![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Тема 16. Иностранные инвестиции
1. Иностранные инвестиции и задачи их привлечения 2. Иностранные инвестиции в Забайкальском крае
1. Иностранные инвестиции и задачи их привлечения
В соответствие с федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.) иностранные инвестиции - это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации; По своим характеру и формам заграничные капиталовложения могут быть различными. По источникам происхождения можно выделить следующие виды иностранных инвестиций. Говоря об иностранных инвестициях, необходимо, прежде всего, проводить различия между государственными и частными инвестициями. Государственные инвестиции (в международной практике называют еще официальными) - это средства из госбюджета, которые направляются за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций. Это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное перемещение которых определяется межправительственными соглашениями. Сюда же относятся кредиты и иные средства международных организаций (к примеру, кредиты МВФ). В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права. Возможны и диагональные отношения, когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестиции государству как таковому. Под частными инвестициями понимаются инвестиции, которые предоставляют частные фирмы, компании или граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами. Возможна и более сложная конструкция отношений, когда материальные обязательства государства-должника по полученным им кредитам (например, выплата процентов) удовлетворяются за счет полной или частичной стоимости имущественных прав частного инвестора в стране должника (например, представление прав на разработку собственных ресурсов). Даваемый в законодательных актах и в международных договорах перечень видов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны. В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, включая право залога; денежные средства; акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе и в совместных; право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность; права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную (в том числе и промышленную) собственность; права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов. По срокам размещения заграничные капиталовложения делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. К последним относят вложения более чем на 15 лет. В данную группу входят наиболее значимые капиталовложения, так как к долгосрочным относятся все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций (преимущественно частные), а также ссудный капитал (государственные и частные кредиты). По характеру использования зарубежные капиталовложения бывают ссудными и предпринимательскими. Ссудные инвестиции означают, предоставление средств взаймы ради получения прибыли в форме процента. В этой сфере довольно активно выступают капиталы из государственных и вложения из частных источников. Предпринимательскими инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего речь идет здесь о вложениях частного капитала. По целям предпринимательские капиталовложения делятся на прямые и портфельные. Прямые инвестиции - основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной компанией. Являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству- не менее 10%, в станах Европейского Сообщества- 20-25%, а в Канаде, Австралии и Новой Зеландии- 50%. Прямые инвестиции делятся на две группы: трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное- нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающим для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности; транснациональные вложения - прямые вложения, часто в соседней стране. Цель - минимизация издержек по сравнению с материнской компанией. Черты, характерные для прямых инвестиций: •при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка; •большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях; •более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала.
Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями: •организация новых предприятий; •скупка или поглощение уже существующих компаний. «Портфельные» инвестиции - такие капитальные вложения, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов). В ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух причин: •из-за значительной распыленности акций среди инвесторов; •по причине наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы. Имеются в виду лицензионные и соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание. Повышение роли портфельных инвестиций в последнее десятилетие связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений. Прочие инвестиции - группа инвестиций, в которую в основном входят международные займы и банковские депозиты. Формы заграничных капиталовложений в изложенной схеме все равнозначны. Между тем не до конца ясно, какие формы инвестиций важнее с точки зрения управления реальным производством. В основе этих разночтений, которые выходят на уровень законодательных актов и правительственных постановлений, лежит, как правило, личный или групповой интерес соответствующих финансово-промышленных кругов. Но все более признается приоритетное значение прямых инвестиций как наиболее удачно объединяющих национальные (или государственные) интересы различных слоев общества. К тому же они преимущественно связаны с конкретными международно-оперирующими факторами, финансово-промышленными группами, поэтому они более управляемы, их «правила игры» более определенны, что особенно важно с позиций обеспечения реальных конкурентных стандартов для национальной экономики.
