![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Раздел 5. МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Методика ведения дизайн-проекта Как известно, каждая дизайн-школа имеет свою методику обучения системному проектированию. Вот некоторые положения Методики проектирования, согласно которой проводится обучение на факультете промышленного дизайна. С чего начинается проектирование? Изучим на конкретном примере. Итак, проект яхты. Вот примерный план работы дизайнера, получившего ТЗ (техническое задание) на проект маломерного судна класса М - до 40 м. типа река-море.
План. 1. Анализ развития маломерного флота. 1.1 Историческое развитие. 1.2 Общие сведения, классификация. 1.3 Ретроспектива. 2. Анализ современного состояния проблемы. 2.1 Аналоги. 2.2 Рыночные условия. 2.3 Конструкция, конструктивные материалы и их свойства. 2.4 Характеристика структуры производства. 2.5 Исследование формообразующих предпосылок. 3. Выбор дизайн-концепции. 4. Художественно-конструкторский проект. 4.1 Техническая характеристика выбранных узлов и агрегатов. 4.2 Описание компоновочного решения. 4.3 Показатели выбранного художественно-конструкторского решения. 4.4 Описание применения разрабатываемого изделия. В процессе работы изучается соответствующая литература. В качестве примера взят объект - яхта. Также, как к яхте, эту методику проектирования можно применить к любому другому проекту, будь то промышленный или графический дизайн. Эта методика отражает основные правила системного проектирования, что делает ее универсальной. При наличии плана необходимо проектировать по формуле "человек-вещь-среда", когда учитываются особенности взаимного сосуществования проектируемого предмета, его "хозяина" и среды обитания. Можно опустить подготовительные пункты плана, так как, в основном – это аналалитическая работа с литературой и др. источниками. Следующий этап - это анализ непосредственно выбора дизайн-концепции.
Выбор дизайн-концепции Необходимо найти образ будущего изделия. Образ должен соответствовать назначению предмета, т.е. учитывать специфику материала, который предусматривается для изделия, учитывать взаимодействие изделия с предполагаемой окружающей средой (в данном конкретном случае форма должна быть гидродинамичной, конструктивно прочной, быть устойчивой к обрастанию, коррозии + предполагать наличие спасательных средств и эргономичную жилую зону при соблюдении стандартов судостроения и т.д.). Исходя из таких соображений, возможно создание композиции изделия, где ход развития должен идти от целого к частному. Главный элемент композиции должен обладать (в данном случае, но не всегда) максимальной визуальной массой. Современное формообразование тяготеет к использованию идеально выверенных геометрических поверхностей, соединенных плавными скульптурными переходами. Все поверхности, образующие любые изделия, подразделяются на поверхности 1-го порядка (плоская), 2-го порядка (имеющая изгиб в одной координатной плоскости) и 3-го порядка (например, шар). Сложность формы яхты предусматривает применение поверхности 3-го порядка, при том, что корпус изготавливается из стеклопластика. Можно, конечно, обойтись поверхностями 2-го порядка и сделать яхту металлической, но тогда она будет ассоциативно напоминать патрульный катер. Независимо от материала форма яхты должна быть динамичной. Необходимо определить динамику композиции. Нужна ли она, или предусмотреть форму яхты статичной? Конечно, НУЖНА, ведь судно по природе своей рассчитано на перемещение в динамичной, постоянно меняющейся среде, перемещение в пространстве относительно других предметов, рассчитано на скорость, а, следовательно, форма его должна подчиняться еще и законам аэродинамики. Вообще, любые элементы следует рассматривать, как силы сжатия и растяжения, направленные по визуальным осям. Степень динамичности элемента характеризуется устремленностью визуальной массы по одной из осей х, у, z. Следовательно, степень динамичности равна отношению длины к высоте или ширине. Величина степени динамичности достигает экстремальных значений в направлениях действий сил сжатия-растяжения. Например, на вершинах треугольника. (Бытует мнение, что все тела, и живые в том числе, имеют так называемую точку сборки, вокруг которой атомы расположены по динамическим осям в строгом соответствии, определяющем конкретную форму). И если эта точка сборки нестабильна, то предмет может изменять степень динамики своих частей, т. е. просто менять форму. Направление, по которому степень динамики максимальна - главная динамическая ось. Динамическая ось всегда проходит через центр визуальной массы объекта. Точка пересечения динамических осей - композиционный узел. Порядок (значимость) композиционного узла определяется количеством пересекающихся в нем динамических осей. (Композиционные узлы и визуальные связи между ними определяют предмет, его форму, где динамическая ось - биссектриса угла, образованного связями, соединяющими узлы.) Динамика всегда направлена от элементов с большой визуальной массой к элементам с меньшей визуальной массой или от соответствующих частей в одном элементе. Итак, динамика яхты направлена прямо по курсу, а форма должна динамику подчеркивать. Это и есть образная характеристика объекта, находящаяся в органической связи с формообразованием. Далее, для понимания составляющих дизайн-проект элементов необходимо рассмотреть следующие темы.
