![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Основные тенденции развития государства и права СССР в середине 1960-х-середине 1980-х гг
Со сменой руководства в 1964 г. были смягчены перегибы в политике времен Н.С.Хрущева (иногда говорят о “контрреформе”, но это - эмоциональный термин). Наступил длит. (20 лет), период в целом умеренной политики Г, который впоследствии назовут “периодом застоя”. В целом, не было выработано государственной доктрины либерализации хозяйства, которая соответствовала бы типу советского общества. В конце периода генсек КПСС Ю.В. Андропов признал: “Мы не знаем общества, в котором живем”. В 1965 г. была начата реформа, делающая в экономике и социальной сфере упор на товарно-денежные отношения, так что критерием эффективности работы предприятия становилась прибыль. Это был принципиальный отказ от представления о советском хоз-ве, кот. дал Сталин в “Экономических проблемах социализма в СССР”. Довольно быстро выяснилось, что хоз.система отвечает на изменения не так, как ожидалось, и реформа была без шума свернута. Народное хозяйство СССР развивалось быстро, и главные показатели жизнеобеспечения людей и страны улучшались. Именно в “период застоя” было проведено огромное по масштабам жилищное и дорожное строительство, было построено метро в II,городах, быт людей в городе в основном вышел на современный уровень, а на селе сильно улучшился (завершена полная электрификация села и газификация большей части). В этот период были сделаны большие капиталовложения в гарантированное жизнеобеспечение на долгуюперспективу: созданы единые энергетические и транспортные системы, построена сеть птицефабрик, решившая проблему белка в рационе питания, проведены крупномасштабное улучшение почв (ирригация и известкование) и обширные лесопосадки (1 млн. га в год). Хозяйство и госаппарат были насыщены квалифицированными кадрами, стабильной стала демографическая обстановка с постоянным приростом населения около 1,5% в год. СССР стал единственной в мире самодостаточной страной, надолго обеспеченной всеми основными ресурсами. В 1982 г. была разработана и принята государственная Продовольственная программа, ставящая задачу надежно обеспечить полноценное питание всем гражданам страны, но она не была реализована. В этот период в Советском Союзе продолжаются сращиваться партийная и государственная системы, вплоть до подмены государственных органов партийными. Попытки противостоять этому процессу успехом не увенчались. Эта ситуация ярко проявлялась в том, что Брежнев долгое время совмещал должность Председателя Президиума Верховного Совета СССР и Генерального секретаря ЦК КПСС. В 1964 г разделенные при Хрущеве промышленные и с/х краевые и обл. Советы депутатов трудящихся России были вновь объединены. Советы всех уровней обрастают различными дополнительными органами, комиссиями и комитетами. Был увеличен срок полномочий Советов всех уровней: Верховного Совета СССР с 4 до 5 лет; местных советов с 2 до 2, 5 лет. Снижен возрастной ценз для обретения пассивного избирательного права на выборах депутатов Советов всех уровней. В 1966 году были изменены нормы представительства союзных республик в Совете Национальностей Верховного Совета СССР, они стали посылать в эту палату высшего органа государственной власти Советского Союза по 32 депутата. После прихода Брежнева произошел обратный переход от территориального к отраслевому принципу управления народным хозяйством. Советы народного хозяйства были заменены на министерства, государственные комитеты. Количеств министерств стремительно увеличивалось. В 1967 году было образовано общесоюзное Министерство медицинской промышленности СССР, в 1972 году такое узкоспециализированное ведомство, как Министерство лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, было разделено еще на 2 Министерства. Производились многочисленные преобразования ведомств отраслевого направления. 1978 году в СССР было 80 министерств и госкомитетов. Хозяйственная реформа 1965 года, Косыгинская реформа привела к определенному расширению прав самостоятельного хозяйствования, отдельных промышленных предприятий. В 1966г было воссоздано минестерство охраны общественного порядка СССР позже переименованное минестерство внутренних дел СССР. Принцип двойного подчинения органов милиции был закреплен в указе президиума верховного совета СССР в1973г. Продолжилось существование добровольных народных дружин.онини оказывали серьезное воздействие органам милиции. Активную деятельность продолжала основная советская спецслужба КГБ. В 1965г была создана единая централизованная система гос органов народного контроля СССР Это время характеризуется масштабным кодификационными работами. Создаются общесоюзные кодексы
68. Конституция СССР 1977 г.: общая характеристика. По своей структуре новая Конституция отличалась от предшествующих ей (1918,1924,1936гг.). Она состояла из преамбулы, которая содержала некоторые положения политического, научного и практического значения, и 174-х статей. В преамбуле Конституции констатировалось построение “развитого социалистического общества” и создание “общенародного государства”, а в качестве цели указывалось построение “бесклассового коммунистического общества”, базирующегося на общественном самоуправлении. Конституция состояла из следующих разделов: 1) Основы общественного строя и политики; 2) Государство и личность; 3) Национально-государственное устройство; 4) Советы народных депутатов и порядок их избрания; 5) Высшие органы власти и управления; 6) Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках; 7) Правосудия, арбитражи и прокурорский надзор; 8) Герб, флаг, гимн и столица; 9) Действие Конституции и порядок ее применения. Конституция СССР 1977 года подчеркивала свою преемственность (1918,1924,1936гг.), но имела и определенные отличия. Впервые в Кон-ции появился специальный раздел об основах общественного строя и политики СССР. Термин “общественное устройство” был заменен понятием “основы общественного строя”. К общественному строю Конституция относила политическую и экономическую системы. Кон-ция 77г. определяла СССР как социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. В Конституции впервые была дана характеристика политической системы и составляющих ее компонентов. Подчеркивалось, что в СССР вся власть принадлежит народу. Политической основой СССР выступили Советы народных депутатов, что соответствовало сложившимся в СССР общественным отношениям. Подчеркивалась роль КПСС как руководящей и направляющей силы сов. общества. Высшим органом государственной власти СССР являлся Верх. Совет СССР, состоявший из 2 равнопр. палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Высшим судебным органом в СССР яв-ся ВС. Все судьи и народные заседатели должны быть независимы и подчиняться только закону. Вперв.вводится понятие “презумпции невиновности”, т.е. никто не м.б. призван винов. в соверш. преступл. иначе как по приговору судьи. Новая Конституция значительно расширила полномочия профсоюзных и других общественных организаций. Для Конституции СССР 1977г. характерна преемственность положений об экономической системе социалистического общества. Важное значение имело указание на то, что никто не вправе использовать соц. собственность в целях личной наживы и в др. корыстных интересах. Новый раздел в К-ции “Государство и личность”. Существенные изменения общественных отношений обусловили необходимость выдвижения на одно из первых мест в Основном Законе регулирование взаимоотношений государства и личности. Конституция закрепляла новые формы “непосредственной демократии”: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права; право на обжалование действий должностных лиц; на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство гражданина; критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, на жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе подчеркивалась “неразрывная связь” прав и обязанностей. Конституция закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Конституция с большой определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.
![]() |