2. Иностранные инвестиции в Забайкальском крае
Ожидается, что по итогам 2010 года объем иностранных инвестиций, поступивших на территорию Забайкальского края, составит 79,5 млн. долларов США, что на 2,8% выше уровня 2007 года. Данные показатели свидетельствуют о положительной динамике роста поступления иностранных инвестиций в наш регион. Так, по оценке Министерства экономического развития Забайкальского края, последующий прирост поступления иностранных инвестиций в регион составит 1% в 2009 году, 3,2% в 2010 году, 0,8% в 2011 году к уровню предыдущего года соответственно. Однако, в связи с влиянием мирового экономического кризиса, представленные данные могут быть подвергнуты корректировке. По сложившейся отраслевой структуре экономики Забайкальского края, значительная часть иностранных инвестиций привлекается в сферу добычи полезных ископаемых. Более 70% поступающих финансовых средств приходится на реализацию проекта реконструкции Ново-Широкинского рудника. В конце 2008 года, из-за рекордного снижения цен на мировом рынке металлов, инвесторами принято решение о приостановке запуска Ново-Широкинского рудника в 2009 году, что повлечет снижение объемов поступления иностранных инвестиций в регион. Настоящий факт вновь подчеркивает неэффективность преимущественного развития сырьевого сектора региональной экономики. Наряду с представленными данными, стоит отметить сокращение доли иностранных инвестиций в общей структуре инвестиций в экономику Забайкальского края. В 2006 году иностранные инвестиции составляли 7,3% от общего объема инвестиций, в 2007 году – 5,9%, в 2008 году – 5,2%, в 2009 году, по прогнозам Министерства экономического развития Забайкальского края, - 4,5%. Согласно анализу инвестиционного опыта стран Центральной и Восточной Европы, доля иностранного инвестирования в размере 10-12% от общего объема инвестиций является необходимым фактором стимулирования развития региональной экономики. Предприятия с иностранным капиталом предъявляют повышенные требования не только к качеству местного сырья и материалов, но и к рабочей силе: в регионе повышается уровень образования и профессионального мастерства, появляются новые рабочие места. Прямые иностранные инвестиции, направляемые в основной капитал, приносят в принимающую страну новые технологии и методы управления, открывают новые рынки, ранее недоступные в силу невысокой конкурентоспособности отечественной продукции.
По данным Министерства экономического развития Забайкальского края, в общей структуре притока иностранных инвестиций в Забайкальский край за 2008 год 97% составили прямые инвестиции, 3% - прочие инвестиции. Прямые инвестиции поступили в Забайкальский край на сумму 77,18 млн. долл. США, что на 1,5% больше по сравнению c показателями 2007 года. Объем прочих инвестиций составил 2,94 млн. долл. США, что в 2 раза превышает данные прошлого года. Общая сумма накопленных иностранных инвестиций в экономике Забайкальского края на начало 2009 года ориентировочно составила 252,6 млн. долл. США. По состоянию на 1 октября 2008 года на территории Забайкальского края зарегистрировано 165 коммерческих организаций с иностранными инвестициями, из них 137 (83%) учреждены предприятиями КНР, 10 (6%) - с участием капитала из стран СНГ, 8 (4,8%) – с участием капитала Кипра. За 9 месяцев 2008 года на территории Забайкальского края зарегистрировано 18 коммерческих организаций с иностранными инвестициями, из них 12 (67%) принадлежат китайским партнерам, учредители трех (17%) зарегистрированы на Кипре, 34 предприятия снято с учета. Вышеуказанные организации в основном работают в сфере строительства, торговли, горнорудной и лесоперерабатывающей промышленности Крупнейшими странами-инвесторами Забайкальского края являются Кипр, Швейцария, Казахстан и Китай, на долю которых приходится соответственно 32,5%, 25%, 21% и 14% всех накопленных инвестиций в регион. Следует отметить стабильный рост поступления инвестиций из Кипра, Казахстана и Китая. К примеру, объемы поступивших инвестиций из Китая за 9 месяцев 2008 года в 2,5 раза превысили показатели того же периода прошлого года. По итогам 9 месяцев 2008 года 76% поступивших инвестиций были направлены в организации, занимающиеся добычей полезных ископаемых, 15,5% - в предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, 8% - в финансовую деятельность. Примечательно, что в разы выросли объемы поступления инвестиций в сферы финансовой деятельности и операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг. .
