Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Групповая структура контингента инноваторов



Инноваторы
по типу инновационной деятельности по отношению к основной спе­циальности по предмету инновационной деятельности
Создатели Рационализаторы Про-фесси-ональ-ные В рамках основной специальности, но вне служебных обязанно­стей Вне основной специ­альности Материальные средства Социальные отношения и структуры Методы деятельности Социальные нормы
       

но, изготовить его, его практическую значимость проявить в деле, а определят эту значимость те, кто будет его использовать.

Соответственно этому спектакль под названием "нововведение" играют организаторы, разработчики, проектировщики, изготовители и пользователи. И этот спектакль будет "кассовым" только в том случае, если каждый из них будет хорошо знать и исполнять свою роль.

Раз нововведение - это не только его исполнители, но и связи между ними, значит, на них надо обратить самое серьезное внимание и проанализировать, исходя из принципа системности и соображений практической целесообраз­ности. Каждая из этих ролей уникальна, и все же для удобства анализа можно выделить несколько одинаковых характеристик. Их 5 - сама по себе характе­ристика каждой из групп; назначение каждой группы; отношения с партнера­ми; вклад в нововведения; желаемые изменения в каждой из них для оптими­зации процесса нововведения.

Как социальный процесс, нововведение выступает в виде взаимодействия разных профессиональных, организационных групп, а также организованной или массовой клиентуры на рынке. Их участие в данном нововведении может быть охарактеризовано через ролевую позицию, занимаемую ими в рамках поставленных целей-заданий.

Руководители организаций часто жалуются на трудности реализации даже очень перспективных нововведений: нового оборудования, организационного порядка, методов работы и т. п. Дело в том, что интенсификация инновацион­ного процесса возможна через переход от проектирования новшеств к плани­рованию самих инновационных отношений, что означает не только распреде­ление заданий по разным подразделениям, но и обеспечение их выполнения. Отсюда следует, что основанием для каждого крупного нововведения должна стать специальная целевая программа,определяющая порядок материально-технического снабжения, способы интеграции различных групп участников нововведения, формы обратного влияния последующих стадий нововведения на предыдущие, в т. ч. финишной на начальную. Иначе говоря, необходимо сквозное, но гибкое планирование прохождения новшества через все связан­ные с ним организации. Целесообразно перестроить систему показателей и стимулов, учитывая не только промежуточные, но и конечные цели нововве­дения.

Как и во всем мире, в нашей стране изготовители новой продукции все чаще берут на себя организацию освоения ее у клиентов, а некоторые фирмы


прямо специализируются на реализации нововведений. Такие организации должны были бы осуществлять доводку, комплектование с учетом особеннос­тей конкретных предприятий-пользователей, поставку на места, монтаж, об­служивание, подготовку персонала, разрешение на месте возникающих при этом проблем.

Интеграции инновационных процессов также способствует создание вре­менных целевых групп, объединяющих на регулярной основе представителей разных групп участников нововведений. Их задача состоит в преодолении раз­личий в целях, профессиональных предубеждений, совместном решении смеж­ных проблем. Наиболее целесообразно введение подобных групп, объединяю­щих разработчиков и проектировщиков, разработчиков и пользователей.

МАРКЕТИНГ НОВШЕСТВ

Несмотря на большую сложность внутриорганизационных нововведений, о которых в основном здесь идет речь, главным источником инновационной активности, конечно же, является рынок, платежеспособный спрос. Снова хочу подчеркнуть: даже в наше время повсеместной экспансии рынка он далеко не единственный стимулятор обновления производства и услуг. Люди всегда стре­мились и будут стремиться улучшать свою жизнь - ее предметную среду, по­требление, труд и т. п. Во времена административного хозяйства, когда реак­ция конечного потребителя не имела для изготовителя особого значения, даже тогда огромное число инноваторов пробивались через равнодушие и сопро­тивление, правовые ограничения и даже преследования. И немало нового рож­далось и даже применялось. Так что не будем впадать в коммерческий абсолю­тизм - тяга к новшествам заложена в природе человека, и он будет их созда­вать, даже если их запретить.

Но открытое общество неизбежно становится потребительским (хотя и к моему сожалению). И спрос, конкуренция за покупателя в нем определяют инновационную политику предприятий, банков, страховых компаний, ферм, туризма и т. д.

Более того, именно продуктные нововведения определяют целые шлей­фы обеспечивающих нововведений, а не наоборот. Иначе говоря, если мы замечаем, что новая модель ботинок или конструкция велосипеда находят достаточный спрос у населения, тогда мы ищем и способы улучшения этих из­делий и расширения их производства на своем предприятии. А для этого по­требуются нововведения в технологии и организации труда.

Есть две возможности продвижения нового товара на рынок: маркетинг по продукту и маркетинг по потребителю.

Первый означает стремление продавать то, что мы можем производить. Тут изготовитель исходит из своих условий: достижений в разработке новшеств и в повышении их качества. Отправной точкой отсчета и определения страте­гии на рынке становится тогда вопрос: а что мы умеем делать лучше других? что мы сможем сделать такого, чего не могут другие?

Второй вид маркетинга заходит с обратной стороны: каковы тенденции изменения спроса? какие потребности клиентов, покупателей еще не удовлет-


ворены? какие появятся вскоре? А уже потом мы смотрим - что успеем пред­ложить для этого раньше и лучше других.

Понятно, что оба вида маркетинга взаимозависимы, хотя акценты суще­ственно различны. Маркетинг по потребителю в целом более активен, дина­мичен и дает больше шансов не только на выживание, но и на процветание.

