Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ТИПОЛОГИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ



А консультанты? В нашем мире пока фактор практической реализации не нашел такого убедительного места, как там. Но если вы спросите друг друга, какое самое уязвимое место в нашей профессии, - откровенный и продуман­ный ответ будет таким же: практические изменения, которые возникают в кли-


ентной организации от вмешательства консультанта. Мы научились успешно просвещать наших клиентов, развивать их управленческое мышление, вдох­новлять их новым знанием и даже разрабатывать проекты далеко идущих из­менений в их организациях, а вот с осуществлением этих изменений дело об­стоит примерно так же, как у тех изобретателей. Только такой разговор в на­шей среде услышишь редко.

Что я понимаю под консультационными изменениями?

Это те нововведения или улучшения, которые достигаются с помощью методов управленческого консультирования. А нововведения от улучшений отличаются следующим:

- нововведения представляют собой освоение конкретных новшеств, т. е.
появление в организации каких-то новых элементов (структур, методов,
процессов);

- улучшение же предполагает наращивание качества или объема чего-то уже
существующего.

Так, например: освоение новых методов работы с клиентом или проектная организация труда есть, конечно, нововведения, применительно к ним говорят обычно: "переход на...", имея в виду новую систему, структуру, методику, рег­ламент и пр. Типичные примеры улучшений - повышение взаимной обяза­тельности, уровня командной работы, качества обслуживания клиентов и т. п. Естественно, что нововведения предпринимаются для улучшений. Зачем еще? Но последние могут быть просто приростом имеющегося качества или коли­чества, если это необходимо. Скажем, переход на новые методы определения функций значительно повышает согласованность целей и действий. Но эту же согласованность можно повысить тренинговыми методами или групповой рабо­той. Никакого новшества здесь нет. Консультационные методы, названные здесь, новшествами для организации не являются, поскольку не становятся ее постоянными элементами, не остаются там после там ухода консультанта, ос­таются лишь изменения.

Итак, консультационные изменения бывают двух видов: нововведения и улучшения. Не стоит искать четкой разницы между ними - ее нет. Но специ­фику обоих изменений будем иметь в виду.

По своему содержанию и результативности консультационные изменения в организациях также существенно различаются:

- ментальные изменения происходят в сознании наших клиентов, они узна­
ют что-то для себя ранее неизвестное, начинают мыслить более широко, ме­
тодично, у них появляются новые установки, ценностные ориентации, вы­
рабатываются навыки работы. Для этого вполне годятся семинары, заня­
тия, изучение литературы, специально подобранных материалов и т. д. Не
могу представить себе никакую консультационную работу без ментальных
изменений;

- проектные изменения ближе к практике и представляют собой комп­
лексные решения или предложения таковых, построенные на некото­
рых сценариях, программах и т. п. Проектные изменения могут появить­
ся в результате семинарской или групповой работы, их может предло­
жить и сам консультант или кто-то из сотрудников клиентной органи­
зации.


Как ментальные, так и проектные изменения, по-моему, можно объеди­
нить названием предварительные,поскольку они еще не входят в практичес­
кую деятельность; *

- реальныеизменения появляются в организационных структурах, в целях
и функциях, в мотивации и т. д. Они практичны в том смысле, что меняют
саму работу людей в организации.

Соотношение между предварительными изменениями (ментальными и проектными) и реальными в консультационной практике примерно такое же, как и у изобретателей, диалог которых Вы видели выше. Интересно узнать в цифрах? Мои оценки этого соотношения в нашей консультационной практи­ке таковы: 70 к 30. Наверное, Вы сочтете меня оптимистом.

Мы часто слышим от коллег консультантов: "Произошло изменение уп­равленческого мышления - что может быть важнее?" Но возникает контрвоп­рос: как это мышление преобразовалось в практику и преобразовалось ли? Еще с большей гордостью говорят другие консультанты: "Практические изменения? В результате нашего семинара разработано 6 совершенно конкретных проек­тов, ориентированных сугубо на практические действия". Снова вопрос: како­ва судьба этих проектов после вашего отъезда? Есть большая дистанция меж­ду разработкой проектов и их воплощением в действительность. Ведь далеко не все проекты реализуются, многие из них остаются новшествами без ново­введений. Так что судите сами, но с моей точки зрения, высшим достижением консультационной работы являются все-таки реальные изменения. Они дают­ся труднее и дольше. Они вызывают больше сопротивления. Они самые болез­ненные и дорогостоящие. Но именно реальные изменения приносят нашим клиентам основную пользу. Впрочем, нет слов, они возможны только с помо­щью предварительных.

Методы достижения консультационных изменений:

- образовательные,

- тренинговые,

- процессные,

- экспертные.

Насчет первых двух - понятно, а под процессными имеется в виду то, что относится к тем методам управленческого консультирования, которые не пред­лагают решения, а только организуют процесс поиска решений. Под эксперт­ными понимается продажа консультантом самих решений (методик учета, пла­нирования, анализа или же готовых оргструктур и т. п.).

На табл. 47 предлагаю разобраться с типами изменений и методами их дости­жения. Давайте поставим от одного до двух крестиков в клетках таблицы. Несом­ненно, что строчка 1а, б, в будет гуще всех заполнена такими крестиками. Что касается следующей строчки, то там, по-моему, будет сильнее всех 2а.Все три крестика наверняка окажутся в 36 и в 4в. Да, считается, что те консультанты, кто предлагает клиентам прямо использовать их предложения, имеют в своем послуж­ном списке больше всего внедрений в практику. Так ли это на самом деле? Думаю, близко к истине. Потому что проектное консультирование только и живо готов­ностью своих разработок к прямому использованию в организациях.

Где Вы находитесь на этой таблице? Между какими клетками мигрируе­те? А в каких из них хотели бы закрепиться?


Если говорить о доходности - 4в лидирует. Там запрашивают самые боль­шие гонорары. А если говорить об эффективности по большому счету, навер­ное, это Зв. Так я понимаю современную рыночную ситуацию.

Таблица 47



Просмотров 607

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!