Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ В РОССИИ



Таблица № 9

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКО­ГО МУЗЫКАЛЬНОГО РЫНКА

 

Легальный рынок около $155 млн.
МС — 95 млн. шт.
CD — 8 млн. шт.
LP — 0,1 млн. шт.
Пиратский рынок около $180 млн.
МС — 160 млн. шт.
CD — 25 млн. шт.
Репертуар 66% — национальный
32% — международный
2% — классический
Проигрыватели компакт-дисков имеют 5 млн. семей (10% семей)

Российский музыкальный бизнес напрямую за­висит от общих тенденций развития отечественной экономики. Пример тому — кризис августа 1998 года, когда вся музыкальная индустрия оказалась практи-

чески парализованной. В результате количество зву­козаписывающих компаний уменьшилось в три раза, объем продаж сократился в 3-5 раз (в некоторых ре­пертуарных группах — в 10 раз), цены снизились в 2-3 раза в пересчете на валютный эквивалент.

Огромное количество проблем, накопившихся за последние годы, мешает дальнейшему развитию музыкальной индустрии. Прежде всего это вопросы: прав, взаимных долгов и доверия между компаниями. Сейчас многие фирмы еще не имеют полного ком­плекта документов, подтверждающих их права на те или иные фонограммы (речь идет как об авторских, так и о смежных правах). Договоры заключались без соблюдения необходимых формальностей, поэтому в настоящее время происходит серьезнейший передел собственности на проекты, выпущенные в свет в тече­ние последних десяти лет. Многие предприниматели поняли, что нужно покупать права, а не фонограммы.

Еще одной проблемой времени стала новая це­новая политика. Крупнейшие продавцы ориентиру­ются на минимальные, сравнимые с пиратскими це­ны. Подобный подход стал единственно возможным условием для выживания отечественной музыкаль­ной индустрии и зарубежных компаний, делающих в России свой бизнес. Однако решение о работе по низ­ким ценам принималось непросто. Мейджеры, на­пример, боялись реэкспорта дешевых дисков на За­пад. И реэкспорт действительно был и есть даже сейчас. О массовом продвижении дешевых дисков из России не могло быть и речи, поскольку ни один ува­жающий себя дистрибьютор или владелец сети мага­зинов не стал бы масштабно продавать диски «неяс­ного происхождения», без кодов IFPI и другой

символики, подтверждающей их легальный характер. Большой проблемой остается параллельный импорт.

Кассетный рынок страны в 1999 г. показал, что его потенциал достаточно значителен, хотя он и на­чинает сдавать свои позиции, подчиняясь общемиро­вым тенденциям.

Помимо продаж таких традиционных носите­лей, как МС и CD, в 1999 году достаточно активно раз­вивался рынок CD-R. К уже ставшим традиционным CD-R прибавились диски CD-RW и DVD-RAM. В 2000 году в России вступила в строй первая линия по производству CD-R на Уральском электронном заводе.

Одной из главных проблем развития бизнеса является высокий уровень пиратства в стране — 65-70%. В некоторых репертуарных группах он доходит до 90%

Таким образом, российский рынок в целом вы­глядит следующим образом (разделение по видам но­сителей):

Таблица 10

СУММАРНЫЕ ДАННЫЕ ЛЕГАЛЬНЫХ И ПИРАТ­СКИХ ПРОДАЖ В МЛН. $

Год Общий объем продаж MC+CD МС CD
535* 302* 302* 22*
335* 288* 288* 33*

* Последствия кризиса 17 августа 1998 года Как видно из таблицы и рисунков, основным носителем музыкальной продукции остается ком­пакт-кассета.

Таблица № 11

ПРОДАЖА ПО РЕПЕРТУАРУ В МЛН. ЭКЗ. (MC+CD3).

Год
Отечественный 85,000
Международный 16,500
Классический 1,600
Легальный
Пиратский
Всего копий

Таблица № 12

СТРУКТУРА РЫНКА ПО РЕПЕРТУАРУ (% ОТ ОБ­ЩЕГО ОБЪЕМА ЛЕГАЛЬНЫХ ПРОДАЖ).

