![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Функция полезности как критерий оценки товаров
Отношение предпочтения является весьма неудобным инструментом изучения потребительского выбора. Оно является больше качественной категорией и не приспособлено для проведения количественных исследований. Поэтому необходим другой механизм, который, с одной стороны, был бы адекватен данному отношению предпочтения, т.е. отражал бы все его основные свойства, с другой стороны, являлся бы численным индикатором отношения предпочтения. Таким механизмом является функция полезности. Если отношение предпочтения отражает «склонность» или «желание» потребителя, то функция полезности отражает понятие «выгодности» товаров. Полезность понимается как мера благосостояния и как критерий правильности принимаемых решений. Источником полезности является потребление товара. Термин «полезность» менее индивидуален, чем термин «предпочтение». Действительно, труднее угадать, что человеку хочется, чем определить что ему полезней, так как факт « Функция полезности должна быть построена с учетом всех тех объективных и субъективных условий, которые влияют на предпочтение потребителя. Например, полезность денег оценивается не только их покупательской способностью. Так, с большой степенью уверенности можно утверждать, что полезность десяти заработанных долларов больше, чем те же десяти долларов найденных случайно на улице. При построении функции полезности все эти нюансы, связанные с понятием полезности, учитываются тем обстоятельством, что эта функция строится только на основе отношения предпочтения, т.е. каждому отношению предпочтения соответствует своя функция полезности. Определение 2.1. Пусть в Если интересы потребителя ограничиваются множеством В терминах функции полезности отношение безразличия Всегда ли можно представить отношение предпочтения функцией полезности? Можно ли исходя из предпочтения Теорема 2.1. Для любого отношения предпочтения, определенного и непрерывного в Теорема 2.2. Пусть Для потребителя все эти функции полезности равнозначны. Он не в состоянии отдать предпочтение одной из них перед множеством возможных других, так как все они отражают одно и то же отношение предпочтения. Различие этих функций касается различных «масштабов» измерения полезности и не является принципиальным. Так как функция полезности должна быть адекватной отношению предпочтения, то для нее можно сформулировать свойства а4), а5), а6). Например, в терминах функции полезности свойство ненасыщаемости формулируется следующим образом: a'5) для любых Из этого определения следует, что в случае ненасыщаемости функция Аналогом свойства а6) является вогнутость функции полезности: a'6) для любых Если в условии вогнутости имеет место строгое неравенство, то функция полезности называется строго вогнутой. В этом случае выбор потребителя определяется однозначно. Преимущество функции полезности в сравнении с отношением предпочтения состоит, в частности, в том, что для анализа потребительского выбора можно использовать мощный аппарат дифференцирования. Пусть функция полезности и дифференцируема и выполняются неравенства
Частная производная (2.2.1) называется предельной полезностью товара вида
Поэтому неравенство (2.2.1) интерпретируется следующим образом: для любого набора товаров Предположим теперь, что функция отрицательно определена. Тогда, в частности, выполнены условия:
Это неравенство равносильно тому, что предельная полезность С понятием функции полезности неразрывно связано понятие кривых безразличия, имеющее широкое применение в математической теории потребления. Определение 2.2. Кривой безразличия для данного набора товаров Так как для всех точек из этого множества полезность одна и та же, то кривые безразличия задаются уравнениями Приведем примеры некоторых, наиболее часто применяемых функций полезности и виды их карт безразличия. Эти функции, как показала практика, при определенных условиях достаточно объективно отражают предпочтение потребительского выбора. 1.Функция полезности с полным взаимозамещением благ:
где коэффициент
При постоянных Функция (2.2.3) учитывает возможность компенсации уменьшения потребления одних товаров другими. Пример 2.3. Пусть товаром первого вида является кофе, второго – чай, а потребление этих продуктов в количествах Предположим, что потребление кофе уменьшилось на Таким образом, функция (2.2.3) позволяет определить размер замещения одних товаров другими для того, чтобы полезность оставалась на неизменном уровне.
Рис. 2.1 Примеры карт безразличия 2.Функция полезности с полным взаимодополнением благ:
где
Следовательно, карту безразличия функции (2.2.4) составляют линия, проходящая через начало координат и два семейства (по параметру Функция (2.2.4) учитывает возможность дополнения одних товаров другими. Пример 2.4. Приобретается набор из двух товаров: кофе в количестве
В случае (2.2.5): и увеличение (уменьшение) потребления кофе влечет увеличения (уменьшения) сахара. В случае (2.2.6) увеличение потребления кофе может привести к нарушению неравенства в (2.2.6) и, следовательно, к нарушению уровня полезности, если не увеличиться потребление сахара. Как показывает пример 2.4, функция (2.2.4) применяется для определения полезности набора взаимодополняющих друг друга товаров. 3.Неоклассическая функция полезности (функция Кобба-Дугласа):
где
т.е. карту безразличия составляет семейство (по параметру Приведем еще несколько видов функции полезности. 4.Функция полезности замещающе-дополняющего типа:
где функции 5.Квадратичная функция полезности:
где 6.Логарифмическая функция полезности (функция Бернулли):
где 7.Экспоненциальная функция полезности:
где Замечание. Нельзя гарантировать пригодность известных функций для каждого конкретного случая. При моделировании задачи потребителя самым уязвимым местом является функция полезности, адекватно отражающая предпочтения индивидуального потребителя. Поэтому часто требуется не выбрать, а построить для данной конкретной задачи свою функцию полезности. Наиболее общими для построения функций полезности являются методы регрессионного анализа, которые применимы при наличии подходящего статистического материала. Для выбранного вида функции полезности на основе этих данных оцениваются ее коэффициенты (параметры). Сложность метода зависит от класса функций (линейных, квадратичных, степенных и др.), в котором ищется функция полезности.
![]() |