание (просмотр) радио- и телепрограмм.

Воздействие средств первого класса основано на создании нового очага возбуждения в коре головного мозга, который по принципу индукционного торможения ранее возбужденно­го очага способствует восстановлению его деятельности (по И.М. Сеченову). С психологических позиций эффект восста­новления работоспособности может быть объяснен переклю­чением мотивов и соответственно целей деятельности: второй мотив деятельности — активного отдыха обладает специфиче­ским смыслом для личности, — он представляет индивидуаль­ный интерес и ему присуще свойство новизны по отношению к основной профессиональной деятельности.

Воздействие средств второго класса может быть понято, исходя из теории «созерцательной активности» и теории эсте­тического восприятия. «Созерцание» означает прежде всего «отключение» активного регуляторного компонента деятель­ности, поскольку «созерцание» не требует волевой регуляции, произвольного сосредоточения внимания и т. п. Кроме того, свободное, не связанное с обязательной целью и программой ее достижения изменение, флюктуация фокуса сознания, воз­никновение случайных ассоциаций, мыслей переводит уро­вень бодрствования в фазу превентивного или охранительного торможения, что способствует восстановлению дееспособно­сти ранее работающих нервных центров [89].

Согласно некоторым эстетическим концепциям, воспри-


Раздел III, Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

ятие произведений искусства также своего рода «созерцание», хотя оно может приводить к состоянию аффекта и тем самым как бы переключать на иные по сравнению с рабочей деятель­ностью переживания.

Можно предположить, что по мере утомления эффектив­ность средств отдыха первого и второго класса меняется — «созерцание» становится более предпочтительным. Меняется также роль разных мотивов, которые могут быть использованы в пределах средств переключения на новую доминанту. При­чем при состояниях, не связанных с утомлением или «ис­тощением», средства переключения рабочей доминанты будут предпочтительнее. Хотя и в пределах «созерцательных средств» есть, конечно, средства, вызывающие эффект сильного эмо­ционального возбуждения и, следовательно, непригодные для снятия состояний типа «запредельного торможения».

Активный отдых путем переключения рабочей

Доминанты

Эффект отдыха или повышения уровня бодрствования мо­жет дать смена видов решаемых человеком задач. Для этого целесообразно по возможности предусмотреть чередование стереотипного вида деятельности, автоматизированного труда с трудом, требующим активной мыслительной работы. Же­лательно также чередовать умственную работу с физической, загружать по очереди разные анализаторы человека, изменять исходные мотивы деятельности. Следует иметь в виду, что между разными видами работы должны быть паузы, которые человек может использовать по усмотрению. При некоторой степени утомления, эмоционального перевозбуждения они будут самостоятельно использоваться для отдыха путем рас­слабления «созерцания» (средства второго класса).

Другой способ отдыха первого класса — использование видов деятельности, не имеющих отношения к основной деятельности — увлекательные занятия (хобби), игры и по­знавательно-художественные интересы. Игры, содержащие соревновательный элемент, вызывающие чувство своеобраз­ного азарта, могут быть хорошим способом разрядки, пере­ключения доминанты. Для лиц интровертированного типа


 


 



Просмотров 634

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!