На территории Забайкальского края в 2008 году реализовывалось несколько крупных проектов с участием иностранного капитала. В горнорудной отрасли наиболее активными темпами осуществляются проекты реконструкции Ново-Широкинского рудника и освоения Тасеевского золоторудного месторождения, инвесторами которых являются европейский холдинг “Highland Gold Mining Ltd.”, “Barrick Gold Corporation” (Канада) и компания «Казцинк», зарегистрированная в Казахстане. Так, за 2008 год на реализацию проекта реконструкции Ново-Широкинского рудника профинансировано 56,5 млн. долл. США. В 2008 году “Barrick Gold Corporation” в проект освоения Любавинского золоторудного месторождения осуществила инвестиции в размере 3,2 млн. долл. США. Ряд инвестиционных проектов реализуется с участием китайского капитала. Таблица 1 Инвестиционные проекты, реализуемые с участием китайского капитала
В прошедшем году проводились мероприятия, направленные на повышение инвестиционной привлекательности региона. Министерством экономического развития Забайкальского края разработан законопроект «Об особых экономических зонах регионального уровня». Принятие данного закона, а также ряда других нормативных правовых документов, предусмотренных «Планом действий по минимизации негативного влияния мирового финансового кризиса на экономику и социальную сферу Забайкальского края», позволит расширить правовое поле для участников ВЭД в регионе. Так, например, стало бы возможным осуществление пилотного проекта по созданию и функционированию на территории Забайкальского края до 30-40 площадок (зон) промышленного, сельскохозяйственного и торгового типов с готовой инфраструктурой для размещения вновь образованных предприятий и организаций с иностранным, смешанным и российским капиталом. Принятие федерального закона «О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», проект которого разработало Министерством территориального развития Российской Федерации, значительно облегчило бы деятельность субъектов РФ в данном направлении. В условиях приграничья важно, соблюдая баланс внешнеэкономических интересов, привлечь и направить иностранные инвестиционные потоки в реальный сектор экономики с привлечением передовых и инновационных технологий, включая сферу малого и среднего бизнеса. Учитывая сырьевую специфику региона, необходимо избежать так называемого «сырьевого проклятья», когда край рассматривается только как источник сырья и не представляется перспективным для развития передовых производств. Один из шагов в данном направлении - проект создания промышленной зоны в пос. Могойтуй, инициированный Администрацией Агинского Бурятского округа с привлечением средств федерального, регионального и местного бюджетов, средств иностранных инвесторов. В целях технического перевооружения лесопромышленных предприятий края, создания современных лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной продукции, принят Закон Забайкальского края «О целевой программе Забайкальского края «Развитие лесопромышленного комплекса Забайкальского края (2009-2013 годы)». В развитии инвестиционной деятельности, ее активизации и стабильном развитии важную роль играют механизмы государственно-частного партнерства. Привлечение бюджетных средств наряду с частным капиталом позволяет сконцентрировать необходимые ресурсы на реализации значимых проектов для экономики и социальной сферы региона. В условиях кризиса такое направление становится еще более актуальным. Дальнейшая активизация деловой и инвестиционной активности будет строиться на принципах сотрудничества государства и бизнеса. Участие частного капитала будет способствовать развитию конкурентоспособных отраслей, создавая условия для создания мощностей и развития собственных производств для выпуска готовой продукции с высокой долей добавленной стоимости, что в дальнейшем поможет краю укрепить позиции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Роль государства состоит, во-первых, в том, чтобы создать инвесторам необходимые условия для привлечения частного капитала и, во-вторых, в том, чтобы взять на себя часть обязательств по реализации проектов. В течение 2008 года проводились мероприятия по презентации потенциала Забайкальского края в рамках международной Харбинской торгово-экономической ярмарки, торгово-инвестиционной ярмарки стран Северо-Восточной Азии в г. Чаньчунь. Презентация одного из приоритетных инвестиционных проектов создания промышленной зоны в поселке Могойтуй прошла в рамках выставки-ярмарки «Приграничное сотрудничество» в г. Чите. Инвестиционные проекты и предложения Забайкальского края были представлены в ходе Четвертого форума по вопросам совместного освоения природных ресурсов, развития сельского хозяйства, промышленности и строительства приграничных районов России и Китая. Несмотря на то, что на протяжении последнего ряда лет продолжался рост как инвестиций в целом, так и иностранных инвестиций, проблема дефицита инвестиционных ресурсов в регионе остается острой и обещает еще более обостриться в связи с последствиями мирового финансового кризиса. По прогнозам, в 2009 году темпы поступления иностранных инвестиций в реализацию ряда проектов резко снизятся в связи со снижением цен и спроса на сырьевые ресурсы на мировом рынке. Кроме объективных причин, имеется ряд проблем федерального уровня, сдерживающих приграничное инвестиционное сотрудничество. Так, например, длительность процедуры оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. В связи с тем, что географически регион находится далеко от центра, прохождение процедуры затягивается на несколько