Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Причины изменения условий деятельности предприятия (организации) непроизводственной сферы



Таблица 13-1

 

 

люции произошедших изменений представлены в табл. 13.1), которая становится открытой системой, отвечающей и контролирующей все сферы своей деятельности.

Развитие масштабного характера индустрии туристских услуг спровоцировало появление концепции эффективности организаций ГТК.

В настоящее время используются различные термины, по-своему характеризующие соотношение результата с определенными целевыми установками — результативность, целесообразность, экономичность, производительность, действенность — лишь некоторые из них.

Эффективность организаций гостинично-туристского комплекса (ГТК) в общем виде определяют как отношение результатов ее деятельности к затратам, направленным на их качественное достижение. Эффективность есть характеристика процессов и воздействий сугубо управленческого характера, отражающая, прежде всего, степень достижения преследуемых целей, поэтому эффективностью обладает лишь целенаправленное взаимодействие.

Под эффективностью понимают:

— определенный конкретный результат (эффективность действия чего-либо);

— соответствие результата или процесса максимально возможному, идеальному или плановому;

— функциональное разнообразие систем;

— числовую характеристику удовлетворительности функционирования;

— вероятность выполнения целевых установок и функций;

— отношение реального эффекта к требуемому (нормативному) эффекту.

В отечественной науке и практике можно выделить материал, посвященный эффективности производства трех видов:

— апробированный, содержащийся в нормативных актах (методиках, инструкциях и т.п.);

— освещающий дискуссионные вопросы, отраженные в специальной литературе:

— а также касающийся вопросов, до конца пока не решенных, среди которых комплексная оценка деятельности организаций непроизводственной сферы, в т.ч. ГТК.

Можно выделить, по крайней мере, два результата теоретических разработок проблем эффективности организации, выполненных еще до начала реформирования экономики, но продолжаемых активно использоваться и в настоящее время:

1) определение сущности и содержания основных видов эффективности:

— экономическая, социальная и социально-экономическая;

— народнохозяйственная и хозрасчетная;

— обобщающая (воспроизводства, хозяйства в целом), локальная (отдельных регионов и хозяйственных звеньев), частная (отдельных факторов производства) и отдельных фаз (сфер) воспроизводства.

2) обоснование критериев и показателей эффективности. Критерии отражают сущность эффективности, показатели служат средством измерения и сопоставления эффективности в соответствии с её критериями.

В процессе эволюции менеджмента как науки и практики произошло изменение содержания критериев эффективности, отражающее новую роль организаций в обществе (табл. 13.2).

 

 

Таблица 13.2

 

Концепции школы и подходы Модель организации в аспекте
  развития предприятия доминирующей функции менеджмента критериев эффективности
1. Научный менеджмент/ школа научного управления 1885-1920 гг. Механистическая конструкция Оперативное управление производством Экономическая эффективность или рациональное использование ресурсов
2. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930-1950 гг.) Коллектив людей, построенный на разделении труда Организация или управление персоналом Экономическая эффективность, учитывающая воздействие психологических факторов
3. Системный подход /с конца 50-х гг. по наст. время Сложная иерархическая система Стратегический менеджмент Системная целесообразность
4. Ситуационный подход (с конца 60-х гг. по наст. время) Общественная организация с самостоятельным и интересами отдельных групп Политика Социально-экономическая целесообразность

 

Оперативное управление организацией, хотя и было направлено на гарантированное выполнение текущих заданий в области производства, снабжения, маркетинга, управления персоналом и финансами, в основном было сосредоточено на производственных аспектах предприятия. Развитие стратегического менеджмента произошло значительно позже, и было направлено на конкретизацию основной цели предприятия (как организации, заинтересованной в развитии всех подсистем хозяйствования) путем принятия решений относительно групп потребления, видов товаров и услуг в соответствии с меняющейся обстановкой. Политика как функция управления рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение продуктивного взаимодействия с внешними и внутренними группами заинтересованных лиц, таким образом, чтобы их интересы соответствовали возможностям предприятия, не лишая его жизненно важных ресурсов.

На современном этапе широко используются все четыре подхода к определению критерия эффективности.

 

Рис. 13.1. Аспекты разработок оценок эффективности организадии в дореформенный период

Эффективность организаций (в т.ч. гостинично-туристского комплекса) в дореформенный период рассматривалась в двух аспектах как макроэкономическая категория (в политэкономии) и как расчетная единица (состоящая из множества показателей) в плановой и бухгалтерской отчетности предприятий, отраслей (рис.

13.1).

В настоящее время организационное управление ГТК вступает в фазу перехода от командно-контрольной организации, разделенной на департаменты и отделения, к «информационно-базирующейся» организации, к организации специалистов, глубоко владеющих знаниями. Сегодня мы можем только предполагать, как будет выглядеть эта организация, какими будут ее основные характеристики, черты и требования, что из себя будут представлять ее ценности, структура и поведение. Ориентировочно можно утверждать, что такая организация будет иметь примерно в два раза меньше уровней, чем в настоящее время. Численность менеджеров должна сокращаться по сравнению с сегодняшним уровнем. Конструирование и управление подобной организации ГТК становится задачей ближайшего будущего (пример одного из современных подходов к управлению представлен в табл. 13.3.). Опираясь на понимание составляющих организации ГТК, ее можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей. Составляющие такую организацию лица стремятся удовлетворить свои индивидуальные мотивации, опираясь на нее, а целью менеджера выступает повышение эффективности их совместной деятельности. При этом организация представляет собой взаимодействие ее членов по поводу преобразования полученных ресурсов в требуемый турпродукт.

Эффективность характеризует в широком смысле качественную сторону развития общества. Ее специфика состоит в том, что она показывает, при помощи комбинации каких ресурсов получен конечный результат.

Применительно к проблеме измерения эффективности хозяйствования любой организации ее полезно рассматривать по составляющим оценки:

1) критерию эффективности хозяйствования;

2) ключевому принципу оценки эффективности;

3) показателю (системе показателей) эффективности;

4) методике расчета эффективности хозяйствования;

5) организационно-экологическим мероприятиям по введению новой системы оценки в практику.

 



Просмотров 1053

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!