Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса




Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса


 


циональную напряженность на основе актуализации психи­ческого образа сложной, опасной, вредной, а следовательно, травмирующей, тревожной ситуации.

Психологические особенности человека и профессиональ­ной деятельности в системах управления техникой, особенно в экстремальных условиях, подчас приводят к возникнове­нию ошибочных действий, которые обусловливают отказы технических систем, аварии и катастрофы. Этим нарушениям предшествует или их сопровождает развитие состояния пси­хической напряженности и стресса, которые часто являются стойкими последствиями этих событий и приводят к сниже­нию работоспособности и профессиональной пригодности, возникновению болезненных состояний.

Обзор литературы свидетельствует о том, что число аварий в опасных сферах деятельности по причине ошибок человека за последние тридцать лет возросло в четыре раза, а именно с 20 до 80% от всех причин. Эти высокие цифры происше­ствий проявляются в процессе деятельности человека при эксплуатации техники, но их предпосылки зарождаются при ее проектировании, изготовлении и обслуживании. Из-за недостаточного учета психологических, психофизиологиче­ских, антропометрических и других возможностей человека в конструкции систем управления, в условиях и организации деятельности, в ее содержании и способах реализации проис­ходит около 30—40% всех ошибок человека в авиации, более 60% тяжелых транспортных происшествий, более 50% аварий в энергосистемах. Из-за ошибок человека вследствие его не­достаточной подготовленности, неблагоприятных психоло­гических особенностей, утомления, стресса и других причин индивидуального характера происходит 60—80% всех аварий и несчастных случаев в промышленности и на транспорте. До 90% дорожно-транспортных происшествий возникает в связи с ошибками водителей в прогнозах ситуации и при принятии решений [6, 37, 43, 86, 113, 187].

В проблеме профессиональной и функциональной на­дежности человека одним из основных направлений является изучение причин ошибочных действий в целях профилактики ошибок и возможных их последствий, в том числе развития неблагоприятных функциональных состояний (например,


стресса). Ошибки человека должны рассматриваться не только как причина осложнения, ухудшения профессиональной дея­тельности, нарушения состояния профессионально важных качеств человека и его функциональных расстройств, но и как следствие индивидуальных особенностей психических и физи­ологических функций, проявляющихся в данных условиях.

Возможность ошибочных действий человека может быть заложена в форме неоптимальных и даже неверных решений на стадиях разработки, создания, экспертизы, обслуживания не только орудий труда (техники), но и всех остальных ком­понентов системы деятельности (ее организации и условий, отбора и подготовки специалистов). Для многих видов дея­тельности особую важность представляет определение причин ошибочных действий, которые связаны с нарушением процес­сов преобразования рабочей информации. Знание этих причин определяет пути их предотвращения и тем самым профилакти­ки развития профессионального стресса. Анализ ошибочных действий свидетельствует о том, что основной их причиной является объективное отсутствие регулятивной информации, что всегда ведет к нарушениям структуры соответствующей деятельности. Довольно часто это связано с подпороговым характером подачи информации, с недостатками в обратной связи для регуляции процессов управления, со слабой диффе­ренциацией между параметрами различных сигналов. Широко распространен класс причин, связанный с неиспользованием предложенной информации в результате маскировки сигнала, отвлечении внимания, превышения значений и т. п. с не­преднамеренным пропуском отображенной информации, с потерей информации вследствие ее избыточности, с ложной идентификацией и интерпретацией информации, с ошибоч­ными суждениями, с неправильным построением программ действий, с несвоевременными и неточными действиями и т. д. В качестве причин возникновения ошибочных действий могут также выступать а) эмоции, ассоциирующиеся с кон­кретным событием, профессиональной ситуацией, трудовой задачей; б) неопределенность информации, если ее не хватает для оценки ситуации; в) значимость события [37, 216].

Информационными причинами развития психологиче­ского стресса являются не только ситуации, связанные с на-



Просмотров 764

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!