Жанр % Жанр %
Поп-музыка Классический репертуар
Рок-музыка Джаз
Танцевальная музыка Народная музыка
Русский шансон Учебные прграммы
Детские записи Музыка кино
Авторская песня Медитативная музыка

ЧТО ТАКОЕ АПКА? ЧТО ТАКОЕ НАПА?

Чтобы полнее понять состояние видеорынка США, рассмотрим активную деятельность Ассоциа­ции производителей кинопродукции Америки (АП­КА). Это профессиональное объединение ведущих ки­но-, фото- и телевизионных компаний США. В число ее членов входят такие компании, как «Буэна Виста Пикчерс Дистрибьюшн» («Уолт Дисней компани», «Голливуд пикчерс корпорейшен», «Сони пикчерс энтертейнмент», («Колумбия», «Триста»), «Твентис Сентчури Фокс Фильм Корпорейшн», «Юниверсал Сити Студиос» и «Уорнер Бразерс».

АПКА решает множество задач: защита автор­ских прав и интересов кино-, видео- и телевизионных компаний, предотвращение видеопиратства путем ужесточения наказаний за этот вид нелегальной дея­тельности. Юристы Ассоциации помогают прокура­туре лучшим образом сформулировать обвинение; со­брать доказательства, обеспечить участие свидетелей и экспертов, провести юридический и правовой ана­лиз, рассчитать сумму компенсации.

Около 100 следователей АПКА действуют на всей территории США, помогая полиции в расследо­вании «пиратских» действий и наказании виновных. В 1998 году проведено 2022 таких расследования. По результатам 262-х из них были возбуждены уголовные дела и вынесены судебные решения. 52 виновных приговорены к тюремному заключению.

Члены Ассоциации содействуют проведению антипиратских операций более чем в 70 странах мира, включая Россию. Они осуществляют прокат своих

фильмов в России через организации, имеющие соот­ветствующие российские лицензии, такие как «Кас­кад», «Восток-Запад», «Джемми» и «Премьер».

С октября 1998 года 32 кинофильма производ­ства студий-членов АПКА были на законных основа­ниях поставлены в российский прокат для демонстра­ции в кинотеатрах. Среди них: «Влюбленный Шекспир», «Армагеддон», «Мумия», «Маска Зорро», «Приключения Флика» и «Целитель Адаме». Допол­нительно серия фильмов представлена на видео. Фильмы, находящиеся в прокате в кинотеатрах, как правило, не подлежат одновременному распростра­нению на видеокассетах. Обычно последние поступа­ют в продажу после завершения кинопроката. Это де­лается для защиты интересов кинопрокатчиков.

АПКА поддерживает Российскую антипират­скую организацию — РАПО. Администрация РАПО находится в Москве, а сама организация действует в крупных городах на всей территории России. Члена­ми РАПО являются не только киностудии США и держатели их лицензий в России, но также независи­мые российские кинопрокатные организации, две российские телекомпании, Российский союз кинема­тографистов, Российское общество коллекционеров и Российская ассоциация видео.

Сотрудники РАПО оказывают помощь правоо­хранительным органам и налоговой полиции в рас­следовании источников пиратской продукции, в про­ведении рейдов по выявлению ее производителей и продавцов. РАПО представляет экспертов, которые могут идентифицировать предметы «пиратской» про­дукции и выступать с показаниями в суде.

НАПА — Национальная ассоциация произво-

дителей аудиопродукции России. Решение о созда­нии Национальной ассоциации производителей ау­диопродукции России было принято на первом после августовского кризиса совещании Восточно-европей­ской комиссии IFPI (сентябрь 1998 года). В итоге НА­ПА была зарегистрирована в июне 1999 года.

Основные цели НАПА: подготовка в России на основе НАПА национальной группы IFPI, которая со временем объединится с аппаратом представительст­ва IFPI в Москве; защита прав и законных интересов производителей аудиопродукции — российских му­зыкальных компаний, борьба с воспроизведением и распространением нелегальной аудиопродукции и координация деятельности обладателей прав на аудио-продукцию в целях соблюдения существующего зако­нодательства на территории Российской Федерации.

