![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ В РОССИИ
Таблица № 9 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО РЫНКА
Российский музыкальный бизнес напрямую зависит от общих тенденций развития отечественной экономики. Пример тому — кризис августа 1998 года, когда вся музыкальная индустрия оказалась практи- чески парализованной. В результате количество звукозаписывающих компаний уменьшилось в три раза, объем продаж сократился в 3-5 раз (в некоторых репертуарных группах — в 10 раз), цены снизились в 2-3 раза в пересчете на валютный эквивалент. Огромное количество проблем, накопившихся за последние годы, мешает дальнейшему развитию музыкальной индустрии. Прежде всего это вопросы: прав, взаимных долгов и доверия между компаниями. Сейчас многие фирмы еще не имеют полного комплекта документов, подтверждающих их права на те или иные фонограммы (речь идет как об авторских, так и о смежных правах). Договоры заключались без соблюдения необходимых формальностей, поэтому в настоящее время происходит серьезнейший передел собственности на проекты, выпущенные в свет в течение последних десяти лет. Многие предприниматели поняли, что нужно покупать права, а не фонограммы. Еще одной проблемой времени стала новая ценовая политика. Крупнейшие продавцы ориентируются на минимальные, сравнимые с пиратскими цены. Подобный подход стал единственно возможным условием для выживания отечественной музыкальной индустрии и зарубежных компаний, делающих в России свой бизнес. Однако решение о работе по низким ценам принималось непросто. Мейджеры, например, боялись реэкспорта дешевых дисков на Запад. И реэкспорт действительно был и есть даже сейчас. О массовом продвижении дешевых дисков из России не могло быть и речи, поскольку ни один уважающий себя дистрибьютор или владелец сети магазинов не стал бы масштабно продавать диски «неясного происхождения», без кодов IFPI и другой символики, подтверждающей их легальный характер. Большой проблемой остается параллельный импорт. Кассетный рынок страны в 1999 г. показал, что его потенциал достаточно значителен, хотя он и начинает сдавать свои позиции, подчиняясь общемировым тенденциям. Помимо продаж таких традиционных носителей, как МС и CD, в 1999 году достаточно активно развивался рынок CD-R. К уже ставшим традиционным CD-R прибавились диски CD-RW и DVD-RAM. В 2000 году в России вступила в строй первая линия по производству CD-R на Уральском электронном заводе. Одной из главных проблем развития бизнеса является высокий уровень пиратства в стране — 65-70%. В некоторых репертуарных группах он доходит до 90% Таким образом, российский рынок в целом выглядит следующим образом (разделение по видам носителей): Таблица № 10 СУММАРНЫЕ ДАННЫЕ ЛЕГАЛЬНЫХ И ПИРАТСКИХ ПРОДАЖ В МЛН. $
* Последствия кризиса 17 августа 1998 года Как видно из таблицы и рисунков, основным носителем музыкальной продукции остается компакт-кассета. Таблица № 11 ПРОДАЖА ПО РЕПЕРТУАРУ В МЛН. ЭКЗ. (MC+CD3).
Таблица № 12 СТРУКТУРА РЫНКА ПО РЕПЕРТУАРУ (% ОТ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ЛЕГАЛЬНЫХ ПРОДАЖ).
