Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Функционально-техническая структура



 

 

Функционально-техническая структура – это материальная структура, предназначенная для выполнения той или иной технической функции. Речь идет о функциях ее как материального тела в пределах физического взаимодействия с другими телами. В этом смысле взаимодействующие вещь и человек должны рассматриваться как единая конструктивная система – техноформа. Например, с конструктивной точки зрения стул и человек, сидящий на нем, образуют единую материальную систему. Конструируя эту систему, дизайнер трансформирует и сводит все человеческие функции к функциям техноформы. Чтобы удовлетворить человеческие потребности, такой стул должен обладать устойчивостью, жесткостью конструкции, легкостью передвижения и т.п. Эти параметры техноформы суммируются в единой технической функции, которая есть имманентное свойство материальной структуры.

Техническая функция, материал, структура – основные категории, определяющие техноформу как предмет собственно конструктивного действия.

Техническая функция является структурным свойством техноформы. Устойчивость-неустойчивость, сборность-разборность, статичность-динамичность, жесткость-подвижность, скорость движения, мощность и т.д. – все эти структурные свойства техноформы обуславливают технические функции или технические эффекты. Заточив металл, мы получим эффект резания, сверления и т.п. Соединив два материальных элемента тем или другим способом, получим простейшие механизмы – ножницы, рычаг, клещи, пинцет и т.д.

В дизайне под функцией обычно подразумеваются социально-культурные функции, выраженные в технических эффектах. Только рассмотренный под определенным углом человеческой потребности технический эффект приобретает с точки зрения дизайнера функциональность, т.е. социально-культурную значимость. То, что стул является физической опорой для физической нагрузки, - это свойство его техноформы. Но если рассматривать морфологические отличия стула для столовой от стула для учреждения, то следует связать морфологию уже с социально-культурными функциями вещи.

Дизайнер решает задачи не по созданию технических эффектов, а по включению их в сферу жизнедеятельности. Что, например, можно сделать в бытовой сфере на основе электромотора, на какие потребности ответить? Такой ход – от технического эффекта к реализации потребности – соответствует принципу: от морфологии к функции. Обратный ход – от функции к морфологии. На какой технической основе можно автоматизировать некоторые процессы? – На основе электродвигателя, электроники и т.д.

Трансформируя социально-культурную потребность в технический эффект, дизайнер соотносит структуру потребностей с морфологическими свойствами материальной структуры (техноформы). Материальная структура оказывается носителем многих функций. Так холодильник должен не только охлаждать, но быть емкостью определенной вместимости. Часы должны не только показывать время, но и быть ударопрочными, водонепроницаемыми, водонепроницаемыми, пристегиваться к руке и т.д.

5.7 Материал.

 

 

Выбор материала должен определяться конструктивными и функциональными задачами, а способ формообразования – учитывать природные и технологические свойства материала. Свойства эти выражаются в пластичности или жесткости, гибкости или хрупкости, легкости или тяжести, прозрачности или непрозрачности и т.д. Одни материалы хорошо зарекомендовали себя в конструкциях с большими статическими нагрузками, другие интересны своими весовыми качествами, гибкостью, прозрачностью и т.д. Но границы известного и неизвестного очень подвижны. Даже изученный материал таит в себе неограниченные возможности формообразования. К примеру, металл – конструкционный материал неограниченных возможностей; изделия из синтетических материалов прочно вошли в нашу жизнь, но, по-видимому, раскрыты еще не все пути их применения.

Обычно, когда появляется новый материал, он используется в конструкциях каким-то привычным образом. В этой ситуации дизайнерские принципы формообразования, с их ориентацией на раскованность мышления, на исследования предельных возможностей материала, особенно уместны. В свою очередь, открытие новых формообразующих приемов и принципов может решительным образом повлиять и на отношение к традиционному материалу.

Положение о том, что материал определяет форму, справедливо указывает на одну строну дела: морфология должна быть внутренне обоснована знанием свойств материала. Но не следует раз найденные соответствия между материалом и формой превращать в стереотипы. Таким образом, верно и обратное утверждение: форма определяет материал.

Не одностороннее следование, выбранному принципу, а столкновение материала и формы и их взаимоопределение – источник целесообразных и остроумных конструктивных решений.

Не следует отождествлять «материал» и «вещество». Материал как морфологическая категория значит больше, чем просто вещество (дерево, металл, пластмасса). Материал – это возможность формы. Например, к пластмассе дизайнер относится не как к веществу, имеющему такую-то формулу, а как к тому, что гибко, пластично, непрерывно, жестко, что обусловлено высокоразвитой технологией и уже воплощено в определенном наборе формотипов (типов конструктивных форм). Это поле конструктивных возможностей и определяет реальный материал для создания изделий.

5.8 Структура.

 

 

Дизайнер организует материал тем или иным способом, исходя из поставленной технической задачи (добиться устойчивости, транспортируемости, гибкости, сборности-разборности и т.д.) и из природных возможностей материала. Получаемая в результате морфологическая целостность и есть структура (структурная форма, конструктивная форма, конструкция).

Структура является результатом пересечения двух основных направлений проектного действия: решения задач, связанных с технической функцией, и решения задач, связанных с материалом. При одной и той же технической функции (стул как опора для тела) структура будет существенно видоизменяться в зависимости от используемого материала. При одинаковом материале структурные формы стула будут различными в зависимости от технической функции (стул статичный, поворотный, складной, качающийся.)

Различение материального и функционального аспектов структурной формы имеет смысл при контроле и поиске проектных решений. Например, выбирая направление модернизации изделия, полезно попеременно исследовать ее возможности то по функции, то по материалу, а затем совместить оба плана. В поисках структурной формы может доминировать мотив материала, если техническая функция объекта достаточно традиционна. Так в вариациях структурных форм мебели очень часто обыгрываются конструктивные свойства материала – дерева, пластмассы, металла, картона. В реальном проектировании морфология объекта должна рассматриваться не только расчлененно в различных плоскостях, но и целостно, объемно, в единстве и взаимодействии всех категорий. Такое рассмотрение осуществляется в проектном образе морфологии, т.е. с помощью средств образного мышления.



Просмотров 1810

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!