Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Раздел II, Преодоление психологического стресса. менчивой жизни, побуждающего человека к непрерывному развитию



менчивой жизни, побуждающего человека к непрерывному развитию.

Тип личности, избегающей практически преобразовы­вать опасную ситуацию, выглядит иначе. Люди этого типа («экстерналы») не считают себя ответственными даже за свои действия, которые интерпретируют как навязанные извне, они не уверены в своей дееспособности. У них плохо развито самосознание, низкий уровень саморегуляции, когнитивного оценивания и контроля окружающего мира. Они предпочита­ют уходить от тяжелых ситуаций или покорно их переносить, не пытаясь изменить. Для них характерна низкая мотивация достижений, которую они подчас интерпретируют как отсут­ствие способностей. По их мнению, негативные события про­исходят по злой воле других, либо являются предначертанием судьбы. К этому типу «нестойких», «слабых» людей относятся, несомненно, люди с приобретенной (выученной) беспомощ­ностью [10].

F. Rothbaum et al. [445] считают, что личности, относящи­еся к «пассивному» типу, пытаются своеобразно контроли­ровать свои взаимоотношения с миром: в случае «предиктив-ного» (предвидимого) контроля, предвосхищая наступление негативных событий, они спешат заранее уйти, замкнуться, предохранить себя от новых разочарований. В случае «викар­ного» (иллюзорного) контроля человек старается подчиниться более могущественным людям, чтобы пользоваться плодами их усилий. Формой контроля выступает и интерпретация ситуации. Но независимо от приписываемых личностью значений ситуации она принимает ее, не пытаясь изменить. Жизненный мир индивида со столь своеобразным контролем является источником неверных мнений и нерациональных убеждений. Как отмечает Л.И. Анцыферова, именно такие не­рациональные люди стали пациентами рационально-эмоцио­нальной терапии. A. Ellis [308] выделил иррациональные идеи и объединил их в три группы под названиями: 1) «Это ужас­но!»; 2) «Я ничтожество»; 3) «Терпеть не могу...». Индивиды, входящие в первую группу, драматизируют любые события. Представители второй группы считают каждый свой промах доказательством собственной никчемности. Лица третьей группы нетерпимы к поведению других.


Глава 11. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса__________________ 313

Выявление типов личности, предпочитающих при опреде­ленных условиях конкретные стратегии поведения, отнюдь не означает, что именно человек определяет свое поведение в той или иной ситуации. В соответствии с принципом трансакции свойства индивида и особенности ситуации взаимно прелом­ляются. «В определенных ситуациях стрессоустойчивость, стойкость, реалистический подход и хорошо развитый меха­низм когнитивного оценивания позволяют гибко выбирать разные стратегии в меняющихся обстоятельствах. В тех же обстоятельствах у личности другого типа мгновенно возникает страх, предчувствие неудачи, сильно снижается мотив дости­жения — иными словами, человек не может стать буфером или модератором на пути стрессовой ситуации. Оценка ситуации как драматической, очень трудной вызовет не преобразующую стратегию, а уход, акцептацию (принятия, соглашение — В.Б.) события и коррекцию ожиданий» [10, с. 15—16].

Реализация тех или иных стратегий преодоления стресса зависит не только от типологических особенностей «интер-нальности—экстернальности» человека, но также от таких характеристик, как уровень тревожности, эмоциональной лабильности, импульсивности, ригидности, интровертирован-ности—экстравертированности, мотивации достижения—из­бегания и других.

Психологическое своеобразие личности обусловлива­ет неоднозначное влияние на нее трудных ситуаций, но ее типологические характеристики создают предпосылки для предсказания поведения и переживаний в условиях стресса и напряжения.

Многие люди сталкиваются со стрессом в нормальных де­ловых условиях, поскольку у них отсутствует способность про­явления твердости характера. Какая-либо несправедливость в поведении, в высказываниях других людей остается без долж­ного ответа, но заставляет человека внутренне переживать, терзаться и направлять свой гнев на родных или посторонних людей. У него может ухудшиться самочувствие, снизиться самоуважение. Проявление соответствующей твердости харак­тера, оперативность и адекватность ответной реакции может помочь устранить этот источник дистресса.