месяцев. Зачастую и без того короткий строительный период сокращается из-за проблем с оформлением рабочих. Решение проблемы возможно при условии делегирования права на выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы региональным управлениям Федеральной миграционной службы в рамках квот, определяемых Правительством Российской Федерации. Еще одна проблема – вовлечение в оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности и не используемых с целью реализации крупных инвестиционных проектов. Несмотря на неоднократные обращения Правительства Забайкальского края в федеральные министерства и ведомства о передаче Забайкальскому краю неиспользуемого длительное время земельного участка в Могочинском районе под строительство крупномасштабного проекта, вопрос остается нерешенным. Следующая проблема вызвана принятием Приказа ФТС России от 23.10.2007г. № 1307 «О таможенных органах, правомочных принимать таможенные декларации». В соответствии с приказом приграничные таможенные посты лишены права приема и оформления грузовых таможенных деклараций. Данная процедура осуществляется только на внутренних таможенных постах, что означает увеличение транспортных расходов, времени доставки, ожидание очереди оформления и необходимость хранения товаров на СВХ и как следствие – увеличение себестоимости товара. Приказ поставил под угрозу реализацию инвестиционных проектов в приграничном посёлке Забайкальск - строительство по сборке электробытовой техники марки «Дуэт» и строительство жилого микрорайона «Южный». ООО «Байкалруд» является первой иностранной компанией, которая пыталась воспользоваться льготой, предоставляемой в соответствии с Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал». Предприятию было отказано в получении льгот на основании решения Федеральной таможенной службы. Данный прецедент не может не сказаться на инвестиционном имидже региона. Кроме проблем сдерживающих инвестиционное сотрудничество, имеются ряд проблем, тормозящих развитие приграничного сотрудничества в целом. Приграничные с Китаем регионы России находятся в неравных экономических условиях в сравнении со своими регионами-соседями из-за отсутствия правового поля осуществления хозяйственной деятельности в условиях приграничья. Так, например, отсутствие правовой основы создания и функционирования приграничных торгово-экономических комплексов в России не только препятствует притоку инвестиций, ведению цивилизованной приграничной торговли, но и способствует оттоку капитала в зарубежные зоны приграничной торговли, где созданы более привлекательные инвестиционные условия. Яркий пример тому – г. Маньчжурия. Отсутствует Порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов, который должен быть разработан Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестиция в Российской Федерации», что, по сути, делает его нерабочим. Неоправданно затянулся процесс принятия федерального закона «О приграничном сотрудничестве». Последняя редакция законопроекта, на который нами был подготовлен отрицательный отзыв, носит декларативный характер. Она не предусматривает конкретные механизмы осуществления приграничного сотрудничества, направленные на устранение диспропорций между развитыми центральными и депрессивными приграничными регионами.
Несмотря на прогнозы снижения темпов реализации инвестиционных проектов в горнорудной отрасли, в 2009 году ожидается начало осуществления ряда новых проектов. В январе 2009 года в поселке Дровяная Улетовского района на базе «Забайкальской лесной компании» открылся цех по первичной лесопереработке, на строительство которого было привлечено иностранных инвестиций в размере 2 млн. долл. США. Инвестором настоящего проекта является бразильско-китайская компания Universal Timber Resources. Создание данного предприятия является свидетельством роста интереса иностранных компаний к размещению лесоперерабатывающих производств на территории Забайкальского края. Государственной корпорацией лесного хозяйства района Синь Линь Большого Хингана провинции Хэйлунцзян, КНР, прорабатывается вопрос создания на территории Хилокского района предприятия по глубокой переработке древесины. В случае успешной реализации проекта, руководство компании намерено инвестировать в строительство ряда других предприятий в сфере сельского хозяйства и торговли. Лесная компания с ограниченной ответственностью «Жуй Синь» КНР совместно с группой российских компаний (ООО «Тагви», ООО «Леспром», ООО «Стройсервис») планирует создать лесопромышленный комплекс в с. Бада Забайкальского края. На базе этого предприятия будет производиться лесопродукция с высокой добавленной стоимостью (европоддоны, продукция домостроения, напольные покрытия и т.д.). ООО «ГазимурЛесПром», учрежденная компанией Файертри Холдингз Лимитед Республики Кипр, в ближайшем будущем намерена реализовать инвестиционный проект создания лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в юго-восточных районах Забайкальского края в зоне строительства дороги Нарын – Лугокан. Компания «Ся Ян» совместно с ОАО «Забайкальская лесная товарная биржа» работает над созданием проекта «Даурский ЛПК», мощности которого будут располагаться в районе станции Харанор Забайкальского района. ООО «Феррум», учредителем которого является китайская компания «Лунсин», имеет лицензию на право пользования участком недр Лугиинского месторождения полиметаллов, в настоящее время ведутся геологоразведочные работы. В перспективе планируется разработка Нерчуганского месторождения каменного угля ООО «Ноосфера» и ООО «Терра», также учрежденными инвесторами из КНР.
![]() |