Морфология вещи
Под морфологией в дизайне понимается материальная форма вещи, организованная в соответствии с ее функциями. В процессе проектирования необходимо четко прослеживать зависимость морфологических и функциональных характеристик объекта, но в методике допустимо при рассмотрении морфологических свойств абстрагироваться от конкретных функций. Здесь важно раскрыть принципиальные возможности, которыми обладает материальная форма относительно задачи воплощения функции. Самое общее свойство морфологии – структурность. Функция, воплощаясь в материальной форме, придает ей специфическую организацию. Каждая деталь формы оказывается структурно связанной с другими деталями внутри целого. Взаимодействие предметных форм порождает мир морфологий, обладающих закономерной структурой. Дизайнер, включаясь в этот мир, уже структурированный предшествующей деятельностью, должен действовать в соответствии с общими принципами его организации. Методически важным представляется выделить два плана морфологической структуры: пространственную и функционально-техническую (по аналогии с объемно-пространственной и тектонической структурами в архитектуре). Тема пространства является фундаментальной для искусства, архитектуры и дизайна. В процессе проектирования вещи она должна быть связана с образным и функциональным подходами. Пространство рассматривается с точки зрения его формальных, структурных свойств, создающих принципиальные возможности для поиска тех или иных решений формы. Функционально-техническаяструктура как тип морфологии выражается в специфическом языке, отличном от языка пространственной структуры. В этом языке проявляют себя многообразные свойства, связанные с материалом объекта, и его физическим существованием в пространстве и времени, - жесткость, упругость, трансформируемость, статичность и т.д. Категории тектоники, известные из архитектуры, составляют только часть этого языка, поскольку объекты дизайна значительно разнообразнее архитектурных объектов по своему назначению и способам атериального воплощения функций. Рассмотрим более детально морфологические свойства вещи в рамках названных структурных типов морфологии. Пространственная структура
Пространственная структура в дизайне задает направление и тему морфологического проектирования. Основные ее элементы – фигура, величина, положение, порядок. Фигураесть пространственное тело, характеризующееся той или иной топологией – системой взаимного расположения в пространстве точек, линий, поверхностей, объемов. Фигуры могут быть плоскими или объемными, простыми или составными. Предметы, разделенные в пространстве, могут иметь одинаковые фигуры (массовое тиражирование продукции – тому пример). Предметы, различающиеся по функциям, как правило, различаются и по фигурам. Простая фигура состоит из одного элемента, составная, по крайней мере, из двух. Многие остроумные дизайнерские решения построены на трансформации составного в простое, а простого - в составное. Например, привычное представление о стуле, как о составной морфологии было разрушено появлением стула из одного элемента. Представление о стене как простой нерасчлененной плоскости было разрушено превращением ее в стену-стеллаж. Составные фигуры могут строиться из одинаковых или разных фигур-элементов. Так, книжный шкаф может состоять из нескольких одинаковых полок, но может включать в себя и такие элементы, как ножки тумбы, дверцы, стекла и т.