![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Процедура проведения исследования
Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется следующая инструкция: «Просим вас оценить исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру „2“. Если вы считаете, что данное высказывание частично подходит для вашего отца (или матери), обведите цифру „1“. Если же, по вашему мнению, утверждение не относится к вашему отцу (или матери), обведите цифру „0“». Затем подростку выдают регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу — в мужском. Причем бланки заполняются отдельно, вначале, например, заполняют бланк, в котором отражаются воспитательные принципы матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и только после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в применении к отцу. Текст опросника Мой отец (моя мать): 1. Очень часто улыбается мне. 2. Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет. 3. Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня. 4. Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться. 5. Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает. 6. Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться. 7. Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять. 8. Постоянно жалуется кому‑то на меня. 9. Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо. 10. За одно и то же один раз наказывает, а другой — прощает. 11. Очень любит делать что‑нибудь вместе. 12. Если назначает какую‑нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу. 13. Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал. 14. Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу. 15. Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения. 16. Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно. 17. Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан. 18. Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу. 19. Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер. 20. Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет. 21. Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения. 22. Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано. 23. Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен. 24. Практически позволяет мне делать все, что мне нравится. 25. Меняет свои решения так, как ему удобно. 26. Часто хвалит меня за что‑либо. 27. Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь. 28. Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился. 29. Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе. 30. Иногда очень легко меня прощает, а иногда — нет. 31. Старается открыто показать, что любит меня. 32. Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе. 33. Если я сделаю что‑нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом. 34. Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя». 35. Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что‑нибудь плохое или хорошее. 36. Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу. 37. Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею. 38. Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем‑то задену или обижу. 39. Всегда легко меня прощает. 40. Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало. 41. Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо. 42. Постоянно указывает мне, как себя вести. 43. Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит. 44. Проведение каникул я планирую по собственному желанию. 45. Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным. 46. Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил. 47. Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел. 48. Пренебрегает мной, как мне кажется. 49. Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) — это моя крепость. 50. Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях. Обработка сырых данных После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов (РО2 — позитивный интерес, DIR — директивность, HOS — враждебность, AUT — автономность и NED — непоследовательность). К шкале POZ относятся вопросы 1, 6, 11, 16, 21, 26, 21, 26, 31, 36, 41, 46; к шкале DIR — 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47; к шкале HOS — 3, 8, 13, 18, 23, 28. 33, 38, 43, 48; к шкале AUT — 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49; к шкале NED — 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50. Далее сырые баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5, и нормой является среднее значение, т. е. 3. Если по параметру вышло 1‑2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4‑5 — то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу, на специальном бланке. Интерпретация шкал Оценка матери сыном Шкала позитивного интереса Прежде всего психологическое принятие матери мальчики‑подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека. Шкала директивности Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка. Шкала враждебности Враждебность матери в отношениях с сыном‑подростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается прежде всего как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование «этикету» и даже подчиненность ему. В то же время может наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и окружающих, целью которой является стремление унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным образом на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу сына. Шкала автономности Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать при этом не воспринимает ребенка как личность со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой «слепую» силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются нехарактерными для автономности матерей в отношениях с сыновьями‑подростками. Также, по мнению сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, невовлеченностью матери в дела сына. Шкала непоследовательности Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность. Причем все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна). Оценка отца сыном Шкала позитивного интереса Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним. Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие сына отцом основано прежде всего на доверии. При подобных отношениях характерно находить истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого‑либо рода конформизм. Шкала директивности Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в форме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном выражается главным образом в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, исключая амбициозную деспотичность. При этом он очень четко дает понять ребенку, что ради его благополучия жертвует некоторой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения. Шкала враждебности Жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнением, слишком придерживаются конвенций, стремятся удовлетворить требования других быть «хорошим» отцом и поддерживать положительные отношения. Воспитывая, они пытаются вымуштровать своего сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок. Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим проявляются полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспомощность, невозможность противостоять им. В то же время по отношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека». Тут же звучит постоянное недовольство, скептическое отношение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности. Шкала автономности Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения. Взаимодействие основывается на позициях силы и деспотичности. Отец «замечает» сына только в случаях, когда тот что‑нибудь натворил, причем даже на разбор случившегося, как правило, «не хватает времени». Отец слишком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно перетруждая себя объяснениями. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба в школе, он только делает вид, что это его беспокоит. Часто его просто раздражает, когда сын обращается к нему. По его мнению, сын «сам должен все знать». Шкала непоследовательности Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к их сыновьям‑подросткам последние видят в непредсказуемости, невозможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию, событие, — подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожурит за что‑нибудь существенное, просто приняв заверения последнего в том, что это больше не повторится; такой отец либо долго и педантично будет «промывать косточки», либо примет на веру заверения сына в невиновности и т. п. При сравнении практики матерей и отцов мальчиками‑подростками выявляются следующие характерные различия. При психологическом принятии родителями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях «ради блага» ребенка. В то же время у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выражены независимость и твердость позиций. По шкале директивности у матерей по сравнению с отцами на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери более склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Также матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Враждебность матерей отличается от аналогичной характеристики отцов тем, что у матерей она проявляется в результате борьбы за свою независимость, а у отцов — это скорее тенденция к конформности по отношению к окружающим. Автономность матерей и отцов основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования, однако у матерей замечен акцент на отсутствие требований‑запретов в отношении подростков, а у отцов — отгороженность. И у тех и у других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться от дел и внять просьбам подростка. Непоследовательность же в проведении линии воспитания у обоих родителей одинаково оценивается подростками как тенденция к экстремально‑противоречивым формам проявления с максимальной амплитудой выражения. Причем у матерей противоположностью силе и недоверию являются уступчивость и гиперпроективность, а у отцов — доверчивость и конформизм. Оценка матери дочерью Шкала позитивного интереса Положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, описывается подростками‑девочками как отношение к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи, который сам по себе мало что может. Такие матери часто одобряют обращение за помощью дочерей в случаях ссор или каких‑либо затруднений, с одной стороны, и ограничение самостоятельности — с другой. Наряду с этим девочки отмечают фактор потворствования, когда мать находится как бы «на побегушках» и стремится удовлетворить любое желание дочери. Шкала директивности Описывая директивность своих матерей, девочки‑подростки отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях и не приветствующей при этом выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом». Шкала враждебности Враждебность матерей их дочерьми‑подростками описывается как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности, к детям). Подозрительное поведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными. Шкала автономности Автономность матерей исключает какую‑либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются также какие‑либо формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери оцениваются подростками как снисходительные, нетребовательные. Они практически не поощряют детей, относительно редко и вяло делают замечания, не обращают внимания на воспитание. Шкала непоследовательности Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери девочки понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого — к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению. Оценка отца дочерью Шкала позитивного интереса Дочери описывают позитивный интерес отца как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что не пресловутая отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью‑подростком являются проявлением искреннего интереса. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, т. е. доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя. Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви. Шкала директивности Девочки‑подростки представляют директивность отца в качестве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на место дочери в обществе, и в частности в семье. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе, и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали. Шкала враждебности В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон «идеального ребенка», и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмоционально‑холодного, отвергающего отношения — с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью‑подростком, что, в свою очередь, обусловливает повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабильности подростка. Шкала автономности Девочки‑подростки описывают автономность отцов как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Отец представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующим параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются. Шкала непоследовательности Здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний — максимальна. Таким образом, характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов девочками‑подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологическом принятии у матерей в отличие от отцов на первый план выступают доверие и подчиняемость. У отцов же доминирует уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях на власть и жесткий контроль за поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляются упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что исходит из претензий отца на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери‑подростку на первый план выступает жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми. Различие лишь в таких тенденциях, как самодовлеющее самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчиненностью и недоверием — у матерей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова‑Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. — М., 1981. 2. Аватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. — М., 1984. 3. Агеев В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 135‑140. 4. Акопян Т. А., Дорофеева Р. М. Социально‑психологическая компетентность студентов‑медиков: проблемы, возникающие в процессе общения с больными // Мир психологии. 2000. № 4. 5. Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Автореф. дис. … канд. наук. — М., 1985. 6. Алешина Ю. Е, Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. 7. Алтунина И. Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей (с помощью видеотренинга): Автореф. дис. . канд. наук. — М., 1999. 8. Амяга Н. В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. — М., 1991. 9. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1990, 2006. 10. Андреева Е. Н. Проблемные переживания асоциальных подростков (группа риска) // Психология современного подростка. — СПб., 2005. 11. Андреева Е. Н. Самоотношение подростков // Психология современного подростка. — СПб., 2005. 12. Андреева Т. В. Образы партнера по общению и супруга у студентов университета // Ананьевские чтения‑2005: Материалы научно‑практической конференции. — СПб., 2005. 13. Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. — СПб., 1998. 14. Андреева Т. В., Бакулина Ю. А. Представления молодых супругов (с ребенком‑первенцом) о распределении семейных ролей и удовлетворенности браком // Психология: итоги и перспективы. Тезисы научно‑практической конференции. — СПб., 1996. 15. Андреева Т. В., Пипченко Т. Ю. Потребности женщин и мужчин в брачно‑семейных отношениях и отношение к супружеской верности // Ананьевские чтения‑2000: Тезисы научно‑практической конференции. — СПб., 2000. 16. Андреева Т. В., Толстова А. В. Темперамент супругов и совместимость в браке // Ананьевские чтения‑2001: Тезисы научно‑практической конференции. — СПб., 2001. 17. Антоненко Т. В. Доверие: социально‑психологический феномен. — М., 2004. 18. Антонов А. И., Медков В. М. Второй ребенок. — М., 1987. 19. Антонова Н. В. Идентичность педагога и особенности его общения: Автореф. дис. … канд. наук. — М., 1996. 20. Аргайл М. Психология счастья. — М., 1990. 21. Аргентова Т. Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности // Психологический журнал. 1984. № 6. 22. Аржакаева Т. А. Психологические трудности общения начинающих учителей: Автореф. дис. … канд. наук. — М., 1995. 23. Аржакаева Т. А. Психологические трудности общения: опыт их исследования и преодоления у начинающих учителей // Мир психологии. 1996. № 3. 24. Аристотель. Риторика // Античные риторики. — М., 1978. 25. Арканцева Т. А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии. 1999. № 3. 26. Артамонов С. В., Коростылева Л. А. Ценностные установки на брачные отношения и особенности их становления // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 6. — СПб., 2002. 27. Арутюнян М. Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами // Семья и социальная культура. — М., 1987. 28. Архангельский Л. М. Социально‑этические проблемы теории личности. — М., 1974. 29. Атватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю как правильно слушать собеседника. — М., 1983. 30. Афанасьев В. Г. Человек как система и система деятельности человека // Социологические исследования. 1976. № 4. 31. Афиногенова С. В. Биологический и психологический пол в связи с профессиональными и спортивными интересами в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. … канд. наук. — СПб., 2007. 32. Аш С. Влияние группового давления на модификацию и искажение суждений // Практикум по социальной психологии. — СПб., 2000. С. 210‑225. 33. Бабанский М. Ю. Психологические особенности познания студентами‑первокурсниками друг друга: Автореф. дис. . канд. наук. — М., 1986. 34. Балмашнова Л. Г. Проведение сравнительного анализа психологических портретов старшего и среднего медицинского персонала травматологического отделения: Дипломная работа / РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб., 2000. № 759. 35. Баранник О. С. Влияние семьи на формирование тревожности у дошкольников // Ананьевские чтения‑1999: Тезисы научно‑практической конференции. — СПб., 1999. 36. Баранов А. А. Стресс‑толерантность педагога. Теория и практика. — М.; Ижевск, 2002. 37. Батаршев А. В. Психология личности и общения. — М., 2004. 