![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Физиологические и метаболические детерминанты сроков введения прикорма
Таблица 1
Как видно из приведенных данных, вводить прикорм нецелесообразно ранее 3-4 месяцев жизни, так как до этого возраста ребенок физиологически не подготовлен к ассимиляции иной пищи, чем женское молоко или его заменители. Следует также учитывать, что раннее введение прикорма может снижать частоту и интенсивность сосания, и, как следствие, выработку грудного молока. При таких условиях вводимый прикорм будет не столько дополнять грудное молоко, сколько частично замещать его, что является физиологически неоправданным. В то же время при введении первого прикорма позднее 6-7мес. у ребенка могут возникнуть проблемы с адаптацией к пище более плотной консистенции, чем молоко. Таким образом, при достаточной лактации у матери основной прикорм целесообразно вводить ребенку в возрасте 4-6 мес. При этом решение о введении прикорма мать должна принять по совету медицинских работников, причем это решение должно учитывать индивидуальные особенности ребенка: скорость его роста, величины массы и длины тела, аппетит и др. Особенности пищевого поведения Несмотря на несомненные достоинства материнского молока, по мере роста ребенка необходимо введение в его рацион и других продуктов питания и блюд, обозначаемых термином «прикорм». Термин «введение прикорма» подразумевает переход от питания младенца, основанного исключительно на кормлении молоком (либо грудным молоком, либо адаптированной молочной смесью), к питанию, состоящему из молока и другой разнообразной пищи. Процесс введения прикорма включает ряд чётких стадий - введение гомогенизированной, затем протёртой пюреобразной пищи, пищи содержащей маленькие кусочки, пищи в виде мягких кусочков, которые ребёнок может легко взять пальчиками, пищи с кусочками все больших размеров и, наконец, подходящей пищи из того рациона, который ест семья (таблица №1). На каждой стадии введения прикорма молоко продолжает играть важную питательную роль, так как даже в возрасте одного года обычное потребление молока составляет примерно одну треть поступления энергии. Формирование пищевого поведения зависит от зрелости нервной системы. В момент рождения ребёнок способен координировать действия, связанные с сосанием, глотанием и дыханием, зрение ещё не фокусируется. Примерно до 3 –х месяцев ребёнок ритмично сосёт с помощью языка, передвигая его вверх – вниз. На 12-16 неделе характер сосания меняется, и язык двигается взад – вперёд, а не вверх – вниз. При попадании пищи на язык ребёнок способен втянуть нижнюю губу, когда ложку вынимают изо рта, передвинуть пищу с задней части языка и проглотить. В 6- месячном возрасте у ребёнка отмечается лучшая координация движения глаз и кистей рук, он берёт предметы в руку в пределах досягаемости и кладёт их в рот, также развиваются жевательные движения, очищение ложки губами, кусание, жевание, боковые движения языка и перемещение пищи к зубам, в 12-24 месяца имеют место вращательные жевательные движения, стабильность челюстей. Это имеет значение для того, какие типы продуктов можно употреблять в различные возрастные периоды (жидкости, пища в виде пюре, растёртые и рубленные блюда и продукты, которые можно кушать руками).
Развитие нервной системы грудных детей и детей раннего возраста и его значение для того, какие типы продуктов можно употреблять в разном возрасте Таблица 2
Приложение 6
![]() |