В настоящее время в НАПА входят крупнейшие российские компании и компании-мейджоры, имею­щие свои отделения и филиалы в России, такие как Universal, BMG, EMI (S.B.A.), Gala Records, Real Records «Арт-старз», «Студия Союз», Продюсерский центр Игоря Матвиенко, FeeLee Records Company, «NOX-MUSIC» и другие.

На сегодняшний день на территории России у НАПА есть семь организаций, действующих на пра­вах филиалов. Идут переговоры с другими регионами. НАПА активно расширяется «в глубинку», в то же время делая основной упор в ориентировании на биз­нес регионы страны, города-миллионеры.

В состав НАПА входят многие компании — чле­ны НАПА одновременно являются и членами IFPI. Чтобы понять эту конструкцию, рассмотрим сначала структуру IFPI в других странах и в мире в целом.

Международная федерация производителей фоно­грамм (IFPI) объединяет звукозаписывающие компа­нии, которые, в свою очередь, объединены по терри­ториальному признаку в национальные группы. То есть федерация состоит из национальных групп раз­личных стран, например, национальных групп Герма­нии, США и т.д. В России до сегодняшнего дня такого объединения не было. В территориях рискового веде­ния бизнеса IFPI начинает свою деятельность с от­крытия представительств. Через какое-то время, в за­висимости от динамики развития каждой отдельно взятой страны, на месте представительства или с его помощью создается национальная группа IFPI данной страны. Функции представительства федерации в раз­личных странах (и в России тоже) сводятся к тому, чтобы разъяснить местным музыкальным компаниям роль IFPI в международном музыкальном бизнесе, предложить им стать членами федерации и в итоге со­здать национальную группу. К сожалению, у нас этот процесс пошел по «особому российскому пути».

Завершение создания национальной группы IFPI в России не за горами. В НАПА полностью гото­вы к этому — Ассоциация была создана как ядро на­циональной группы IFPI. У них общие цели и задачи: легализация музыкального бизнеса, юридическая и правовая помощь компаниям — членам IFPI, актив­ная борьба с пиратством в России в целом, но особен­но в регионах с миллионным населением. Конечно же, особое место занимает работа в Москве и Мос­ковской области.

НАПА содействует государственным структу­рам в совершенствовании законодательства в области авторских и смежных прав, участвует в качестве неза-

висимых экспертов в выработке решений органов го­сударственной власти и управления в вопросах музы­кального бизнеса.

У нас также создана и действует Российская фонографическая ассоциация. Она создавалась как организация, объединяющая звукозаписывающие компании. Главными задачами ставились сбор возна­граждений за публичное воспроизведение и распре­деление сохранных денежных средств среди компа­ний-правообладателей.

Членом НАПА может стать любая отечествен­ная легально работающая на рынке компания, при­знающая уставные документы и действующая в сфере звукозаписи и звуковоспроизведения. Для вступле­ния необходимо обратиться в НАПА с заявлением, приложив к нему комплект уставных и регистрацион­ных документов. Процедура несложна, на налагает высокую ответственность на членов.

В период с июля 1999 по июль 200 года в России НАПА изучила 62.076 экземпляров аудионосителей на предмет контрафактности. Поданы двадцать два заявления о привлечении к уголовной ответственнос­ти лиц, виновных в незаконном использовании ав­торских и смежных прав, восемь исковых заявлений, направлено пять ходатайств в суды, проведено пять антипиратских акций совместно с правоохранитель­ными органами и IFPI, и пятнадцать акций совмест­но с органами МВД.

Ассоциация занимается исследованием рынка аудиопродукции на территории Российской Федера­ции, созданием банка данных аудиопродукции, аудио-производителей и торговой сети дилеров и дистрибь­юторов — вплоть до информации по каждой торговой

точке. Консультирует государственные органы, пред­приятия, общественные объединения и граждан по вопросам музыкального бизнеса, занимается пропа­гандой цивилизованных способов развития музыкаль­ного рынка, организацией семинаров, симпозиумов, стажировками в России и за рубежом. В ближайших планах — организация национальных конкурсов в об­ласти музыкальной индустрии.

НАПА представляет российских производите­лей аудиопродукции в Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) и участвует в ее де­ятельности (взаимодействует с иными национальны­ми группами).

