![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Конституционные поправки и пересмотр Конституции
В Главе 9 Раздела первого Конституции Российской Федерации рассматриваются вопросы пересмотра Конституции и внесения поправок в Конституцию. Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Кроме того, в статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят. Субъект конституционной законодательной инициативы - это субъекты, которые могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Таковыми являются: Президент Российской Федерации; Совет Федерации; Государственная Дума; Правительство Российской Федерации; законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации; группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором - вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3-8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции. Процедура пересмотра Конституции РФ начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание - особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений: - подтверждает неизменность Конституции; - разрабатывает проект новой Конституции, который: - принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или - выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей. Существуют несколько разновидностей поправок в Конституцию Российской Федерации: · поправки в главы 3-8 - изменения вносятся законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации; · поправки в статью 65 (в которой перечислены субъекты Российской Федерации), которые могут быть связаны с: o принятием в Российскую Федерацию и образованием в её составе нового субъекта Российской Федерации, а также изменением конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации - в данном случае изменения вносятся ФКЗ; o изменением наименования субъекта Российской Федерации - изменения вносятся Указом Президента Российской Федерации. Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя пятыми голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его. На данный момент в Конституцию Российской Федерации, в статью 65, были внесены следующие поправки: Указ Президента РФ от 9 января 1996 года Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 года Указ Президента РФ от 9 июня 2001 года Указ Президента РФ от 25 июля 2003 года Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 года: Пермская область и Коми-Пермяцкий АО изменили свой конституционно-правовой статус, став единым субъектом Российской Федерации - Пермским краем; Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 года: Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО и Эвенкийский АО изменили свой конституционно-правовой статус, став единым субъектом Российской Федерации - Красноярским краем; Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 года: Камчатская область и Корякский АО изменили свой конституционно-правовой статус и с 1 июля 2007 года стали единым субъектом Российской Федерации - Камчатским краем; Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 года: Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский АО изменили свой конституционно-правовой статус и с 1 января 2008 года стали единым субъектом Российской Федерации - Иркутской областью. Конституция и ограничение прав и свобод человека Несмотря на то, что в соответствии с конституцией РФ права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция РФ допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям: Ограничение прав не должно достигать таких размеров, при которых можно будет говорить об отмене или даже умалении отдельных прав человека и гражданина, подразумевающем законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы меньшей, чем необходимая с точки зрения основного содержания этих прав и свобод; Никакие ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут быть сделаны на основе подзаконных актов; Исчерпывающим перечнем оснований для ограничения прав и свобод человека и гражданина является «защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Ограничение права и свобод не должно превышать минимально необходимую меру, позволяющую реализовать приведенные в предыдущем пункте цели. Должны одновременно выполняться все перечисленные в пп. 1-4 требования, а также остальные требования конституции РФ. В противном случае ограничение прав и свобод человека считается антиконституционным.
![]() |