![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Аналитическая геометрия. Элементы векторной и линейной алгебры. Комплексные числа
Основные теоретические сведения
1. Определителем и вычисляемое, согласно указанному ниже правилу, по заданным числам Минором Алгебраическое дополнение
Рекуррентная формула для вычисления определителя (разложение определителя по элементам
2. Скалярным произведением двух векторов
где
3. Векторным произведением векторов 1) 2) 3)
4. Смешанное произведение трех векторов
Модуль смешанного произведения равен объему параллелепипеда, построенного на векторах.
5. Выражение вида
Извлечение корня
где
Пример 1.Дана система линейных алгебраических уравнений: Проверить, совместна ли эта система, и в случае совместности решить ее: а) по формулам Крамера; б) методом Гаусса; в) с помощью обратной матрицы. Совместность данной системы проверим по теореме Кронекера - Капелли. Решение. С помощью элементарных преобразований найдем ранг матрицы данной системы и ранг расширенной матрицы Для этого умножим первую строку матрицы В на –2 и сложим со второй, затем умножим первую строку на –3 и сложим с третьей, получим
Следовательно, rang A = rang B = 3 (числу неизвестных), исходная система имеет единственное решение. а) Находим решение системы по формулам Крамера где
б) Метод Гаусса. Составим расширенную матрицу и проведем необходимые элементарные преобразования. Элементы первой строки умножим на –2 и прибавим к соответствующим элементам 2-ой строки, затем элементы первой строки умножим на –3 и прибавим к соответствующим элементам третьей строки.
Последней матрицей соответствует система, эквивалентная исходной: Из этой системы, двигаясь снизу вверх, последовательно находим: в) Матричный метод. Так как det A = -16 ¹0, то матрица А невырожденная, существует обратная матрица А-1, определяемая по формуле: где Введем в рассмотрение матрицы столбцы для неизвестных и свободных членов: Тогда данную систему можно записать в матричной форме:
Решение системы: таким образом,
Пример 2.Составить канонические уравнения: а) эллипса, большая ось которого равна 5, а фокус находится в точке F(3,0); б) гиперболы с мнимой осью в=3 и а) Каноническое уравнение эллипса имеет вид
б) Каноническое уравнение гиперболы имеет вид
в) Каноническое уравнение параболы в данном случае имеет вид y2=2px, а уравнение ее директрисы
1) Угол между ребрами AB и AD вычисляем по формуле:
где
2) Уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки имеет вид:
Подставляя в данное уравнение координаты точек А,В и С, получим: Разложив определитель по элементам первой строки, получим:
отсюда находим искомое уравнение плоскости АВС:
3) Угол между ребром AD и гранью АВС вычисляем по формуле:
где
4) Площадь грани АВС вычисляется по формуле:
Окончательно имеем 5) Объем пирамиды вычисляем по формуле:
Объем пирамиды равен 24 (куб. ед.). 6) Уравнение высоты DM, опущенной из вершины D на грань АВС составляет по формуле
где (x0, y0, z0) – координаты точки D,
В задачах 1 – 10 данную систему уравнений исследовать и решить тремя способами: а) по формулам Крамера; б) методом Гаусса; в) средствами матричного исчисления.
В задачах 11 – 20 даны координаты вершин треугольника ABC. Найти: 1) длину стороны АВ; 2) уравнение стороны АВ; 3) уравнение высоты СН; 4) уравнение медианы АМ; 5) точку N пересечения медианы АМ и высоты СН; 6) уравнение прямой, проходящей через вершину С параллельно стороне АВ.
В задачах 21 – 30 составить канонические уравнения: а) эллипса; б) гиперболы; в) параболы (А, В – точки, лежащие на кривой; F – фокус; а – большая (действительная) полуось; в – малая (мнимая) полуось; e - эксцентриситет; y = ± kx – уравнения асимптот гиперболы, D – директриса кривой, 2с – фокусное расстояние).
В задачах 31 – 40 даны координаты вершин пирамиды ABCD. Найти: 1) угол между ребрами AB и AD; 2) уравнение плоскости ABC; 3) угол между ребром AD и гранью ABC; 4) площадь грани ABC; 5) объем пирамиды; 6) уравнение высоты опущенной из вершины D на грань ABC.
В задачах 41 – 50 задана линия
В задачах 51 – 60 дано комплексное число Z. Требуется: 1) записать число z в алгебраической, тригонометрической и показательной формах; 2) найти все корни уравнения
Контрольная работа №2 Введение в анализ. Дифференциальное и интегральное исчисления функции одной переменной.
Основные теоретические сведения
1. Схема полного исследования функции и построение ее графика. Для полного исследования функции и построения ее графика можно рекомендовать следующую примерную схему: 1) указать область определения; 2) найти точки разрыва функции, точки пересечения ее графика с осями координат; 3) установить наличие или отсутствие четности, нечетности, периодичности функции; 4) найти асимптоты графика функции; 5) исследовать функцию на монотонность и экстремум; 6) определить интервалы выпуклости и вогнутости; 7) построить график функции. 2. Правила дифференцирования. Если
3. Таблица производных основных элементарных функций 1. 3. 5. 7. 9. 11. 13. 15.
4. Таблица простейших интегралов 1. 3. 5. 7. 9. 11.
5. Формула Ньютона–Лейбница для вычисления определенного интеграла имеет вид
если
Пример 1.Найти указанные пределы.
Решение: а) б) г)
Пример 2.Исследовать функцию Решение: для точки x1 = 3 имеем: точка При
Пример 3.Найти производную функции Решение.Логарифмируя данную функцию, получаем:
Дифференцируем обе части последнего равенства по х:
Отсюда
Далее
Окончательно имеем:
Пример 4.Найти производную функции y, если Дифференцируем обе части данного уравнения по
Отсюда находим
Пример 5.Вычисляем Решение. Пример 6.Вычислить Решение. Интеграл вычисляется по формуле интегрирования по частям:
Делаем замену переменной:
получим:
Пример 7.Вычислить: Решение. Пример 8.Вычислить: Решение.
Делая замену переменной:
получаем:
В задачах 61 – 70 найти указанные пределы (не пользуясь правилом Лопиталя):
В задачах 71 – 80 даны функции и два значения аргумента
В задачах 81 – 90 найти производные
В задачах 91 – 100 исследовать методами дифференциального исчисления функцию
В задачах 101 – 110 найти неопределенные интегралы.
В задачах 111 – 120 вычислить определенный интеграл.
В задачах 121 – 130 вычислить несобственные интегралы или установить их расходимость.
Контрольная работа №3
![]() |