Некоторые исследователи изучали гибкость, приспосо-



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 11. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса



 


бляемость как черту личности, отражающую общую адап­тационную способность, без учета различий ситуационных воздействий. Другие изучали преодоление стресса в связи с ситуационными факторами, но не рассматривали внутриин-дивидуальную изменчивость в разных ситуациях. Ни в одном из подходов не сопоставляется фактор постоянства и гибкости в поведении по преодолению, эффективность того и другого подхода. Вначале была сделана попытка разработать меру вну-трииндивидуальной изменчивости. В исследовании S. Folk-man и R. Lazarus [323] оценивались ответы по преодолению в сериях эпизодов для каждого индивида и рассматривалась степень того, как модели преодоления, направленного на проблему и на эмоции, воспроизводились в разных эпизодах. Авторы пришли к выводу, что индивиды больше склонны разнообразить свое поведение по преодолению, чем делать его постоянным, но индекс гибкости был впоследствии под­вергнут сомнению.

В более поздних исследованиях также рассматривалось отношение «постоянство—гибкость» в моделях оценки и преодоления [286], но в них имеются расхождения в методах оценки постоянства поведения. Различия в используемых индексах, число рассматриваемых ситуаций, типы и клас­сификации включенных событий, видимо, привели к зна­чительным расхождениям в полученных результатах. Ясно, что эта область исследований нуждается в методологическом и психометрическом развитии, но полученные результаты дают достаточно доказательств того, что отношение к преодо­лению как к стабильной личностной характеристике сильно упрощает сложные и взаимодействующие факторы, которые определяют стратегии, используемые индивидами для борьбы со стрессовыми событиями.

Несколько обзорных работ по индивидуальным различи­ям в связи с психологическим стрессом освещают эту пробле­му, в том числе и дискуссии по модераторным воздействиям [292,473].

Хотя эмпирические данные показывают, что личность и преодоление выступают как модераторы отношений «стрес­сор—последствия» психологического стресса, изучение характера и степени воздействия индивидуальных особенно-


стей человека на развитие этого состояния нуждается в про­должении. Имеющиеся исследования в основном посвящены анализу модераторных показателей, мало обосновывая выбор измерений, используемых в конкретных ситуациях. Нужны более специфические модели модераторных воздействий. Так, необходимо определить, какие показатели личности и поведения по преодолению выступают как модераторы кон­кретных типов психологических стрессов и их последствий. Более широкий диапазон измерений последствий также рас­ширит исследования в этой области. Например, личностные факторы, определяющие эмоциональные последствия, могут отличаться от тех, которые сказываются на успешности вы­полнения работы.

В проводимых исследованиях показатели опосредующих воздействий (модераторы) обычно рассматриваются раздель­но. Так, интерактивные воздействия проверяются в форме двусторонних взаимодействий между стрессором и личностью или показателями преодоления стресса. Однако двустороннее взаимодействие может само быть опосредовано другим фак­тором; более сложная связь такого рода могла бы объяснить неудачные попытки определить значимые двусторонние интерактивные воздействия. Например, демографические факторы и профессиональная подготовленность могут влиять на характер и величину взаимодействий «личность—стрессор» в предсказании последствий стресса для здоровья.

Взаимодействия «личность—стрессор» могут быть также опосредованы другими психосоциальными факторами. На­пример, рабочая нагрузка может взаимодействовать с поведе­нием типа «А» в предсказании эмоционального дистресса толь­ко при низком уровне социальной поддержки. В дискуссии о социальной поддержке и личностных модераторах жизненных стрессов R.E. Smith et al. [463] разграничивают конъюнктивные модераторные эффекты (в которых соответствующий мо­дераторный показатель должен встречаться в определенной комбинации, чтобы произвести максимальный эффект, — при этом критический уровень значения каждого модератора не­обходим, но не достаточен) и дизъюнктивные модераторные эффекты (в которых критический уровень любого модератора необходим и достаточен для максимального проявления свя-


зей стресс-последствия). Эти вопросы принципиально важны для понимания воздействий психологического стресса.

Причинно-следственные отношения в процессе, в кото­
ром личность и ее поведение по преодолению воздействия
стрессов оказывают влияние на развитие психологического
стресса, еще определены недостаточно четко, в частности,
опосредующие воздействие факторы могут влиять как на
одну, так и на обе части причинной последовательности,
посредством которой объективные стрессоры определяют
особенности восприятия психологического стресса. А само
восприятие стресса отражается в характере физиологических
и психических реакций. Поскольку по объективным изме­
рениям психологического стресса литературы существенно
меньше, чем по субъективным измерениям, информации о
факторах, которые модерируют связи между объективными
и воспринимаемыми стрессорами, явно недостаточно. В бу­
дущих исследованиях измерение как объективных, так и вос­
принимаемых стрессоров, а также проявлений последствий
их воздействий, облегчило бы более точную идентификацию
роли индивидуальных особенностей (различий) в процессах
психологического стресса. ■■. ■


Раздел III

Приемы профилактики

И коррекции состояния

Психологического стресса


■ Г*


Глава 12

Обоснование и классификация



Просмотров 757

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!