Постоянными партнерами НАПА являются, во-первых, правообладатели, во-вторых, различные экспертные организации, в том числе система экспертно-криминалистических центров МВД РФ, Центр независимой комплексной экспертизы систем и технологий, которые проводят весь возможный комплекс исследований и экспертиз изъятой продук­ции. В-третьих, предприятия, осуществляющие транспортировку и ответственное хранение контра­фактной продукции.

Посредством комплекса проводимых экспер­тиз можно доказать факт производства контрафакт­ной продукции на конкретном предприятии, или, как говорят эксперты, «привязать» аудиокассеты к кон­кретному станку, конкретному звукозаписывающему устройству. В частности, магнитная лента, перемеща­ющаяся в процессе записи на нее звуковой информа­ции, имеет характерные для этого звукозаписываю­щего устройства изменения поверхностного слоя, что

и выявляется совершенно безошибочно трассологической экспертизой.

Поиск правообладателей проводится по базам данных, в которых содержится информация об отече­ственных альбомах (и в этом НАПА очень помогает из­даваемый агентством «Inter Media» «Российский музы­кальный ежегодник») и в зарубежных изданиях. Здесь НАПА опирается на базы данных полученные от зару­бежных партнеров. Важно определить дату первой пуб­ликации произведения и фонограммы по каждому на­именованию. Одним из существенных составляющих акта экспертизы или исследования является определе­ние размера ущерба, нанесенного правообладателям в результате незаконного использования произведений и фонограмм. Важным моментом является признание правообладателя гражданским истцом.

Денежные средства, полученные после перера­ботки контрафактной продукции и изготовления ле­гальной продукции из высвобожденных комплектую­щих материалов, распределяются в согласованном размере между правообладателями, предприятиями, осуществляющими ответственное за хранение кон­трафактной продукции, системой предприятий по переработке контрафактной и изготовлению легаль­ной продукции, и бюджетом.

ЧТО ТАКОЕ «НОКС»?

«НОКС» — это Национальное объединение культурных сообществ. Основными идеями «Нокса» являются:

— сохранение и развитие национальных и эт­нических культур;

— пропаганда культурного наследия;

— объединение людей посредством культурно­го взаимообмена, укрепление дружеских и братских связей между народами;

— утверждение гордости каждого человека за свою нацию;

— содействие в укреплении России как много­национального государства, в котором все народы равны в своих правах.

Я много лет пропагандирую идею, что все люди должны жить в дружбе и мире, контактировать в делах, взаимно обогащаться посредством культурных связей. На нашей земле не должно быть войн. Ведь матери рождают детей для счастливой жизни, усердно разви­вают их дарования, воспитывают в них лучшие чувства и, непременно гордость за свою нацию, ибо в каждой нации есть необыкновенно талантливые люди.

Для решения проблем нашего общества через культуру я и создал «НОКС».

Сейчас важно найти людей, которым можно полностью доверять в реализации этих идей. «НОКС» должно стать настоящей кузницей таких кадров. Я постоянно передаю свои идеи менеджерам, воспиты­ваю новое поколение продюсеров, доверяю им свои проекты и помогаю их реализовывать.

О КОМПАНИИ NOX-MUSIC

Компания «NOX-MUSIC» — новое имя в рос­сийском шоу-бизнесе. Она стартовала 1 июня 2000 года. Компания реализовала много хороших и достой­ных проектов Кристины Орбакайте, Валерия Сюткина, Андрея Макаревича и группы «Квартал», Николая

Носкова (10 октября 2000 года, в день релиза альбома «Я дышу тишиной» Николай Носков пел в Кремлев­ском Дворце Съездов, а затем выступал в самых пре­стижных залах Санкт-Петербурга, Киева, Минска, Риги).

В компании переизданы альбомы группы «Горький Парк», «Король и Шут», Александра Мар­шала, Николая Носкова, Евгения Кемеровского, «Зо­лотая коллекция» Вахтанга Кикабидзе. Выпущены альбомы Паскаля, Оскара, Алены Свиридовой, от­крыто новое имя — гитарист Ди Дюля. В проекте — первый иностранный проект — Авраам Руссо.