ЧТО ТАКОЕ АПКА? ЧТО ТАКОЕ НАПА? Чтобы полнее понять состояние видеорынка США, рассмотрим активную деятельность Ассоциации производителей кинопродукции Америки (АПКА). Это профессиональное объединение ведущих кино-, фото- и телевизионных компаний США. В число ее членов входят такие компании, как «Буэна Виста Пикчерс Дистрибьюшн» («Уолт Дисней компани», «Голливуд пикчерс корпорейшен», «Сони пикчерс энтертейнмент», («Колумбия», «Триста»), «Твентис Сентчури Фокс Фильм Корпорейшн», «Юниверсал Сити Студиос» и «Уорнер Бразерс». АПКА решает множество задач: защита авторских прав и интересов кино-, видео- и телевизионных компаний, предотвращение видеопиратства путем ужесточения наказаний за этот вид нелегальной деятельности. Юристы Ассоциации помогают прокуратуре лучшим образом сформулировать обвинение; собрать доказательства, обеспечить участие свидетелей и экспертов, провести юридический и правовой анализ, рассчитать сумму компенсации. Около 100 следователей АПКА действуют на всей территории США, помогая полиции в расследовании «пиратских» действий и наказании виновных. В 1998 году проведено 2022 таких расследования. По результатам 262-х из них были возбуждены уголовные дела и вынесены судебные решения. 52 виновных приговорены к тюремному заключению. Члены Ассоциации содействуют проведению антипиратских операций более чем в 70 странах мира, включая Россию. Они осуществляют прокат своих фильмов в России через организации, имеющие соответствующие российские лицензии, такие как «Каскад», «Восток-Запад», «Джемми» и «Премьер». С октября 1998 года 32 кинофильма производства студий-членов АПКА были на законных основаниях поставлены в российский прокат для демонстрации в кинотеатрах. Среди них: «Влюбленный Шекспир», «Армагеддон», «Мумия», «Маска Зорро», «Приключения Флика» и «Целитель Адаме». Дополнительно серия фильмов представлена на видео. Фильмы, находящиеся в прокате в кинотеатрах, как правило, не подлежат одновременному распространению на видеокассетах. Обычно последние поступают в продажу после завершения кинопроката. Это делается для защиты интересов кинопрокатчиков. АПКА поддерживает Российскую антипиратскую организацию — РАПО. Администрация РАПО находится в Москве, а сама организация действует в крупных городах на всей территории России. Членами РАПО являются не только киностудии США и держатели их лицензий в России, но также независимые российские кинопрокатные организации, две российские телекомпании, Российский союз кинематографистов, Российское общество коллекционеров и Российская ассоциация видео. Сотрудники РАПО оказывают помощь правоохранительным органам и налоговой полиции в расследовании источников пиратской продукции, в проведении рейдов по выявлению ее производителей и продавцов. РАПО представляет экспертов, которые могут идентифицировать предметы «пиратской» продукции и выступать с показаниями в суде. НАПА — Национальная ассоциация произво- дителей аудиопродукции России. Решение о создании Национальной ассоциации производителей аудиопродукции России было принято на первом после августовского кризиса совещании Восточно-европейской комиссии IFPI (сентябрь 1998 года). В итоге НАПА была зарегистрирована в июне 1999 года. Основные цели НАПА: подготовка в России на основе НАПА национальной группы IFPI, которая со временем объединится с аппаратом представительства IFPI в Москве; защита прав и законных интересов производителей аудиопродукции — российских музыкальных компаний, борьба с воспроизведением и распространением нелегальной аудиопродукции и координация деятельности обладателей прав на аудио-продукцию в целях соблюдения существующего законодательства на территории Российской Федерации. В настоящее время в НАПА входят крупнейшие российские компании и компании-мейджоры, имеющие свои отделения и филиалы в России, такие как Universal, BMG, EMI (S.B.A.), Gala Records, Real Records «Арт-старз», «Студия Союз», Продюсерский центр Игоря Матвиенко, FeeLee Records Company, «NOX-MUSIC» и другие. На сегодняшний день на территории России у НАПА есть семь организаций, действующих на правах филиалов. Идут переговоры с другими регионами. НАПА активно расширяется «в глубинку», в то же время делая основной упор в ориентировании на бизнес регионы страны, города-миллионеры. В состав НАПА входят многие компании — члены НАПА одновременно являются и членами IFPI. Чтобы понять эту конструкцию, рассмотрим сначала структуру IFPI в других странах и в мире в целом. Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) объединяет звукозаписывающие компании, которые, в свою очередь, объединены по территориальному признаку в национальные группы. То есть федерация состоит из национальных групп различных стран, например, национальных групп Германии, США и т.