Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Основные характеристики цвета



А что собственно такое цвет? Белый свет с точки зрения физики представляет собой световой поток, состоящий из волн различной длины. Различные поверхности встречают падающие на них лучи света с неодинаковым «гостеприимством»: одни поверхности, например, поглощают коротковолновые и отражают длинноволновые лучи, другие – наоборот. При таком избирательном поглощении световых лучей поверхность, как мы говорим, получает определенную окраску, цвет.

Но, есть поверхности, которые более или менее равномерно поглощают и отражают лучи всех длин волн. Такое неизбирательное поглощение создает так называемые серые поверхности. Чем белее будет поверхность неизбирательно, т.е. безразлично к длине волн отражать световых лучей, тем она будет белее, и наоборот, чем меньше – тем чернее.

Поверхности, равномерно отражающие и поглощающие лучи всех длин волн, называются ахроматическими.

Все цвета делятся на две группы: ахроматические и хроматические.

Ахроматические цвета – это белый, черный и все промежуточные серые.

Хроматические – это все спектральные цвета со всеми переходами между ними.

Хроматических цветов насчитывается бесчисленное множество, но человек способен различать лишь 300. В противоположность ахроматическим, хроматические цвета появляются в результате избирательного поглощения световых волн поверхностью.

Ахроматические цветахарактеризуются лишь светлотой, которая в основном определяется количеством, отраженного от поверхности света. В зависимости от освещения и способности поверхности отражать свет можно составить постепенный ряд ахроматических тонов, от белого до черного.

Парадоксальность самого названия «ахроматический цвет», т.е. «бесцветный цвет» указывает на неразделимую связь между светом и цветом. И действительно, с одной стороны черный и белый можно рассматривать как отсутствие цвета, с другой стороны, именно эти цвета могут дать необходимую силу тона и обеспечить композицию необходимыми контрастами.

Разделение цветов на ахроматические и хроматические практически необходимо. Расположенные в порядке убывающей светлоты ахроматические цвета образуют 5 основных ступеней: черные, темно-серые, серые, светло-серые и белые.

В реальности идеально ахроматические цвета практически не встречаются, всегда серый цвет имеет какой-либо оттенок.

Хроматические цвета имеют три основных свойства:

- цветовой тон (красный, желтый, зеленый);

- светлота (светлее, ярче, тусклее);

- насыщенность (степень отличия цвета от спектрального).

Существуют цветовой и яркостный контрасты. Цветовой характеризует соседство с другими цветами. Яркостный или светлотный - изменение яркости или светлоты вследствие соседства с другими цветами.

 

 

Общие положения контрастов

 

 

- на светлом фоне более темный цвет темнеет, на темном - светлеет;

- если цвет окружен ахроматическим, изменяется в сторону дополнительного;

- всякий цвет – на фоне дополнительного выигрывает в насыщенности;

всякий цвет, находясь на фоне одинакового с ним цветового фона большей насыщенности – теряет в насыщенности (сереет);

- эффект хроматический силен когда фон и цвет одинаковы по светлоте;

- контрастные действия тем сильнее, чем меньше площадь объекта по сравнению с площадью фона.

Цветовой и яркостный контрасты широко применяются на практике и в первую очередь для установления четкой видимости деталей машины и органов управления.

«Цветовая динамика», т.е. целенаправленная цветовая окраска помещений, есть только часть практической цветопсихологии, один из источников которой является учение Гете о цвете. Если физик интересуется цветами спектра, которые он связывает с определенной длиной световых волн, то практик – цветом различных тел. В соответствии с исследованием цвета Гете, цвета делятся на основные и составные.

Основные цвета – это желтый, синий, красный, т.е. те, из которых теоретически могут быть составлены все остальные цвета. Смешение этих трех основных цветов в определенных отношениях всегда дает бесцветность, т.е. серый цвет.

Составные цвета первой степени – цвета, полученные смешением двух основных цветов. Например, оранжевый, получается от смешения желтого и красного.

Составные цвета второй степени – цвета, образованные путем смешения составных цветов первой степени. Это, например, красно-бурый, полученный от смешения оранжевого и фиолетового, серо-синий – фиолетовый с зеленым, цвет охры – от смешения зеленого с оранжевым т.д.

«Естественный цветовой круг» Гете строится по вершинам равнобедренного треугольника, на которых находятся основные цвета – желтый, синий, красный. Перевернутый равнобедренный треугольник добавляет составные цвета первой степени – оранжевый, фиолетовый, зеленый.