38. Батрак Г. Е. Аспекты, средства и методы формирования личности врача. — Днепропетровск, 1969. 39. Батраченко И. Г. Психологический анализ антиципации в педагогическом общении: Автореф. дис. . канд. наук. — Киев, 1991. 40. Бахарева Н. В. Роль представлений об отношении к себе в формировании взаимоотношений // Тезисы научных сообщений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. — М., 1976. 41. Белик И. А. Чувство вины в связи с особенностями развития личности: Автореф. дис. . канд. наук. — СПб., 2006. 42. Белостоцкая Н. Г. Работа лектора над речью. — М., 1974. 43. Белохвостова С. В. Мотивы общения подростков с родителями // Личность в системе общественных отношений. Ч. 4. Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всес. съезду Общества психологов СССР. — М., 1983. 44. Бердяев Н. А. Самопознание. — М., 1991. 45. Беркли‑Ален М. Забытое искусство слушать. — СПб., 1997. 46. Берн Ш. Гендерная психология. — М.; СПб., 2001. 47. Берн Э. Игры, в которые играют люди. — Л., 1992. 48. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. — Пг., 1921. 49. Бехтерев В. М. Роль внушения в общественной жизни // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1898. № 1‑3. 50. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. — СПб., 1997. 51. Бирюкова Н. В., Ипатов Б. Ю., Моисеенко С. А. Изучение некоторых личностных свойств школьников разного возраста // Психофизиологические вопросы изучения личности спортсменов. — Л., 1976. 52. Блейлер Э. Аффективность, внушаемость и паранойя. — Одесса, 1929. 53. Бобнева М. И. Нормы общения и внутренний мир личности // Проблемы общения в психологии. — М., 1981. 54. Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. — М., 1988. 55. Богорад И. В. Больной и врач. — М., 1982. 56. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. — Л., 1965. 57. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. — Л., 1988. 58. Бодалев А. А. Личность и общение // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. — Краснодар, 1979. 59. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. № 1. 60. Бодалев А. А. О качествах личности, нужных для успешного общения // Личность и общение. Избр. труды. — М., 1983а. 61. Бодалев А. А. О содержательном богатстве феномена общения и его вариативности // Мир психологии. 1996б. № 3. 62. Бодалев А. А. Об изучении общения с позиций В. Н. Мясищева // Вопросы психологии. 1983б. № 3. С. 131‑135. 63. Бодалев А. А. Психология общения. — М.; Воронеж, 1996а. 64. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. — Л., 1970. 65. Бодалев А. А., Каштанова Т. Р. Теоретико‑методологические аспекты изучения эмпатии // Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Т. XXXVI. — Л., 1975. 66. Бодалев А. А., Ковалев А. Г. Вклад Б. Г. Ананьева в разработку психологических проблем общения // Психологические исследования общения. — М., 1985. 67. Бодалев А. А., Ковалев А. Г. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. № 5‑6. 68. Бодалев А. А., Ковалев А. Г. Теоретические и прикладные проблемы психологии общения в трудах В. Н. Мясищева // Психологические исследования общения. — М., 1985. 69. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972. 70. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М., 1996. 71. Бороздина Г. В. Психология делового общения. — М., 1999. 72. Бреслав Г. М. Психология эмоций. — М., 2004. 73. Брикман Р., Кершнер Р. Гений общения. — СПб., 1997. 74. Брудный А. А. Понимание и общение. — М., 1989. 75. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. — М., 1978. 76. Буланова В. Б. Организация образовательного процесса в основной школе с учетом половозрастных особенностей младших подростков: Автореф. дис. . канд. наук. — СПб., 2005. 77. Быков С. В. Взаимосвязь социальных установок у студентов с уровнем макиавеллизма личности. — Психология сознания: современное состояние и перспективы. Материалы 1‑й Всероссийской конференции. — Самара, 2007. С. 503‑506. 78. Бэкон Ф. Опыты, или наставления нравственные и политические // Соч.: В 2 т. — М., 1978. Т. 2. 79. Вайсс Д. Как работает психотерапия. — М., 1998. 80. Валецкая Т. С. Половозрастные особенности проявления конформизма // Психология XXI века. Материалы международной межвузовской научно‑практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. — СПб., 2005. 81. Валлон А. Истоки характера у детей // Вопросы психологии. 1990. № 5, 6. 82. Ванина Т. О. Подготовка студентов педвуза к предупреждению трудностей педагогического общения: Автореф. дис. . канд. наук. — Челябинск, 2004. 83. Васильев Н. А., Васильева В. Н, Назарова В. М. Взаимооценки школьников разного возраста и пола (социометрическое исследование) // Психофизиология. — Л., 1979. 84. Васильева В. Н, Васильев Н. А. Социометрический статус школьников, сплоченность класса и успеваемость // Психофизиология. — Л., 1979. 85. Васильева О. С., Короткова Е. В. Комплексный подход к понятию «вина» // Прикладная психология. 2000. № 3. 86. Василькова А. П. Взаимосвязи эмпатии с личностными свойствами будущих специалистов‑медиков // Ананьевские чтения‑99: Тезисы научно‑практической конференции. — СПб., 1999. 87. Василькова А. П. Диагностика эмпатии в системе профотбора специалистов‑медиков // Ананьевские чтения‑97: Тезисы научно‑практической конференции. — СПб., 1997. 88. Василькова А. П. Зависимость динамики восприятия больного от уровня эмпатии студентов медицинского вуза // Ананьевские чтения‑2000: Тезисы научно‑практической конференции. — СПб., 2000. 89. Василькова А. П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов‑медиков: Автореф. дис. … канд. наук. — СПб., 1998. 90. Василюк Ф. Е. Пережить горе // О человеческом в человеке. — М., 1991. 91. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка. Психологическая диагностика в медико‑педагогической практике. — СПб., 2004. 92. Веденов А. В. Потребность в общении // Советская педагогика. 1967. № 9. 93. Вейнингер О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики. — М., 1991. 94. Вейс Р. С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества. — М., 1989. 95. Вейс Р. С. Одиночество: опыт эмоциональной и социальной изоляции. — М., 1973. 96. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия. — СПб., 2007. 97. Вереникина И. М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 71‑77. 98. Винокуров А. И. Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик человека: Автореф. дис. . канд. наук. — СПб., 1996. 99. Вишневская Н. И. О факторах, привлекающих школьников в неформальные уличные группы // Психология общения и проблемы коммунистического воспитания: Тезисы докладов. — Омск, 1981. 100. Власов Л. В., Сементовская В. К. Деловое общение. — Л., 1980. 101. Войскунский А. Е. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении. — М., 1982. 102. Волков И. П. Стили руководства при решении задач социального развития коллективов предприятия // Социальная психология и социальное планирование. — Л., 1973. 103. Волкова А. И. Психология общения. — Ростов‑на‑Дону, 2007. 104. Волкова А. Н. Опыт исследования супружеской неверности // Вопросы психологии. 1989. № 2. 105. Волкова А. Н. Социально‑психологические факторы супружеской совместимости: Автореф. дис. . канд. наук. — Л., 1979. 106. Волкова О. В. Влияние стиля руководства на социально‑психологический климат: Дипломная работа. — СПб.: СПбГУ, 2002. 107. Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознание. — Краснодар, 1977. 108. Высотская Н. Е. Индивидуальные особенности фиксированной установки в связи с подвижностью нервных процессов // Психофизиологические особенности спортивной деятельности. — Л., 1975. 109. Гаврилова Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. — М., 1981. 110. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. . канд. наук. — М., 1977. 111. Галигузова Л. Н. К вопросу о происхождении и специфике потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста // Новые исследования в психологии. 1980. № 2. 112. Галигузова Л. Н. Методика изучения потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста // Сборник аспирантских работ по проблемам педагогической психологии Института общей и педагогической психологии АПН СССР. — М., 1977. 113. Галигузова Л. Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. 2000. № 5. 114. Галигузова Л. Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 46‑53. 115. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. — М., 1992. 116. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2003. 117. Гительмахер Р. Б. История одного конфликта // ЭКО. М., 1988. № 2. 118. Глязер Г. О мышлении в медицине. — М., 1965. 119. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987. 120. Гозман Л. Я., Ажгихина Н. И. Психология симпатий. — М., 1988. 121. Головаха Е. И., Панина И. В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев, 1989. 122. Гончаров В. А. Динамика межличностных взаимоотношений в искусственно реорганизованной малой группе // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно‑практической конференции студентов и аспирантов. — СПб., 2001. 123. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. — М., 1980. 124. Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно‑психологического воздействия. — М., 2002. 125. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. — М., 1991. 126. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. — М., 1990. 127. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения: Практикум. — М.: Совершенство, 1997. 128. Гришина Н. В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов: Автореф. дис. … канд. наук. — Л., 1978. 129. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000. 130. Гросс Э., Стоун Г. П. Смущение и анализ ролевых требований // Психология межличностного общения: Xрестоматия. — СПб., 2001. С. 195‑216. 131. Гуриева С. Д. Факторы нейтрализации этносоциальной установки в межнациональных отношениях // Ананьевские чтения‑2002: Тезисы научно‑практической конференции. — СПб., 2001. 132. Гурко Т. А. Гендерная социология // Социология в России. — М., 1996. 133. Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социологические исследования. 1997. № 1. 134. Гурко Т. А. Становление молодой семьи в крупном городе: условия и факторы стабильности: Автореф. дис. … канд. наук. — М., 1983. 135. Гурко Т., Босс П. Отношения мужчин и женщин в браке // Семья на пороге третьего тысячелетия. — М., 1995. 136. Гусев Г. Общение как деятельность // Слово лектора. 1979. № 1. 137. Гусейнов А. Ш. Внутригрупповая активность как фактор повышения коммуникативной компетентности в студенческих группах: Автореф. дис. . канд. наук. — Краснодар, 1999. 138. Гуткина Н. И. Психологические проблемы общения учителя с подростками // Вопросы психологии. 1984. № 2. 139. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Соч. — М., 1953. Т. 5. 140. Дашкова С. С. Историческая психология индивидуальности и проблемы понимания и общения в портретной живописи // Мир психологии. 1996. № 2. 141. Декарт Р. Страсти души // Соч.: В 2 т. — М., 1989. Т. 1. 142. Дементьева И. Ф. Первые годы брака: проблемы молодой семьи. — СПб., 1991. 143. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. — М., 1987. 144. Дескюрэ Ж. Б. Ф. Зависть и ревность. — СПб., 1899. 145. Джалагония Л. А. О невербальном общении средствами музыки // Мир психологии. 1996. № 3. 146. Джампольски Д. Как обрести внутреннее равновесие и оценивать свои отношения с окружающими. — М.: Просвещение, 1990. 147. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987. 148. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. — М., 1978. 149. Добрынин Н. Ф. Активность личности и принцип значимости // Проблемы личности. — М., 1969. 150. Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально‑психологического климата семьи: Автореф. дис. . канд. наук. — М., 1993. 151. Долгинова О. Б. Изучение одиночества как психологическая проблема // Прикладная психология. 2000. № 4. 152. Долгинова О. Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. . канд. наук. — СПб., 1996. 153. Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. — Челябинск, 2007. 154. Донченко Е. А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. — Киев, 1989. 155. Доценко Е. Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. — Тюмень: ТОГИРРО, 1998. 156. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М., 1997. 157. Дроздовский А. К. Исследование связей свойств нервной системы с психодинамическими характеристиками личности: Автореф. дис. . канд. наук. —СПб., 2008. 158. Дубинин Б. В., Толстых А. В. Слухи как социально‑психологический феномен // Вопросы психологии. 1993. № 3. 159. Дубровский Д. И. Проблема идеального. — М., 1983. 160. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология. Словарь‑справочник. —Минск, 1998. 161. Дэна Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. — СПб.: Ин‑т личности, 1994. 162. Емельянов Ю. Н. Активное социально‑психологическое обучение. — Л., 1985. 163. Емельянов Ю. Н. Обучение паритетному диалогу. — Л., 1991. 164. Ерастов Н. П. Культура публичного выступления. — Ярославль, 1971. 165. Ерастов Н. П. Культура связной речи. — Ярославль, 1969. 166. Ерастов Н. П. Психология общения. — Ярославль, 1979. 167. Еремеев Б. А. Суждения школьников о людях // Психология современного подростка. — СПб., 2005. 168. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Девочки и мальчики — два разных мира. — СПб., 2001. 169. Еренкова Н. В. Этика труда среднего медицинского работника. — Киев, 1987. 170. Ершова Н. Н. Развитие социально‑перцептивной компетентности в системе профессионального общения: Автореф. дис. . канд. наук. — М., 1997. 171. Жарновецкая Н. Ю. Возрастно‑половые особенности восприятия агрессивности: Автореф. дис. … канд. наук. СПб., 2007. 172. Жданова О. О. Сравнительный анализ понятий «манипулирование» и «макиавеллизм» и их использование в психологической литературе. — В. М. Бехтерев и современная психология и психотерапия. Сб. статей к конференции. Казань: Центр инновационных технологий. 2001. С. 26‑31. 173. Жуков Ю. В. Эффективность делового общения. — М., 1988. 174. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: спецпрактикум по социальной психологии. —М., 1990. 175. Журавлев А. Л. Роль общительности личности в руководстве коллективом // Психологические исследования общения. — М., 1985. 176. Журавлев А. Л. Факторы формирования стиля руководства производственным коллективом // Социально‑психологические проблемы производственного коллектива. — М., 1983. 177. Журавлев А. Л., Рубахин В. Ф. Индивидуальный стиль руководства коллективом // Психология управления. Вып. 11. — М., 1976. 178. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. — М., 2006. 179. Зависть гибельнее войны (поучение Святых Отцов о вреде зависти). — М., 1996. 180. Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения. — Иркутск, 1976. 181. Залюбовская Е. В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: Автореф. дис. . канд. наук. — М., 1984. 182. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб., 1998. 183. Зеньковский В. В. Психология детства. — М., 1996. 184. Зигерт В., Ланг Р. Руководить без конфликтов. — М.: Экономика, 1990. 185. Зимбардо Ф. Застенчивость. — М., 1991. 186. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб., 2000. 187. Злобина Е. Г. Общение как фактор развития личности. — Киев, 1981. 188. Змиевская Л. В. Влияние когнитивных структур личности учителя на результативность педагогического общения: Автореф. дис. . канд. наук. — Киев, 1988. 189. Знаков В. В. Макиавеллизм и феномен вранья // Вопросы психологии. 1999б. № 6. 190. Знаков В. В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 45‑54. 191. Знаков В. В. Макиавеллизм: Психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал. 2000. № 5. С. 16‑22. 192. Знаков В. В. Методика исследования макиавеллизма личности. — М.: Смысл, 2001. 193. Знаков В. В. Половые различия в понимании неправды, лжи, обмана // Психологический журнал. 1997. № 1. 194. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. — М., 1994. 195. Знаков В. В. Психология понимания правды. — СПб., 1999а. 196. Знаков В. В. Психология понимания: проблемы и перспективы. — М.: Институт психологии РАН, 2005. 197. Иванов С. В. Психологические особенности профессионального педагогического общения на уроках физической культуры: Автореф. дис. . канд. наук. — Л., 1990. 198. Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. — М., 1978. 199. Ивин А. По законам логики. — М., 1983. 200. Изард К. Эмоции человека. Доп. и перераб. изд. — СПб., 2000. 201. Ильин Г. Л. Некоторые проблемы психологии общения // Вопросы психологии. 1986. № 5. С. 113‑124. 202. Ильин Е. П., Нгуен Ки Тыонг. Склонность к стилю руководства и личностные особенности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3. — СПб., 1999а. 203. Ильин Е. П., Нгуен Ки Тыонг. Склонность к стилю руководства и свойства нервной системы // Ананьевские чтения‑99: Тезисы научно‑практической конференции. — СПб., 1999б. 204. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. — Л.: Медицина, 1979. 205. Искольдский Н. В. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии) // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 146‑152. 206. Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения как системное явление // Системное исследование индивидуальности. — Пермь, 1991. 207. Исмагилова А. Г. Xарактеристика индивидуальных стилей общения воспитателей детских садов // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. — Пермь, 1992. 208. Кабрин В. И. Психология коммуникативного развития человека как личности: Автореф. дис. . докт. наук. — СПб., 1993. 209. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3‑7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. 210. Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. № 2. 211. Каган М. С. Мир общения. — М., 1988. 212. Каган М. С., Эткинд А. М. Общение как ценность и творчество // Вопросы психологии. 1988. №4. 213. Казанская В. Г. Общение учителя с учениками в процессе обучения. — СПб., 1996. 214. Казанцева Г. Н. Особенности системы отношений одиноких женщин // Ананьевские чтения‑2001: Тезисы научно‑практической конференции. — СПб., 2001. 215. Кайдалов Д. П., Сулименко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. — М., 1979. 