![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Анализ влияния дохода и цен на спрос
Как было показано в предыдущих параграфах, для оценки различных ситуаций в сфере потребления применяются предельный спрос и предельная полезность денег по ценам
от Зная, что оптимальное решение
Так как эта система зависит от параметров
Будем предполагать, что функция Система (2.6.2) будет разрешимой относительно отличен от нуля. Покажем это. С учетом обозначений (2.6.3) получаем: где - есть «окаймляющая» ценами товаров матрица Гессе. По условию (2.2.2) матрица Гессе отрицательно определена и поэтому невырождена. Следовательно, определитель матрицы Якоби не равен нулю, и система (2.6.2) имеет решение (по 1. Вычисление предельных величин Подставим (2.6.1) в систему (2.6.2):
и продифференцируем её по Перепишем эту систему в форме, удобной для перехода к матричной записи: В матричной форме эта система имеет вид:
где Решая систему (2.6.5), находим искомые предельные величины по доходу. 2. Вычисление предельных величин Дифференцируя систему (2.6.4) по
где - символ Кронекера. Запишем систему (2.6.6) сначала в векторной, затем в матричной форме:
где
3. Вычисление предельных величин Используя систему (2.6.2), найдем полные дифференциалы функций Для того чтобы полезность оставалась неизменной, т.е. чтобы
Содержательно это означает, что при возрастании, например, цены Дифференцируя (2.6.4) по где первое уравнение этой системы получается из (2.6.6) при условии так как в этом случае из (2.6.6) следует где
Решая систему (2.6.8), находим искомые предельные величины при компенсированном изменении цен. Все три матричных (2.6.5) , (2.6.7) и (2.6.8) можно объединить в одно матричное уравнение:
Это уравнение называется основным матричным уравнением теории потребления. Матрица называется матрицей сравнительной статики, а ее элементы - показателями сравнительной статики. Такое название объясняется тем, что эти показатели характеризуют чувствительность Так как левая часть уравнения (2.6.9) есть невырожденная матрица (в силу невырожденности Якобиана), то оно может быть разрешено относительно показателей сравнительной статики. Решение уравнения (2.6.9) связано с понятием уравнения Слуцкого.
Уравнение Слуцкого
Запишем основное матричное уравнение (2.6.9) в виде:
Решение этой системы относительно показателей сравнительной статики по спросу имеет вид:
где - скалярная величина. Можно показать, что Поэтому скаляр Сопоставляя это уравнение с (2.7.2) , получаем,
Равенство (2.7.5) называется уравнением Слуцкого. Это же уравнение называют основным уравнением теории ценности. В координатной форме уравнение Слуцкого имеет вид:
Левую часть этого уравнения называют общим эффектом (от влияния цены на спрос), первое слагаемое в правой части - влиянием замены (т.е. компенсированного изменения цены на спрос), второе слагаемое - влиянием дохода (влияние изменения дохода на спрос). Запишем уравнение в виде:
Из (2.7.4) следует, что матрица влияния замены симметрична и отрицательно определена. Из отрицательной определенности следует
Следовательно, компенсированное возрастание цены товара приводит к уменьшению спроса на этот товар. Их симметричности матрицы влияния замены и уравнения (2.7.7) получаем:
Поэтому из уравнения Слуцкого, в частности, следует, что:
Производная Равенство (2.7.9) используют для характеристики типов товаров. Определение 2.4. Товар вида Из (2.7.8) и (2.7.9) следует С учетом условия а) если б) если Отсюда следует, что товар Гиффина не может быть ценным, т.е. он обязательно малоценный. В общем случае каждый товар попадает в одну из следующих категорий. 1. Нормальный и ценный 2. Нормальный и малоценный 3. Товар Гиффина и малоценный Существование товара Гиффина кажется не вполне реальным. Действительно, его определение противоречит закону о спросе (спрос есть убывающая функция цены). Однако когда какой-либо популярный среди населения товар продается по слишком низкой цене, появляется подозрение о его качестве. Это может оказаться причиной снижения спроса на него. Последующее же поднятие цены может повысить спрос на этот товар. Нормальный и ценный товар отличается от нормального малоценного товара высоким качеством. Например, фрукты южных сортов по питательным и вкусовым качествам превосходят северные сорта, но они и дороже; масло дороже маргарина, так как качество его выше; вычислительная техника завода-изготовителя, как правило, качественнее и поэтому дороже, чем та же техника, но лицензионной сборки и т.д.). Умножая обе части равенства (2.7.4) на вектор В координатной форме это равенство примет вид:
Учитывая положительность всех цен и неравенство (2.7.8) , приходим к выводу о том, что для каждого Таким образом, в наборе Из уравнения Слуцкого (2.7.5) и равенства (2.7.10) получаем или Запишем это равенство в координатной форме
и разделим обе части каждого из
В обозначениях эластичности (см. (2.3.2) , (2.5.4)) имеем:
Отсюда следует вывод: для каждого товара Умножая (2.7.2) на вектор цен (условие агрегации Энгеля). В координатной форме:
Отсюда следует неравенство С учетом (2.7.10) и (2.7.11) из уравнения Слуцкого находим (условие агрегации Курно). В координатной форме:
Отсюда следует вывод: значение спроса на товар вида Исследуя уравнение Слуцкого можно получить и другие выводы по проблемам теории ценности и потребления. Приведем геометрическую интерпретацию изложенных выше результатов для
Рис. 2.15 Геометрическая иллюстрация уравнения Слуцкого
Точка
Геометрически бюджетная линия изменится (пройдет через Так как бюджетная линия
![]() |