д. В России до сегодняшнего дня такого объединения не было. В территориях рискового ведения бизнеса IFPI начинает свою деятельность с открытия представительств. Через какое-то время, в зависимости от динамики развития каждой отдельно взятой страны, на месте представительства или с его помощью создается национальная группа IFPI данной страны. Функции представительства федерации в различных странах (и в России тоже) сводятся к тому, чтобы разъяснить местным музыкальным компаниям роль IFPI в международном музыкальном бизнесе, предложить им стать членами федерации и в итоге создать национальную группу. К сожалению, у нас этот процесс пошел по «особому российскому пути». Завершение создания национальной группы IFPI в России не за горами. В НАПА полностью готовы к этому — Ассоциация была создана как ядро национальной группы IFPI. У них общие цели и задачи: легализация музыкального бизнеса, юридическая и правовая помощь компаниям — членам IFPI, активная борьба с пиратством в России в целом, но особенно в регионах с миллионным населением. Конечно же, особое место занимает работа в Москве и Московской области. НАПА содействует государственным структурам в совершенствовании законодательства в области авторских и смежных прав, участвует в качестве неза- висимых экспертов в выработке решений органов государственной власти и управления в вопросах музыкального бизнеса. У нас также создана и действует Российская фонографическая ассоциация. Она создавалась как организация, объединяющая звукозаписывающие компании. Главными задачами ставились сбор вознаграждений за публичное воспроизведение и распределение сохранных денежных средств среди компаний-правообладателей. Членом НАПА может стать любая отечественная легально работающая на рынке компания, признающая уставные документы и действующая в сфере звукозаписи и звуковоспроизведения. Для вступления необходимо обратиться в НАПА с заявлением, приложив к нему комплект уставных и регистрационных документов. Процедура несложна, на налагает высокую ответственность на членов. В период с июля 1999 по июль 200 года в России НАПА изучила 62.076 экземпляров аудионосителей на предмет контрафактности. Поданы двадцать два заявления о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в незаконном использовании авторских и смежных прав, восемь исковых заявлений, направлено пять ходатайств в суды, проведено пять антипиратских акций совместно с правоохранительными органами и IFPI, и пятнадцать акций совместно с органами МВД. Ассоциация занимается исследованием рынка аудиопродукции на территории Российской Федерации, созданием банка данных аудиопродукции, аудио-производителей и торговой сети дилеров и дистрибьюторов — вплоть до информации по каждой торговой точке. Консультирует государственные органы, предприятия, общественные объединения и граждан по вопросам музыкального бизнеса, занимается пропагандой цивилизованных способов развития музыкального рынка, организацией семинаров, симпозиумов, стажировками в России и за рубежом. В ближайших планах — организация национальных конкурсов в области музыкальной индустрии. НАПА представляет российских производителей аудиопродукции в Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) и участвует в ее деятельности (взаимодействует с иными национальными группами). Постоянными партнерами НАПА являются, во-первых, правообладатели, во-вторых, различные экспертные организации, в том числе система экспертно-криминалистических центров МВД РФ, Центр независимой комплексной экспертизы систем и технологий, которые проводят весь возможный комплекс исследований и экспертиз изъятой продукции. В-третьих, предприятия, осуществляющие транспортировку и ответственное хранение контрафактной продукции. Посредством комплекса проводимых экспертиз можно доказать факт производства контрафактной продукции на конкретном предприятии, или, как говорят эксперты, «привязать» аудиокассеты к конкретному станку, конкретному звукозаписывающему устройству. В частности, магнитная лента, перемещающаяся в процессе записи на нее звуковой информации, имеет характерные для этого звукозаписывающего устройства изменения поверхностного слоя, что и выявляется совершенно безошибочно трассологической экспертизой. Поиск правообладателей проводится по базам данных, в которых содержится информация об отечественных альбомах (и в этом НАПА очень помогает издаваемый агентством «Inter Media» «Российский музыкальный ежегодник») и в зарубежных изданиях. Здесь НАПА опирается на базы данных полученные от зарубежных партнеров. Важно определить дату первой публикации произведения и фонограммы по каждому наименованию. Одним из существенных составляющих акта экспертизы или исследования является определение размера ущерба, нанесенного правообладателям в результате незаконного использования произведений и фонограмм. Важным моментом является признание правообладателя гражданским истцом. Денежные средства, полученные после переработки контрафактной продукции и изготовления легальной продукции из высвобожденных комплектующих