д. Неодинаковые фигуры могут быть составлены из одинаковых фигур-элементов. На этом основан принцип унификации и агрегатирования. Одинаковые фигуры могут быть составлены из неодинаковых фигур-элементов. Это зависит от принципа модульного расчленения объекта. Модуль является фундаментальным структурным элементом в построении морфологии промышленных изделий. Фигура модуля определяет структурный рисунок компоновочных решений. Простая фигура может иметь простую или сложную топологию. Так, гладкий цилиндрический стакан имеет простую топологию, а стул, образованный гнутой в разных направлениях поверхностью – сложную. Составные фигуры также могут иметь и простую, и сложную топологию. Принцип трансформации простых фигур в сложные, а сложные в простые открывает промышленной технологии неограниченные возможности для изготовления изделий, а проектной деятельности – для комбинаторной игры, модульного развертывания структур с постоянными и динамически изменяющимися характеристиками и т.д. Поиск компоновочных идей и решений протекает в диалектике простого и сложного. Принцип этого поиска: открывать сложное в простом и простое в сложном. Например, проектирование сложного динамического пространства жилого дома, как разрастающейся трансформации. Следующий элемент, величина – это категория количества. Рассматривая фигуру сточки зрения величины, мы отвлекаемся от ее качественных, топологических свойств. Сходные по топологическим свойствам фигуры могут иметь разные величины и наоборот. Эта категория выражает конфликт большого и малого. С нею связаны, наиболее неожиданные компоновочные решения. Часы-калькулятор, складной велосипед, комната-«чемодан» - все это наглядные образцы разрешения конфликта «большое-малое». Дизайнеры чаще встречаются с проблемой трансформации большого в малое. Но все более глубокое проникновение науки и техники в микромир выдвигает проблему трансформации малого в большое, поскольку встает вопрос о взаимосвязи в деятельности человека микро- и макромира. Средства выражения взаимосвязи осмысляются в категории «масштабность». Конфликт большого и малого разрешается в умении дизайнера создавать большое в малом и малое в большом. Эволюция формы книги от глиняных дощечек до современных микрофильмов – прекрасный культурный образец развития этого принципа компоновки. Свиток – это буквальная модель структуры, свертывающейся из большой в малую. Гармошка – также складывающаяся структура. Трансформация величины осуществляется за счет других морфологических свойств: топологических (складывающиеся поверхности), размерных (вкладывающиеся объемы), конструктивных (шарниры, пружины, захваты, многопозиционные конструкции). Но, наиболее фундаментальным принципом компоновки «большого в малом» является модуль, понимаемый как большая структура, свернутая в исходную целостную единицу ее построения. Положение – категория, определяющая пространственное положение одного элемента по отношению к другому: выше-ниже, слева-справа, внутри-снаружи. В процессе эксплуатации большинства бытовых изделий потребителю приходится постоянно иметь дело с пространственным положением их частей: он осуществляет частичную их разборку для осмотра, чистки, мелкого ремонта и сборку. Поэтому необходимо предусмотреть для каждой детали такое место в системе целого, чтобы облегчить оптимальный доступ к ней, учитывая реальные процессы эксплуатации. Категория положения играет важную роль в организации пространственного ансамбля вещей, в проектировании систем «человек-машина», в которых основной проблемой является компоновка органов управления. Порядок– это тип пространственного отношения между фигурами или их элементами: сближение-удаление, нарастание-убывание, симметрия-асимметрия, повтор, группировка. При построении типоразмерного ряда может быть использована арифметическая или геометрическая прогрессия. В результате получаются возрастающие или убывающие морфологические структуры. Причем положение элементов может изменяться (трансформирующиеся ряды). Например, комплект посуды для туриста. Порядок может строиться на симметрии, если того требует функциональная или конструктивная логика компоновки.
![]() |