216. Калининский Л. П., Богданова Н. В., Петрова Т. Е., Смоленская Л. М. Функциональная классификация эмпатии как феномена социальной перцепции // Психология общения и проблемы коммунистического воспитания: Тезисы докладов. — Омск, 1981. 217. Кан‑Калик В. А. Грамматика общения. — М., 1995. 218. Кан‑Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. 219. Кан‑Калик В. А., Ковалев А. Г. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 9‑16. 220. Кант И. Соч. в 6 т. — М., 1965. Т. 4. Ч. 2. 221. Караванов Г. Г., Коршунов В. В. Индивидуально‑психологические особенности личности врача‑хирурга. — Львов, 1974. 222. Караяни А. Г. Психология и этика делового общения. — М., 1999. 223. Караяни А. Г. Слухи как средство информационно‑психологического противодействия // Психологический журнал. 2003. № 6. 224. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. — М.: Прогресс, 1993. 225. Карпова С. Н. Развитие ориентировки на речь и ее элементы // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 1. — М., 1980. 226. Карри П. Макиавелли для начинающих. — Ростов‑на‑Дону: Феникс, 1998. 227. Карцева Т. Б. Изучение индивидуально‑личностных особенностей членов дружеских пар // Психологический журнал. 1981. № 5. 228. Катунин Д. Б. Связь макиавеллизма личности с полоролевой идентичностью // Ананьевские чтения‑2005: Материалы научно‑практической конференции. — СПб., 2005. 229. Кашницкий В. И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя: Автореф. дис. . канд. наук. — Кострома, 1995. 230. Кемпински А. Психопатология неврозов. — Варшава, 1975. 231. Кеннон В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости. — Л., 1927. 232. Кериг П. К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии. 1990. № 1. 233. Кириллина А. Гендер: лингвистический аспект. — М., 1999. 234. Кистяковская М. Ю. Развитие движения у детей первого года жизни. — М., 1970. 235. Китов А. И. Личность и перестройка: заметки психолога. — М., 1990. 236. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. 237. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. — СПб., 1997. 238. Ковалев Г. А. Общение и его воспитательное значение // Мир психологии. 1996. № 3. 239. Ковалев Г. А. Общение и личность в педагогическом процессе // Биология в школе. 1985. № 5. 240. Ковалев А. Г. Психология личности. — М.: Просвещение, 1970. 241. Ковалев Г. А. Психология познания людьми друг друга // Вопросы психологии. 1983. № 1. 242. Ковалев Г. А., Радзиховский Л. А. Общение и проблема интериоризации // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 110‑120. 243. Ковалев П. А. Возрастно‑половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дис. . канд. наук. — СПб., 1996. 244. Ковалев С. В. Психология современной семьи. — М., 1988. 245. Козлова Г. В. Костюм как знаковая система. — М., 1980. 246. Козлова Р. П. Стиль профессиональною общения как системообразующий фактор в развитии индивидуальности культпросветработника // Системное исследование индивидуальности. — Пермь, 1991. 247. Коллектив, личность, общение. — Л., 1987. 248. Колобова Е. Ф. Личностные детерминанты когнитивно‑аффективных отношений: Автореф. дис. . канд. наук. — М., 1992. 249. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. — Минск, 1984. 250. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. — Минск, 1969. 251. Коломинский Я. Л. Психология общения. — М., 1975. 252. Коломинский Я. Л. Человек среди людей. — М., 1973. 253. Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. 1985. № 3. 254. Колпакова С. П. Феномен зависти: историко‑философский аспект // Философская антропология: истоки, современное состояние и перспективы: Тезисы VIII ежегодной конференции кафедры философии РАН (6‑7 февраля 1995). — М., 1995. 255. Кольцова В. А. Разработка психологических проблем общения в трудах В. М. Бехтерева // Психологические исследования общения. — М., 1985. 256. Кон И. С. Дружба. — М., 1987. 257. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989. 258. Кон И. С. Психология юношеской дружбы. — М., 1972. 259. Кондратьева С. В. Межличностное понимание и его роль в общении (на материале средней образовательной школы): Автореф. дис. . докт. наук. — Дрогобычи, 1977. 260. Кондратьева С. В. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980. № 5. 261. Кондратьева С. В. Социально‑перцептивная регуляция педагогической деятельности и общение // Мир психологии. 1996. № 3. 262. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. — Прага, 1974. 263. Копец Л. В. Влияние обратной связи на самоконтроль личности в общении: Автореф. дис. … канд. наук. — М., 1987. 264. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно‑семейные отношения. — СПб., 2000. 265. Коротаев А. А., Тамбовцева Т. С. Xарактеристика связей операций педагогического общения со свойствами различных уровней индивидуальности педагога // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. — Пермь, 1985. 266. Корчагина С. Г. Генезис, виды и проявления одиночества. — М., 2005. 267. Кочарян А. С. Преодоление эмоционально трудных ситуаций общения в зависимости от особенностей социальной перцепции: Автореф. дис. . канд. наук. — М., 1986. 268. Кратохвилл С. Психотерапия семейно‑сексуальных дисгармоний. — М., 1991. 269. Крейг Г. Психология развития. — СПб., 2000. 270. Крейг Г., Бохум Д. Психология развития. — СПб., 2004. 271. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. — Л., 1990. 272. Кричевский Р. Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопросы психологии. 1977. № 6. 273. Кричевский Р. Л. Социальная психология: личность и общение. — М., 2000. 274. Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. — М., 1985. 275. Кроник А. А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. — Дубна, 1998. 276. Круглова Е. В. Личностные особенности среднего медицинского персонала, работающего в реанимационном отделении: Дипломная работа. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена. 2000. № 714. 277. Крупнов А. И., Ольшанникова А. Е., Домодедов В. А. Соотношение показателей эмоциональности и динамических характеристик общения // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. — Свердловск, 1979. 