17 и 18 марта 2001 года компания «NOX Music» организовала концерты самой стильной артистки Кристины Орбакайте, который прошел с триумфом. На мой взгляд, это было настоящее супер-шоу года, в котором принимали участие самые именитые люди: режисер-постановщик Алла Пугачева, художник-по­становщик Борис Краснов, балетмейстер-постанов­щик Алла Духова и балет «Тодес», Ваш покорный слу­га продюсер Иосиф Пригожин и директор Александр Качан.

В таком составе программу на любой площадке страны можно увидеть очень редко.

Мы открыты для сотрудничества, готовы помо­гать ЛЮБОМУ человеку, работающему в этой сфере и совместными усилиями добиваться успеха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В музыкальном бизнесе территорией профес­сионального общения являются продюсерские цент­ры. Ведь музыка, так или иначе, проникает во все ви­ды творчества и обладает удивительной эмоциональной силой. Объем данной работы не мог охватить всех проблем, связанных с организацией и проведением продюсерских проектов. Однако основ­ная их часть была рассмотрена: истоки шоу-бизнеса, его основы, проблемы жизнедеятельности продюсер­ских центров. Определены особенности профессии продюсера, сущность и специфика музыкального шоу-бизнеса.

Наше сотрудничество с мастерами российского шоу-бизнеса, осуществление новых проектов, осмыс­ление научно-методической информации позволяет нам сделать вывод о том, что специфика современной музыкальной культуры делает злободневной и акту­альной задачу организации и развития продюсерских центров. Этот вид популяризации музыки становится все более востребованным и эффективным.

Но социальная среда музыкального бизнеса по­ка неоднородна. Специфика сегодняшней ситуации состоит в том, что необходимо освоить все художест­венно-ценные способы организации музыкальных проектов. При этом придется преодолевать сопротив­ление установившихся правил и негласных законов. Нужно стремиться к тому, чтобы начали действовать законы.

Что же касается промоушена, то эта деятель-

ность (за редким исключением) практически не раз­вита. Организаторов, называющих себя продюсера­ми, в российском шоу-бизнесе достаточно. Однако результат их деятельности — многолетний дефицит доверия со стороны исполнителя.

Отрадно, что многоплановое развитие отечест­венной музыкальной жизни породило адекватные со­временной исполнительской культуре новые формы организации — агентства, продюсерские фирмы, центры, компании. Правда, сотрудничество многих из них с государственными институтами музыкально­го просветительства — частный факт биографии от­дельных энтузиастов. Но сам этот опыт показателен. Деятельность продюсерских компаний позволила сконцентрировать лидеров музыкальных направле­ний, помогая зрителям и слушателям в максимальном объеме постигнуть современный мир музыки.

Несмотря на то, что российский шоу-бизнес только формируется, что пробуксовывает юридичес­кая, правовая база, несовершенен закон об авторском праве, есть уверенность: музыкальный бизнес — ин­дустрия с долгой жизнью.

Открытие продюсерских факультетов с мощ­ной информационно-методической базой, консоли­дация сил и поддержка на государственном уровне будут способствовать развитию и укреплению взаи­моотношений на рынке шоу-бизнеса.

Путь к «национальной идее», будь то организа­ция благотворительных акций, телевизионных мара­фонов, юбилейных концертов, культурных междуна­родных программ, праздничных презентаций, дней высокой моды, возрождение и открытие творческих имен, — прокладывается уже не теоретически и даже

не политически. Эта идея вынашивается и кристалли­зуется деятельностью тех продюсерских центров, опыт которых закрепляется осознанием своей граж­данской роли в формировании социо-культурного, информационного пространства.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абчук В. Азбука менеджмента. — М., 1968.

2. Асафьев Б.В. Путеводитель по концертам. — М., 1978.

3. Алешина И. Паблик рилейшенз для менед­жеров и маркетеров. — М., 1997.

4. Авербах Е. Рождение звукового образа. — М., 1985.

5. Бореев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и мас­совая коммуникация. — М., 1986.

6. Борев В.Ю. Видео: техника, досуг, культу­ра. - М., 1996.

7. Вильчек В.М. Под знаком ТВ. — М., 1987.

8. Голядкин А. Телелабиринты. — М., 1988.

9. Говоркин Н.М. Справочник по рок- и поп-прогрессу. — Н. Новгород, 1998.

