![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ПОНЯТИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ И СТАНДАРТА. НОВАЯ МОДЕЛЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В соответствии с Законом Российской Федерации «О стандартизации», стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: — безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; — качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; — единства измерений; — экономии всех видов ресурсов; — безопасности хозяйственных объектов; — обороноспособности страны. Кроме того, стандартизация — это нормативный метод управления и способ рационализации инженерных, производственных, внешнеэкономических и многих других процессов. Главный инструмент стандартизации — стандарт, представляющий собой официально признанный документ, отражающий оптимальный результат исследований или практического опыта и содержащий комплекс норм или требований к отдельным объектам или повторяющимся действиям. Инструментом практической деятельности стандарты становятся благодаря следующим свойствам: — стандарты служат точным эталоном того предмета или явления, которое будет воспроизводиться на их основе; — стандарты содержат оптимальное решение изделия или процесса; — стандарты остаются неизменными на определенное, экономически эффективное время. В настоящее время создается новая модель стандартизации, в основу которой положены следующие принципы: — адекватность целей новой системы стандартизации проводимой в России экономической реформе и их гармонизация с целями национальных систем стандартизации стран с развитой рыночной экономикой; в числе этих целей — повышение конкурентоспособности продукции российских производителей на мировом рынке, устранение технических барьеров в производстве и экспорте, экономия всех видов ресурсов и улучшение экономических показателей гооизводства; — опо] i национальной системы стандартизации России на законодательные акты, как это принято в экономически развитых странах, и соответствие таких актов международным нормам и правилам, а также национальным законодательствам соответствующих стран в области технологии; следование этому принципу предполагает непосредственное применение международных и зарубежных стандартов, в том числе и для целей сертификации. Активное и рациональное применение в своей деятельности стандартов (в первую очередь, международных) и сертификатов качества экономически весьма целесообразно для российских предприятий. Это позволяет обеспечить требуемое качество продукции (услуг), организовать отлаженный и непрерывный технологический процесс, а, в конечном счете, приводит к преодолению технических барьеров на внешних рынках, расширению базы производственного сотрудничества с зарубежными партнерами, установлению более высокого уровня цен на продукцию (услуги), и в целом повышению уровня конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке.
6.2. ПОНЯТИЕ «УСЛУГА», ВИДЫ УСЛУГ, МЕСТО ТУРИСТСКИХ УСЛУГ В МНОГООБРАЗИИ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ НАСЕЛЕНИЮ
В России с июля 1994 года впервые введен в действие ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения». В соответствии с этим документом под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные. Материальная услуга — это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей; создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и пр. Социально-культурная услуга — это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и пр. Таким образом, стандарт позволяет определить место туристских услуг среди многообразия услуг, оказываемых населению, и относит их к социально-культурным услугам. В соответствии с ГОСТ Р 50690-94 «Туристские услуги. Общие требования» туристская услуга — это результат деятельности туристского предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов.
![]() |