![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Оптимизационная модель задачи потребительского выбора
Исследуем классическую математическую модель задачи индивидуального потребительского выбора. Содержательно эту задачу сформулируем следующим образом: потребителю нужно приобрести (купить) на рынке необходимые ему виды товаров в таком количестве, чтобы их потребление доставило максимальное удовлетворение (пользу); при этом суммарная стоимость купленных товаров не должна превышать его дохода (бюджета). Последнее условие называется бюджетным ограничением и оно подчеркивает всегда ограниченные покупательские возможности потребителя. Пусть Рассмотрим статическую задачу, в которой эти величины не зависят от фактора времени. Параметры Таким образом, модель задачи потребительского выбора имеет вид:
при ограничениях
Обозначим через
называемое бюджетным множеством. Графическое изображение этого множества показано на Рис.2.6.
Рис. 2.6 Графическое изображение бюджетного множества
Граница множества Оптимальным решением задачи (2.4.1)-(2.4.2) называется такой вектор
Определение 2.3. Оптимальное решение Данное формальное определение спроса отражает классическое понятие спроса как платежеспособную потребность. Поставим вопрос: всегда ли существует оптимальное решение задачи(2.4.1) - (2.4.2)? Поскольку мы рассматриваем оптимизационную задачу (линейную или нет в зависимости от функции полезности Покажем, что ограниченность не всегда имеет место. Предположим, для некоторого Теорема 2.3. Пусть бюджетное множество (2.4.3) обладает следующим свойством: если в последовательности Следовательно, при фиксированных ценах Найдём оптимальное решение задачи потребителя. Для этого воспользуемся методом множителей Лагранжа. Составим функцию Лагранжа
где Не умаляя общности рассуждений, примем следующее предложение: потребитель приобретает все виды товаров, т.е.
Эта система разрешима относительно
Отсюда следует важный вывод о том, что в условиях оптимального потребления (т.е. в условиях набора
Рис. 2.7 Решение задачи потребителя
Следовательно, равенство означает, что предельная полезность одной единицы денег одинаково для каждого товара и именно при таком распределении бюджета потребитель получает максимум полезности. Действительно, если полезность от расходования дополнительного доллара на продукт питания выше, чем от доллара на одежду, то потребитель может увеличить полезность за счет роста расходов на питание. Таким образом, увеличение расходов на питание вызовет уменьшение расходов на одежду, и это будет продолжаться до тех пор, пока предельная полезность на питание будет выше, чем на одежду. По закону Гессена предельная полезность продуктов питания постепенно снизится, вызывая рост расходов на одежду. Только тогда, когда предельная полезность дополнительного доллара расходов становится одинаковой для питания и одежды и будет достигнут максимум полезности. Из равенства (2.4.9) следует так же вывод о том, что цены должны определяться исходя из предельной полезности товаров и денег: Так как
Это равенство означает, что точка максимума Наклон бюджетной линии определяется равенством Наклон кривой безразличия и равен Так как в точке касания или
Из (2.4.9), и в частности, из (2.4.10) следует
т.е. в оптимальном наборе товаров Из (Рис.2.7) следует, что оптимальное решение задачи (2.4.1)-(2.4.2) геометрически является точкой касания кривой безразличия и бюджетной линии. Для строго вогнутой функции полезности такая точка касания единственна (Теорема 2.3). С помощью (Рис. 2.7) можно анализировать различные последствия, связанные с изменением цен и дохода. Будем считать, что все товары нормальные (качественные), т.е. при увеличении дохода потребление увеличивается. Рассмотрим следующие вопросы: а) изменение покупательской способности: как изменится спрос на товары при изменении их цен и неизменном доходе? в) эффект замещения: как изменится потребление товаров, когда при изменении цен полезность должна оставаться на прежнем уровне? г) эффект дохода: как изменится потребление товаров при изменении дохода потребителя и неизменных ценах?
Рис. 2.8 Эффекты замещения и дохода
Рассмотрим случай а). Предположим, что снижается цена первого товара. Тогда бюджетная линия из положения Рассмотрим эффект замещения (случай в)). Предположим опять, что первый продукт стал более дешевым (по сравнению с тем, что было в точке Проверив эффект дохода (случай г))убеждаемся, что он характеризуется ростом потребления первого товара на величину В зависимости от условий конкретной задачи, свойств товаров и прочего в выражении (2.4.1) можно либо использовать одну из известных функций полезности, например, одну из функций (2.2.3), (2.2.4), (2.2.8)- (2.2.12), либо построить новую функцию полезности. Заметим, что в теории потребления нет общих или универсальных методов построения функций полезности. Известно лишь частные методы для некоторых отдельных классов таких функций. Приведем один способ приближенного построения так называемых аддитивных функций полезности. Такие функции применяются в тех случаях, когда полезность набора товаров
Примером аддитивной функции полезности является функция (2.2.3). Напротив, функция (2.2.4) и (2.2.8) неаддитивны. Будем считать, что функция (2.4.11) задана на n-мерном параллелепипеде:
Обозначим
Рис. 2.9 Точки разбиения отрезков в
Идеи метода заключаются в построении линий безразличия на каждом из
Алгоритм метода
1. Выявляются взаимозаменяемые товары: в общем случае товары вида
Вычисление предельных норм замещения: для каждой пары 2. Построение кривых безразличия на гранях параллелепипеда 3. Разбиение граней одного из прямоугольников 4. Построение функции полезности для товара
Рис. 2.10 График функции полезности
5. Последовательное разбиение остальных отрезков 6. Последовательное построение функции полезности для остальных товаров: для получения в п.6. последовательных разбиений отрезков 7. Построение общей функции полезности: после того, как получены все Заметим, что точность аппроксимации функции полезности
![]() |