![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Потери энергии при переходных процессах в нерегулируемом электроприводе
Процессы пуска и торможения двигателей связанны с потерями энергии в обмотках и других элементах двигателя, которые существенно влияют на его нагрев, особенно при частых пусках и торможениях. В общем случае суммарные потери энергии в переходном процессе определяются выражением
Здесь ∆Р – суммарные потери мощности, зависящие от нагрузки на валу, механической и электромагнитной инерции и ряда других факторов. Т.к. в переходном процессе токи, а следовательно, и потери значительно превышают номинальные, то доля постоянных потерь по сравнению с переменными невелика и ими можно пренебречь. Мощность переменных потерь в якорной цепи ДПТ и роторе АД можно представить одним и тем же выражением и потери энергии записать в виде Для лучшего понимания физической стороны возникновения потерь в переходных процессах пренебрегаем постоянными потерями и рассмотрим сначала случай, когда нагрузка на валу отсутствует, т.е. Мс=0. Пренебрегаем также электромагнитной инерцией. Допущение Мс=0 оправдано тем, что электроприводы часто работают в переходных процессах именно вхолостую, когда момент сопротивления незначителен. К тому же допущение Мс=0 позволяет исключить потери от нагрузки и рассмотреть только те потери, которые вызываются самим фактом переходного процесса. При Мс=0 уравнение движения
или Интегрируя, получим выражение потерь энергии при изменении скорости от wнач до wкон
где Первое слагаемое – это энергия, потребленная силовыми обмотками двигателя из сети. Второе слагаемое означает количество энергии, равное разности запасов кинетических энергий в приводе при wнач и wкон, которое высвободилось или затрачено при изменении скорости от wнач до wкон. Разность между первым и вторым слагаемыми – это потери энергии в якорной цепи ДПТ или роторной цепи АД. Определим теперь потери энергии и затраты энергии при различных видах переходных процессов. При пуске ДНВ или АД вхолостую (без учета потерь АД в статоре)
Потребленная из сети энергия Разность Полученное выражение для При динамическом торможении вхолостую торможение начинается с wнач=w0, (со скольжения S=0) и заканчивается при wкон=0 (Sкон=1). Поэтому потребленная из сети энергия . Потери энергии
Отсюда следует, что вся энергия, запасенная инерционными массами при разгоне до скорости w0, превращается в тепло в сопротивлении якорной цепи ДНВ или роторной цепи АД. Потери равны потерям пр пуске в холостую. Потери энергии при реверсе вхолостую найдутся, если учесть, что напряжение при реверсе, а значит и w0, меняют знак. Скорость ДНВ изменяется от wнач=w0 до wкон=-w0, а скольжение АД изменяется от Sнач=2 до Sкон=0, т.к. реверс начинается с противовключения
или При противовключении вхолостую, что соответствует реверсированию до wкон=0 и Sкон=1
Часть их покрывается за счет энергии, идущей с вала механизма, а именно
Другая часть, равная Если учесть потери энергии в случае АД еще и в обмотках статора и добавочном сопротивлении, которое в общем случае может иметься в цепи ротора, то полные переменные потери, (постоянные потери не учитываются в виду их малости), если пренебречь током холостого хода, т.е. считать I1@I2¢. В случае переходного процесса вхолостую, т.е. при Мс=0: Из уравнения движения Подставляем это в выражение для ∆Αпп0 и изменяем одновременно пределы интегрирования
При пуске вхолостую Sнач=1, Sкон=0.
Здесь ∆Αпп2-∆Αпп1 – потери в роторной и соответственно, в статорной цепи. Как видно, потери энергии в роторной цепи ∆Αпо2 не зависят от времени разбега, ни от сопротивления роторной и статорной цепей. Потери, же в статоре ∆Αпо1 зависят как от r1, так и от r¢2 и r¢д. Поэтому с точки зрения уменьшения пусковых потерь в статоре целесообразно применять АД с повышенным скольжением, например, 4АС, имеющее большее r2, а также к.з. АД с глубоким пазом, т.к. последние имеют повышенное сопротивление ротора. Полные переменные потери энергии при торможении противовключении и реверсе АД вхолостую определятся, если принять соответственно Sнач=2, Sкон=1 Sнач=2 и Sкон=0. При динамическом торможении вхолостую они такие же, как и в случае ДНВ, т.к. в этом случае можно говорить лишь о потерях в роторной цепи, поскольку обмотка статора от сети отключена. Потери энергии в статорной и роторной цепи АД при рекуперативном торможении вхолостую т.к. из уравнения движения при Мс=0 После интегрирования получим, вынося за знак ∫ величину Потери только в роторной цепи В случае двухскоростного АД с соотношением скоростней 1:2 при переключении с одной пары полюсов на другую, при котором двигатель переходит с большей скорости на меньшую, имеем
Следовательно
В процессе торможения инерционные массы, разряжаясь, отдают часть запасенной энергии, которая равна разности энергий при разгоне до скоростей ω0(1) и ω0(2), т.е.
Электромагнитная энергия, передаваемая в цепь статора
Энергия, отдаваемая в сеть, будет меньше Аэм на величину потерь в меди и стали статора. Потери в меди статора
Вследствие потерь в статоре отдача энергии в сеть прекратится при ω, превышающей синхронную, т.е. ω0(2) и дальнейшее торможение до скорости ω0(2) осуществляется с потреблением энергии из сети. При наличии на валу Мс количество энергии, отдаваемой в сеть, будет еще меньше, т.к. часть энергии, высвобождаемая тормозящимися инерционными массами, будет затрачиваться на выполнение полезной механической работы. В этом случае изменится и величина потерь в статоре. В переходных процессах при наличии на валу двигателя статической нагрузки его момент
Величина потерь энергии в этом случае зависит от характера Мс и формы механической характеристики двигателя.
В частности, при пуске с Мс=const от ω=0 доω=ωс.
Первый член уравнения – это потери в якорной (роторной) цепи, обусловленные разгоном инерционных масс. Второй можно рассматривать как потери обусловленные статической нагрузкой. Величина потерь ∆Αпс, подсчитывается на основании кривой ω=ƒ(t), изображенной на рис. 7.4.1, где заштрихованная площадь представляет собой разность
В тормозных режимах величина второго члена уравнения отрицательна, т.к. при торможении противовключением ω0=-ω0, а при динамическом торможении ω0=0. Очевидно, что при торможении под нагрузкой потери энергии меньше, чем при торможении вхолостую. Потери при пуске и торможении электроприводов с двигателями последовательного возбуждения при постоянном напряжении питающей сети, при одинаковом моменте инерции и Мс, а также одинаковых пределах изменения скорости могут быть больше, меньше или равны аналогичным потерям в двигателе независимого возбуждения ДНВ. Если в переходном режиме среднее значение тока в якоре меньше номинального и момент двигателя M<Mн из-за уменьшенного потока, зависящего от IЯ, то потери энергии будут больше, чем в ДНВ из-за увеличения длительности переходного процесса, так же как и расход энергии. При Iср>Iн момент также будет больше Mн и потери энергии, а также ее расход будут меньше, чем у ДНВ за счет меньшей длительности переходного процесса. При Iср=Iн и M=Mн потери и расход энергии будут такими же, как и у ДНВ.
![]() |