278. Кудряшова Л. Д. Еще раз о стилях управления // ЭКО. 1983. № 9. 279. Кудряшова Л. Д. Каким быть руководителю. — Л., 1986. 280. Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. — М., 1997. 281. Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. — М., 1972. 282. Кузнецова И. В. Потребность человека в эмоционально‑доверительном общении // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно‑практической студенческой конференции. — СПб., 1999. 283. Кузьмин Е. С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. — Л., 1971. 284. Куликов В. Н. Вопросы психологии внушения. — Иваново, 1971. 285. Куликов В. Н. Теоретические и прикладные проблемы психологического воздействия // Проблемы психологического воздействия. — Иваново, 1978. 286. Куницына В. Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики. — СПб., 1995. 287. Куницына В. Н. Стиль общения и его формирование. — Л., 1985. 288. Куницына В. Н. Трудности межличностного общения: Автореф. дис. . докт. наук. — СПб., 1991. 289. Куницына В. Н., Бойцова Е. Н. Психологический портрет застенчивого человека // Гностические и коммуникативные компоненты в структуре педагогического мастерства. — Ижевск, 1983. 290. Куницына В. Н., Ефремова (Погольша) В. М. Влияние особенностей семейного воспитания на возникновение у ребенка застенчивости // Психологические проблемы индивидуальности. — Л., 1985. 291. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб., 2001. 292. Купрейченко А. Б., Табхарова С. П. Критерии доверия и недоверия личности другим людям // Психологический журнал. 2007. № 2. 293. Курдюкова Н. А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого‑педагогическая проблема: Автореф. дис. … канд. наук. — СПб., 1997. 294. Курилович Н. Языковая интерпретация гендера // Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. — Минск, 2001. Март. 295. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. — СПб., 1998. 296. Куцырева М. А. Взаимосвязь эмоционального состояния с физиологическими данными // Ананьевские чтения‑2004: Материалы научно‑практической конференции. — СПб., 2004. 297. Лабиринты одиночества. — М., 1989. 298. Лабрюйер Ж. Характеры, или нравы нынешнего века. — М., 1974. 299. Лабунская В. А. Психологический портрет субъекта затрудненного общения // Психологический журнал. 2003. № 5. 300. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения. — М., 2001. 301. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов‑на‑Дону, 1999. 302. Лабунская В. А. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. — Ростов‑на‑Дону, 1991. 303. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. — М., 2001. 304. Ладанов И. Д. Мастерство делового взаимодействия. — М., 1989. 305. Лакофф Р. Язык и место женщины // Гендерные исследования. Харьковский центр гендерных исследований. 2000. № 5. 306. Лапыгин Ю. Н., Эйдельман Я. Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы. — М., 1996. 307. Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы. — Л., 1971. 308. Ларсен С. Ф. Память на новости, сообщаемые по радио: структура сообщения и «обновление» знаний // Психологические исследования общения. — М., 1985. 309. Левенфельд Л. Гипноз и его техника. — Житомир, 1977. 310. Леви В. Л. Искусство быть собой. — М., 1991. 311. Леви В. Л., Волков Л. З. Застенчивость как межгрупповой феномен // Проблемы взаимодействия в группах учащихся. — Минск, 1970. 312. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. — М., 1964. 313. Левшина О. В. Гендерные аспекты Интернета как средства коммуникации // Психология XXI века: Тезисы Международной научно‑практической конференции студентов и аспирантов. — СПб., 2002. 314. Леонтьев А. А. Деятельность и общение // Вопросы философии. 1979б. № 1. 315. Леонтьев А. А. Лекция как общение. — М., 1974б. 316. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические аспекты социальной психологии. — М., 1975. 317. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М., 1979а. 318. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974а. 319. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983. 320. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. — М., 1971. 321. Лещинская Е. А. Диагностика и коррекция коммуникативных трудностей у младших подростков: Автореф. дис. . канд. наук. — Киев, 1992. 322. Линчевский Э. Э. Как быть с ревностью? — Л., 1978. 323. Линчевский Э. Э. Психологические аспекты взаимопонимания (прогнозирование в процессе общения). — Л., 1982. 324. Липницкий А. В. Переговоры в управлении организацией // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. — СПб., 2003. 325. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Xрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2. — М.: Изд‑во МГУ. 1981. С. 107‑113. 326. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., Педагогика.1986. 327. Лисовский В. Т. Любовь и нравственность. — Л., 1986. 328. Личко А. Е. и др. К вопросу о соотношении между конформностью и внушаемостью // Социально‑психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. — Л., 1970. 329. Лозовая Г. В., Рыбакова Н. А. Исследование представлений подростков о семейной жизни // Психология и педагогика — новая интеграция: Материалы 24‑й научной конференции СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. — СПб., 1998. 330. Лозоцева В. Н. Об исследовании особенностей развития самосознания // Проблемы психологии современного подростка. — М., 1982. 331. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984. 332. Лурия А. Р. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. — М., 1944. 333. Ляхович Н. В. Семья глазами школьника // Ананьевские чтения‑99: Тезисы научно‑практической конференции. — СПб., 1999. 334. Магун В. С. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики. 1996. № 1. 335. Мадэлин Б. — А. Забытое искусство слушать. — М., 1997. 336. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 2007. 337. Мак‑Кей М., Роджерс П., Мак‑Кей Ю. Укрощение гнева. — СПб., 1997. 338. Макклелланд Д. Мотивация человека. — СПб., 2007. 339. Максаков А. Ю. Стили педагогического общения тренеров детских команд и их оптимизация: Автореф. дис. . канд. н
![]() |