10. Дудков Е.В. Формы отчетности и проблемы концертной деятельности. Пути совершенствования хозяйственного механизма управления театрально-зрелищным предприятием. — М., 1984.

11. Дудков Е.В. Анализ современных механиз­мов функционирования государственных и негосу­дарственных театрально-зрелищных предприятий «Информкультура» Вып.5, М., 1994.

12. Зверинцев А. Коммуникационный менедж­мент. - СПб., 1997.

13. Карцев Н. Телевидение в нашей жизни. — М., 1981.

14. Конецкая В.П. Социология коммуника­ций. - М.: 1997.

15. Капустин Ю.В. Музыкант и публика. — Л., 1985.

16. Калеш В. Театральная вертикаль. — М., 1991.

17. Конен В. Пути американской музыки. — М., 1977.

18. Конников А. Мир эстрады. — М., 1980.

19. Клитин С. Эстрада: Проблемы теории, ис­тории и методики. — Л., 1958.

20. Купицкий В.М. Театр — искусство и расчет: Учебное пособие. — М., 1995.

21. Колер Дж. Становление джаза. — М.: Раду­га, 1984.

22. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. — СПб., 1994.

23. Лурье А.С. Концерты и жанры концертной деятельности: Лекция. — М., 1994.

24. Лурье А.С. Специфика концертной деятель­ности: Лекция. — М., 1996.

25. Актуальные вопросы экономики и органи­зации театрального дела. — М., 1986.

26. Лурье А.С. Управление концертным де­лом. - М., 1998.

27. Минцберг Г. О менеджменте. — М., 1996.

28. Михалкович В.И. Изобразительный язык СМК.-М.,1986.

29. Максимова В.А. И рождается чудо спектак­ля. - М., 1980.

30. Мороз А.Г. Три века русской сцены. — М., 1978.

31. Михалевскйи Д. Маленькие рассказы о большом шоу-бизнесе. — М., 1994.

32. Музыкальный энциклопедический сло­варь. - М., 1990.

33. Орлов А.Г. О труде работников театрально-зрелищных учреждений. — М., 1976.

34. Пссман Д. Все о музыкальном бизнесе: пе­ревод, набор, верстка. — М., 1996.

35. Почепцов ГГ. Паблик рилейшнз. Рефа-бук, Ваклер, 2000.

36. Почепцов ГГ. Коммуникационные техноло­гии XX века. - Киев, 2000.

37. Розанов В. Психологические парадоксы уп­равления. — М., 1997.

38. Рубинштейн А.Я. Введение в экономику ис­полнительского искусства. — М., 1991.

39. Раабен Л.Н. концертная жизнь. Русская ху­дожественная культура конца XIX — начала XX ве­ков. - М., 1977.

40. Разлогов К. Коммерция и творчество. Враги или союзники? — М., 1992.

41. Скороходов Г Звезды советской эстрады. — М., 1986.

42. Турчинов B.C. Авангардистские течения в современном исполнительском искусстве Западаю — М., 1988.

43. Уварова Е. Эстрадный театр: Обозрение мю­зик-холлы. — М., 1983.

44. Чичановский А.А. Инстанции истины: СМИ и жизнь: возможности, поиск. — М., 1989.

45. Чередниченко Т. Типология советской мас­совой культуры: между «Брежневым» и «Пугаче­вой». — М.,1994.

46. Шульгин В.И. Искусство и личность в сис­теме СМИ. - М., 1979.

47. Шеркович Ю.А. Психологические пробле­мы массовых информационных процессов. — М., 1973.

48. Юровский А. телевидение: поиск и реше­ния. - М., 1975.

49. Музыка и телевидение // Вып. 1 и 2., — М., 1978.

50. Контуры будущего: перспективы и тенден­ции развития СМК в художественной культуре. Сбор­ник статей. — М., 1984.

51. Традиционный виды искусства в эпоху СМК. Сборник статей. — М., 1987.

52. Жизнь сцены и контрактный мир. — И.: ГИТИС, 1994.

53. Практическое руководство по менеджменту. Международный опыт достижения успеха. — Минск, 1998.

ПРИЛОЖЕНИЯ



Просмотров 1274

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!