Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса. 2) регулирование (снижение) уровня требований к человеку;



2) регулирование (снижение) уровня требований к человеку;

3) изменение видов поведения, вызывающих стресс;

4) развитие ресурсов преодоления стресса — физиологи­
ческих возможностей, личностных способностей (в том числе
уверенности, самоуважения, самоконтроля), познавательных
способностей (теоретических и практических, чувства време­
ни и др.), социальных возможностей (социальной поддержки,
межличностных отношений), финансовых возможностей.

II. Оперативные стратегии:

1) контроль за стрессорами и симптомами стресса;

2) организация использования ресурсов;

3) наступление на стрессоры — решение проблемы, отста­
ивание своих прав, десенсибилизация (медитация);

4) повышение устойчивости (переносимости) к стрес­
су — перестройка когнитивной структуры, отрицание, фоку­
сирование ощущения;

5) снижение возбуждения — релаксация, самораскрытие,
катарсис, самолечение.

Следует отметить, что в данной классификации понятие «стратегия» употребляется слишком расширительно, — в психологических исследованиях это понятие относят к ин­дивидуальным приемам целенаправленного поведения [10, 31, 160], а в отношении к проблеме преодоления стресса оно характеризует все те типовые действия, поступки, решения, которые предпринимает конкретный человек в интересах про­филактики развития у него стресса или же в целях коррекции этого состояния (снижения стрессовой реакции, сохранения или восстановления нормального функционального состоя­ния). Указанные цели (профилактика и коррекция стресса) предусматривают использование как индивидуальных стра­тегий поведения по преодолению стресса, так и применение методов и средств эргономического, социального, медицин­ского, психологического и других видов обеспечения жизни и деятельности, экстернальных средств регуляции состояний и их психической саморегуляции.

На основании анализа литературных материалов и ре­зультатов собственных исследований нами разработана клас­сификация методов и средств профилактики и коррекции со­стояния стресса (табл. 10).


336 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса


Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса


337


 


S

S


Как уже отмечалось, средства и методы эргономического обеспечения процесса создания (проектирования) новых и со­вершенствование существующих видов деятельности направ­лены на снижение их сложности, вредности, стрессогенности за счет учета психологических, физиологических и других особенностей человека, его возможностей и ограничений: 1) в содержании трудовых процессов (сложность задач, алгоритмы их решения, потоки информации, построение психических образов и т. д.); 2) в конструкции орудий труда (адекватность средств отображения информации и органов управления, их компоновка на рабочем месте, формы кодирования инфор­мации и т. д.); 3) в характеристиках санитарно-гигиенических и социально-психологических условий (микроклимат, шум, освещенность, газовый состав, межличностные отношения, групповые процессы и т. д.) и 4) в организации деятельности (рациональный режим труда, отдыха и питания, регламента­ция рабочей нагрузки, организация психологической под­держки, обеспечение безопасности труда).

Оценка и формирование профессиональной пригодности предусматривают разработку и проведение мероприятий, в частности, по 1) профессиональному психологическому от­бору специалистов (оценка степени соответствия психических возможностей, способностей, личностных свойств требовани­ям конкретной деятельности и прогнозирование профпригод­ности); 2) психологической подготовке к деятельности в экс­тремальных условиях; 3) оценке уровня стрессоустойчивости и ее формированию; 4) развитию профессионально важных качеств личности; 5) психологической экспертизе причин аварийности, низкой эффективности подготовки к реальной деятельности; 6) клинико-психологической экспертизе лиц с нарушениями психического и физического здоровья, с явле­ниями нервно-психической неустойчивости и т. д.

Профилактические мероприятия и методы индивидуаль­ного воздействия предусматривают, прежде всего, пропаганду и обеспечение здорового образа жизни, и в частности, рацио­нальное питание (его состав, режим и т. д.), занятия физи­ческими упражнениями, борьба с вредными привычками, а также адаптацию к экстремальным условиям жизнедеятель­ности (закаливание, приспособление к воздействию высоких



Просмотров 754

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!