Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса. экстремальных воздействий; д) взаимосвязи различных лич­ностных характеристик субъекта в процессе регуляции по­ведения и т



экстремальных воздействий; д) взаимосвязи различных лич­ностных характеристик субъекта в процессе регуляции по­ведения и т. д.

В реакциях индивида на экстремальное воздействие от­мечена существенная роль стойких типологических особен­ностей личности. Известно, что эмоционально реактивные индивиды в экстремальных условиях деятельности прояв­ляют выраженное ухудшение своего психического статуса. Дж. Роттер [447] обращал внимание на различный характер реагирования на стресс-факторы лиц с внешним и внутренним локус-контролем. У экстравертов в стрессогенных условиях деятельности тормозные процессы развиваются быстрее и нормализуются медленнее, чем у интровертов. Роль интеллек­туальной деятельности в развитии психологического стресса и эмоций находит все большее признание в литературе. Ис­следования, проведенные под руководством Р. Лазаруса [118], показали определяющее значение интеллектуальной оценки в возникновении и снижении стрессовых реакций.

Формы ответного реагирования на экстремальные воз­действия вырабатываются личностью через процессы оценки, предвидения, решения, приспособления. Они находятся в зависимости от психологических и нейрофизиологических характеристик личности, и этим определяется индивидуаль­ный характер реагирования разных индивидов в стандартных эмоционально-стрессовых ситуациях.

Пожалуй, наибольшее внимание при изучении влияния тех или иных черт личности на развитие стресса уделяется ее тревожности. С. Spielberger [470] полагает, что личностная тревожность является относительно постоянной чертой. Для высоко тревожных людей требуется относительно меньшая сила стрессового воздействия, чтобы вызывать выраженную реакцию. Ситуационная тревожность отражает степень на­пряженности и готовности человека к адекватному поведению в сложной ситуации, и она детерминируется не только лич­ностной тревожностью, но и другими личностными чертами и свойствами.

Возможности человека осуществлять деятельность в условиях стрессогенных ситуаций определяются не только типологическими характеристиками личности, ее темпера-

12 В. Бодров


354 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

ментальными свойствами, но и способностями к подавлению психологических помех, устойчивостью к различным ситуаци­онным изменениям.

Устойчивое поведение человека в условиях стресса («стрес-соустойчивость») является одним из важных психологических факторов обеспечения эффективности и надежности деятель­ности. В литературе достаточно большое внимание уделено изучению «эмоциональной устойчивости», которое можно считать с определенными допущениями синонимом понятия «стресс-устойчивость» [1, 29, 87, 139, 225 и др.]. Некоторые авторы свойство эмоциональной устойчивости связывают с характеристиками темперамента, которые оказывают опреде­ленное влияние в основном на реактивность и силу эмоцио­нальных переживаний и проявлений, а не на их содержание, другие исследователи считают эмоциональную устойчивость проявлением волевых характеристик личности, определяют ее как способность управлять возникающими эмоциями при вы­полнении деятельности. Одно объединяет эти точки зрения — понимание того, что эмоциональная устойчивость является интегративным свойством личности, характеризующимся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности и обеспечивающим достижение цели деятельности в сложной эмоциональной обстановке.

Попытки определить универсальный принцип разделения людей на устойчивых и неустойчивых к воздействию стресса предпринимались рядом исследователей. В нашей работе со­вместно с А.А. Обозновым [38] стрессоустойчивость, уровни ее проявления рассмотрены с позиций концепции системы пси­хической регуляции деятельности и роли отдельных компо­нентов этой системы в определении и формировании данного свойства личности. Установлено, что низкая устойчивость к стрессу зависит от нарушений отдельных функциональных звеньев системы, таких как «критерии успеха», «заданные программы» «предвосхищающие схемы»и др.

Таким образом, исследования личностной детерминации развития стресса свидетельствуют, во-первых, о роли инди­видуально-психологических различий в характере реакций на стрессогенное воздействие, во-вторых, о значении личностных


Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса

черт и свойств в формировании и проявлении устойчивости к стрессу и, в-третьих, о проявлении стрессоустойчивости и других личностных свойств как профессионально важных качеств субъекта труда, определяющих уровень его профессио­нальной пригодности. В связи с этим одним из направлений предупреждения развития стресса является определение и формирование профессиональной пригодности специалистов в соответствии с требованиями конкретной деятельности и, в частности, особенностей воздействия ее экстремальных условий.

Научно-практическое направление работ по формирова­нию профессиональной пригодности и, тем самым, профи­лактике развития стресса включает разработку и реализацию системы психологического обеспечения профориентации, отбора, подготовки и адаптации человека к трудовой деятель­ности [31].

133,2. Оценка профессиональной пригодности

Профессиональный путь человека начинается с выбора профессии. Решение этого вопроса требует, как правило, психологической помощи — ознакомления с миром профес­сий, консультирования, поддержки. Задача выбора, которая возникает в жизни не только молодежи, но и людей в зрелом возрасте при смене профессии, решается с помощью профес­сиональной консультации. Выбор профессии определяется не только желаниями, склонностями, интересами, способно­стями человека, но и требованиями к нему, которые отражают специфические особенности конкретных видов деятельности. Существует большое количество профессий, характеризую­щихся высокой сложностью, вредностью, ответственностью, опасностью и требующих от человека наличия специальных способностей и других личностных свойств, в том числе эмоциональной устойчивости, волевого напряжения и дру­гих качеств, недостаточное развитие которых может явиться причиной психической (эмоциональной) напряженности и стресса. Следует отметить, что не только профессии экстре­мального профиля, но и большинство других массовых видов деятельности могут сопровождаться развитием подобных со-12*



Просмотров 669

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!