И еще одно важное различие.

Раньше уже говорилось о целенаправленных и целеустремленных систе­мах. В данном контексте целенаправленность - способность гибко и быстро реагировать на изменения рынка, умело приспосабливаться к нему через соот­ветствующие изменения в своей организации.

Целеустремленность означает проактивное управление, т. е. способность к порождению таких новшеств, которые пока неизвестны потребителю и фак­тического спроса на них еще нет. Но он может быть возбужден, спровоцирован неожиданными для рынка изделиями и услугами, если они соответствуют не проявленным до этого потребностям. Именно проактивное поведение изобре­тателей технических, экономических и социальных и других новшеств иници­ируют радикальные нововведения. Так появились джинсы, кубик Рубика, тор­говля "все за 1 фунт" (любой товар в магазине стоит одну и ту же круглую и небольшую сумму), кредитная пластиковая карточка и т. д.

Есть у инноваторов свои грехи, есть и заблуждения: иногда их продукция ущербна.

ИННОВАЦИОННАЯ ПАТОЛОГИЯ

Выявление инновационной патологии - процедура ценностно-рациональ­ная, ибо включает не только оценки эффективности, но и убеждения, позиции, ценностные ориентации.

В этом смысле можно выделить сравнительно очевидные, эмпирические, просто устанавливаемые разновидности инновационной патологии. Например, появление признаков устаревания какого-либо новшества уже на стадии его изготовления, а то и разработки. Или незавершенность нововведения, прекра­щение его на какой-либо промежуточной стадии его жизненного цикла. Еще пример - т. н. возвратные нововведения, когда после некоторого использова­ния обнаруживается их несостоятельность и приходится возвращаться к их предшественнику.

К числу патологий относятся нововведения, рассчитанные на престиж­ное и сверхкомфортное потребление. Но каждый раз подобный диагноз весь­ма спорен, предопределен личными взглядами, групповыми, партийными по­зициями.

Несколько более объективируема другая разновидность инновационной патологии - т. н. вариофикация. Она - следствие культа новизны. Кратко суть вариофикации можно выразить так: не столько лучше, сколько иначе. Если, например, в продаже находится около 140 моделей холодильников, а в торгов­лю поступают все новые модели, причем часть новинок хуже своих прямых предшественников, то можно сказать, что вариофикация даже нарастает. По­чему это происходит? Во-первых, потому, что предприятия берутся произво-


дить непрофильную, но выгодную для них продукцию массового потребления и нередко разные заводы производят одно и то же, но каждый в своем вариан­те, чтобы оригинальностью привлечь покупателя. Во-вторых, величина воз­награждения конструкторов за создание новой техники прямо зависит от об­новления ими выпускаемой продукции. В-третьих, сказываются авторские амбиции. Изобретения превращаются в самоцель.

Еще одна разновидность инновационной патологии - засилье изобрета­тельской мелочи.Если патентная экспертиза за высшую ценность принимает новизну, то становится неизбежной выдача авторских свидетельств на совсем незначительные, хотя в чем-то и новые решения. Сложилась целая сфера "ма­лого изобретательства". Она по-своему полезна, и ей надо придать свой право­вой статус, отделив от высшего изобретательского творчества.

Можно назвать два основных средства противостояния гонке за изобрета­тельской мелочью - рационализацию и ремонт. Современным вариантом раци­онализации стал функционально-стоимостной анализ. Своевременный, а осо­бенно упреждающий ремонт существенно снижает спрос на мелкие улучшения.

Целесообразно выделить и социально-психологические причины иннова­ционной патологии. Наиболее распространенная из них - навязанное соавтор­ство, стирающее роль творческой индивидуальности псевдоколлективным уча­стием.

Советы консультанту

Инноваторы - опора консультантов по управлению. К сожалению, это очень тонкоструктурная позиционность. Настолько тонкоструктурная, что едва различима в коллективе. Начинайте ее искать еще на стадии оргдиагностики. И опасайтесь подмен. Сколько раз я принимал за инноваторов тех, кто просто недоволен. Учтите еще одну коварную особенность псевдоинноваторов - они легко воспламеняются и быстро гаснут. Так что слой реальных инноваторов намного тоньше, чем думается при первых знакомствах с ними. Тем ценнее те, кто к ним на самом деле относится. Входя в организацию, надо всегда решать -кто тут наши союзники, кто на стадии разработки, а кто на стадии реализации.

Советы руководителю

Инновационность - одна из трех фундаментальных ценностей управле­ния (наряду с управляемостью и клиентностью - см. об этом главу "Природа организаций"). Природные инноваторы нередко проявляются в образе детей (по типологии Э. Берна). Они вообще неудобны для управления. Многие ру­ководители считают их источником неуправляемости. Задвигая их на перифе­рию организации, руководитель снижает инновационный потенциал своей фирмы. Назовите прямо сейчас, кто из Ваших сотрудников попадает в число умных разработчиков или способных реализаторов, выделите их из общего числа. При разработке мотивирующей оценки персонала включайте иннова-ционность как критерий эффективности работника с максимальным весом.


СОПРОТИВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМ

Взаимодействие нововведения с организационной средой характеризует­ся проблемами двоякого рода: одни из них представляют собой неизбежные противоречия, объективно присущие современным инновационным процес­сам; другие относятся к числу решаемых, в принципе контролируемых. Обе группы проблем вызывают объективные и субъективные препятствия для но­вовведений.



Просмотров 684

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!