материалов, распределяются в согласованном размере между правообладателями, предприятиями, осуществляющими ответственное за хранение контрафактной продукции, системой предприятий по переработке контрафактной и изготовлению легальной продукции, и бюджетом. ЧТО ТАКОЕ «НОКС»? «НОКС» — это Национальное объединение культурных сообществ. Основными идеями «Нокса» являются: — сохранение и развитие национальных и этнических культур; — пропаганда культурного наследия; — объединение людей посредством культурного взаимообмена, укрепление дружеских и братских связей между народами; — утверждение гордости каждого человека за свою нацию; — содействие в укреплении России как многонационального государства, в котором все народы равны в своих правах. Я много лет пропагандирую идею, что все люди должны жить в дружбе и мире, контактировать в делах, взаимно обогащаться посредством культурных связей. На нашей земле не должно быть войн. Ведь матери рождают детей для счастливой жизни, усердно развивают их дарования, воспитывают в них лучшие чувства и, непременно гордость за свою нацию, ибо в каждой нации есть необыкновенно талантливые люди. Для решения проблем нашего общества через культуру я и создал «НОКС». Сейчас важно найти людей, которым можно полностью доверять в реализации этих идей. «НОКС» должно стать настоящей кузницей таких кадров. Я постоянно передаю свои идеи менеджерам, воспитываю новое поколение продюсеров, доверяю им свои проекты и помогаю их реализовывать. О КОМПАНИИ NOX-MUSIC Компания «NOX-MUSIC» — новое имя в российском шоу-бизнесе. Она стартовала 1 июня 2000 года. Компания реализовала много хороших и достойных проектов Кристины Орбакайте, Валерия Сюткина, Андрея Макаревича и группы «Квартал», Николая Носкова (10 октября 2000 года, в день релиза альбома «Я дышу тишиной» Николай Носков пел в Кремлевском Дворце Съездов, а затем выступал в самых престижных залах Санкт-Петербурга, Киева, Минска, Риги). В компании переизданы альбомы группы «Горький Парк», «Король и Шут», Александра Маршала, Николая Носкова, Евгения Кемеровского, «Золотая коллекция» Вахтанга Кикабидзе. Выпущены альбомы Паскаля, Оскара, Алены Свиридовой, открыто новое имя — гитарист Ди Дюля. В проекте — первый иностранный проект — Авраам Руссо. 17 и 18 марта 2001 года компания «NOX Music» организовала концерты самой стильной артистки Кристины Орбакайте, который прошел с триумфом. На мой взгляд, это было настоящее супер-шоу года, в котором принимали участие самые именитые люди: режисер-постановщик Алла Пугачева, художник-постановщик Борис Краснов, балетмейстер-постановщик Алла Духова и балет «Тодес», Ваш покорный слуга продюсер Иосиф Пригожин и директор Александр Качан. В таком составе программу на любой площадке страны можно увидеть очень редко. Мы открыты для сотрудничества, готовы помогать ЛЮБОМУ человеку, работающему в этой сфере и совместными усилиями добиваться успеха. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В музыкальном бизнесе территорией профессионального общения являются продюсерские центры. Ведь музыка, так или иначе, проникает во все виды творчества и обладает удивительной эмоциональной силой. Объем данной работы не мог охватить всех проблем, связанных с организацией и проведением продюсерских проектов. Однако основная их часть была рассмотрена: истоки шоу-бизнеса, его основы, проблемы жизнедеятельности продюсерских центров. Определены особенности профессии продюсера, сущность и специфика музыкального шоу-бизнеса. Наше сотрудничество с мастерами российского шоу-бизнеса, осуществление новых проектов, осмысление научно-методической информации позволяет нам сделать вывод о том, что специфика современной музыкальной культуры делает злободневной и актуальной задачу организации и развития продюсерских центров. Этот вид популяризации музыки становится все более востребованным и эффективным. Но социальная среда музыкального бизнеса пока неоднородна. Специфика сегодняшней ситуации состоит в том, что необходимо освоить все художественно-ценные способы организации музыкальных проектов. При этом придется преодолевать сопротивление установившихся правил и негласных законов. Нужно стремиться к тому, чтобы начали действовать законы. Что же касается промоушена, то эта деятель- ность (за редким исключением) практически не развита. Организаторов, называющих себя продюсерами, в российском шоу-бизнесе достаточно. Однако результат их деятельности — многолетний дефицит доверия со стороны исполнителя. Отрадно, что многоплановое развитие отечественной музыкальной жизни породило адекватные современной исполнительской культуре новые формы организации — агентства, продюсерские фирмы, центры, компании. Правда, сотрудничество многих из них с государственными институтами музыкального просветительства — частный факт биографии отдельных энтузиастов. Но сам этот опыт показателен. Деятельность продюсерских компаний позволила