На противоположных точках, соединенных диаметром круга противостоят два цвета – основной и составной первой степени. Эти цвета мы называем противоположными или дополнительными. Каждая цветовая пара противоположных цветов всегда состоит из трех основных цветов. Таким образом, в каждой цветовой паре представлен весь цветовой круг.

В процессе зрительного восприятия пространства человек испытывает ощущение цвета, однако существует полная цветовая слепота – ахроматизм, т.е. восприятие окружающего как черно-белую фотографию.

В процессе труда необходимо стремиться к разгрузке зрительного аппарата. Этого можно достичь, соблюдая равномерную светлоту поверхностей, окружающих человека. При переводе взгляда со светлой поверхности на темную адаптация глаза происходит в течение 5-10 секунд. При подобной работе вызывается переутомление и притупление внимания. Отсюда возникло новое требование к трудовой обстановке – необходимо, чтобы окраска оборудования, интерьера и других элементов имела мягкие переходы, без резких контрастов. Существует правило: если рабочая поверхность темная, то и окраска интерьера должна быть темной, так как, если при работе с темными предметами создать белое окружение, то чувствительность к различению светлоты уменьшается в несколько раз.

В трудовом процессе необходимо также учитывать функциональные свойства органа зрения, называемые аккомодацией (способность зрения приспосабливаться к расстоянию до обозреваемого предмета). При близкой наводке зрения продолжительность аккомодации более кратковременная, чем при дальней и составляет 0,5-1,5с. Способность зрительного аппарата приспосабливаться обеспечивает остроту зрения, контрастную чувствительность, скорость узнавания, видение на далеком и близком расстояниях. Решающее значение в этом имеют освещение и способность глаза приспосабливаться к нему.

Одним из характерных свойств восприятия цвета, связанных с освещением, является изменение цвета при искусственном освещении, например:

- теплые цвета: красные, оранжевые и желтые светлеют; холодные: зеленые, голубые, синие, фиолетовые – темнеют; светлота темно-зеленых цветов не изменяется;

- красные цвета становятся более насыщенными;

- оранжевые - краснеют;

- светло-желтые цвета трудно отличаются от белых;

- голубые – зеленеют, а иногда неотличимы от холодных зеленых;

- синие – становятся менее насыщенными, а темно-синие – неотличимыми от черных;

- фиолетовые цвета краснеют, а иногда становятся неотличимыми от пурпурных.

Перечисленные свойства цветов свидетельствуют о том, что при проектировании цветового оформления необходимо учитывать не только дневное, но и искусственное освещение.

Особое внимание в условиях производства следует обращать на цветовое утомление. Установлено, что чем насыщеннее цвет, тем глаз сильнее утомляется и теряет чувствительность к нему, тем самым уменьшается насыщенность цвета, т.е. он сереет, как бы покрываясь слоем серой дымки. Из спектральных цветов наиболее сильно утомляет глаз фиолетово-синий, несколько менее – красный, наименее – зеленый.

Для того чтобы снять утомление, лучше всего посмотреть на дополнительный цвет. Это явление носит название отрицательного последовательного образа.

Цвета обладают свойствами, которые вызывают определенные ассоциации, в частности - визуальное ощущение веса. Цвета делятся на тяжелые и легкие. Тяжесть цвета зависит от его светлоты, а также от фактурности цветовой поверхности. Цветные поверхности с грубой фактурой при прочих равных условиях «тяжелее» гладких. Это свойство цвета учитывается при покраске интерьеров, крупных расчлененных изделий и в других случаях. Композиционно следует располагать «тяжелые» цвета внизу, а «легкие» - вверху.

Помимо «тяжести» цвета существуют и другие свойства – броскость, выступание и отступание цвета. Броскость – это способность цвета привлекать и удерживать внимание человека.

Явления выступания и отступания зависят от цветового тона. Выступают вперед теплые цвета (особенно красный), отступают – холодные (особенно синий). Однако это правило применимо не для всех случаев. Некоторые люди видят холодные цвета ближе, а теплые – дальше.

Важным фактором в зрительном восприятии предметов является цвет фона, на котором просматривается предмет, изделие, вещь. Чем больше отличается цвет объекта (предмета) от цвета фона, тем лучше заметен предмет и тем отчетливее видны его контур и форма. Большое значение при этом имеет различие яркости. Если необходимо, чтобы предмет был лучше виден на фоне стены или других плоскостей с больших расстояний, то следует добиваться наиболее резких контрастов в цветовом сочетании.

 

 



Просмотров 1063

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!