![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Формализация предпочтения потребителя при выборе товаров
Глава 2. Математическая теория потребления
Первичными элементами экономики являются товары и участники. Под товарами понимается все, что является предметом сделок в данном обществе, в том числе и услуги. Каждый участник экономики действует одновременно как покупатель и продавец товаров. Рассмотрим поведение отдельного участника экономики, как потребителя товаров. Эта задача рассматривается с точки зрения рационального распределения личного бюджета (дохода) потребителя, которая, в конечном счете, сводится к решению вопроса о том, какое количество каждого наличного товара он должен приобрести при заданных ценах и известном доходе. Для получения математической модели задачи потребителя необходимо формализовать такие понятия как товар, цель потребления товаров, цена товара, бюджет и покупательская способность потребителя. Будем предполагать, что количество каждого товара можно измерять вещественным неотрицательным числом (в штуках, в килограммах, в метрах, в литрах, в человеко-часах и т.д.). Пусть на рынке производится и продается Для того чтобы формализовать выбор потребителя с учетом его цели, в пространстве Строгое предпочтение Исходя из логики сравнения товаров, потребуем, чтобы отношение а1) рефлексивность: для любого Кроме того, для отношения безразличия выполняется аксиома симметричности: из Приведем примеры конкретных отношений предпочтения и безразличия. Пример 2.1. Для сравнения любых наборов 1) 2) 3) 4) Такое отношение называется лексикографическим предпочтением, так как оно определено по правилу составления списка наименований по алфавиту. Можно показать, что отношение лексикографического предпочтения удовлетворяет аксиомама1), а2), а3). Пример 2.2. Пусть Это отношение безразличия порождает в Отношение предпочтения на практике выявляется экспериментальным путем, путём сравнения наборов товаров попарно и опросом потребителя, какой набор он предпочитает. Реально такую работу можно провести в случае небольшого числа товаров. Предпочтение потребителя изменчиво и зависит от многих условий: цен товара, его дохода, имеющегося у него запаса товаров, сезона, состояния здоровья, настроения и т.д. Поэтому нельзя раз и навсегда определить за потребителем неизменные принципы предпочтения. Следовательно, при повторном моделировании поведения потребителя его предпочтение нужно формализовать заново с учетом изменившихся условий. В принципе нет ничего сложного в том, чтобы взять два набора товаров и спросить потребителя, который из них он предпочитает и в результате последовательного опроса найти искомую закономерность. Гораздо сложнее выявить предпочтение целой группы людей или общества, так как невозможно по каждой паре наборов товаров проводить голосование или референдум и ожидать, что результаты будут однозначными. Кроме основных аксиом а1), а2), а3) отношение предпочтения может обладать рядом содержательных свойств, например: а4) непрерывность: для любых а5) ненасыщаемость: для любых Содержательно непрерывность означает, что если Если все товары хорошего качества, то естественно, большее их количество будет предпочтительнее, чем меньшее. Этот факт отражен в свойстве ненасыщаемости. Оно означает отсутствие такого набора Выпуклость отношения предпочтения означает, что если набор
![]() |