сконцентрировать лидеров музыкальных направлений, помогая зрителям и слушателям в максимальном объеме постигнуть современный мир музыки. Несмотря на то, что российский шоу-бизнес только формируется, что пробуксовывает юридическая, правовая база, несовершенен закон об авторском праве, есть уверенность: музыкальный бизнес — индустрия с долгой жизнью. Открытие продюсерских факультетов с мощной информационно-методической базой, консолидация сил и поддержка на государственном уровне будут способствовать развитию и укреплению взаимоотношений на рынке шоу-бизнеса. Путь к «национальной идее», будь то организация благотворительных акций, телевизионных марафонов, юбилейных концертов, культурных международных программ, праздничных презентаций, дней высокой моды, возрождение и открытие творческих имен, — прокладывается уже не теоретически и даже не политически. Эта идея вынашивается и кристаллизуется деятельностью тех продюсерских центров, опыт которых закрепляется осознанием своей гражданской роли в формировании социо-культурного, информационного пространства. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Абчук В. Азбука менеджмента. — М., 1968. 2. Асафьев Б.В. Путеводитель по концертам. — М., 1978. 3. Алешина И. Паблик рилейшенз для менеджеров и маркетеров. — М., 1997. 4. Авербах Е. Рождение звукового образа. — М., 1985. 5. Бореев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. — М., 1986. 6. Борев В.Ю. Видео: техника, досуг, культура. - М., 1996. 7. Вильчек В.М. Под знаком ТВ. — М., 1987. 8. Голядкин А. Телелабиринты. — М., 1988. 9. Говоркин Н.М. Справочник по рок- и поп-прогрессу. — Н. Новгород, 1998. 10. Дудков Е.В. Формы отчетности и проблемы концертной деятельности. Пути совершенствования хозяйственного механизма управления театрально-зрелищным предприятием. — М., 1984. 11. Дудков Е.В. Анализ современных механизмов функционирования государственных и негосударственных театрально-зрелищных предприятий «Информкультура» Вып.5, М., 1994. 12. Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. - СПб., 1997. 13. Карцев Н. Телевидение в нашей жизни. — М., 1981. 14. Конецкая В.П. Социология коммуникаций. - М.: 1997. 15. Капустин Ю.В. Музыкант и публика. — Л., 1985. 16. Калеш В. Театральная вертикаль. — М., 1991. 17. Конен В. Пути американской музыки. — М., 1977. 18. Конников А. Мир эстрады. — М., 1980. 19. Клитин С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. — Л., 1958. 20. Купицкий В.М. Театр — искусство и расчет: Учебное пособие. — М., 1995. 21. Колер Дж. Становление джаза. — М.: Радуга, 1984. 22. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. — СПб., 1994. 23. Лурье А.С. Концерты и жанры концертной деятельности: Лекция. — М., 1994. 24. Лурье А.С. Специфика концертной деятельности: Лекция. — М., 1996. 25. Актуальные вопросы экономики и организации театрального дела. — М., 1986. 26. Лурье А.С. Управление концертным делом. - М., 1998. 27. Минцберг Г. О менеджменте. — М., 1996. 28. Михалкович В.И. Изобразительный язык СМК.-М.,1986. 29. Максимова В.А. И рождается чудо спектакля. - М., 1980. 30. Мороз А.Г. Три века русской сцены. — М., 1978. 31. Михалевскйи Д. Маленькие рассказы о большом шоу-бизнесе. — М., 1994. 32. Музыкальный энциклопедический словарь. - М., 1990. 33. Орлов А.Г. О труде работников театрально-зрелищных учреждений. — М., 1976. 34. Пссман Д. Все о музыкальном бизнесе: перевод, набор, верстка. — М., 1996. 35. Почепцов ГГ. Паблик рилейшнз. Рефа-бук, Ваклер, 2000. 36. Почепцов ГГ. Коммуникационные технологии XX века. - Киев, 2000. 37. Розанов В. Психологические парадоксы управления. — М., 1997. 38. Рубинштейн А.Я. Введение в экономику исполнительского искусства. — М., 1991. 39. Раабен Л.Н. концертная жизнь. Русская художественная культура конца XIX — начала XX веков. - М., 1977. 40. Разлогов К. Коммерция и творчество. Враги или союзники? — М., 1992. 41. Скороходов Г Звезды советской эстрады. — М., 1986. 42. Турчинов B.C. Авангардистские течения в современном исполнительском искусстве Западаю — М., 1988. 43. Уварова Е. Эстрадный театр: Обозрение мюзик-холлы. — М., 1983. 44. Чичановский А.А. Инстанции истины: СМИ и жизнь: возможности, поиск. — М., 1989. 45. Чередниченко Т. Типология советской массовой культуры: между «Брежневым» и «Пугачевой». — М.,1994. 46. Шульгин В.И. Искусство и личность в системе СМИ. - М., 1979. 47. Шеркович Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. — М., 1973. 48. Юровский А. телевидение: поиск и решения. - М., 1975. 49. Музыка и телевидение // Вып. 1 и 2., — М., 1978. 50. Контуры будущего: перспективы и тенденции развития СМК в художественной культуре. Сборник статей. — М., 1984. 51. Традиционный виды искусства в эпоху СМК. Сборник статей. — М., 1987. 52. Жизнь сцены и контрактный мир. — И.: ГИТИС, 1994. 53. Практическое руководство по менеджменту. Международный опыт достижения успеха. — Минск, 1998. ПРИЛОЖЕНИЯ
![]() |