![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Глава 1. Молодежные субкультуры и поколения
Когда мы думаем об этом явлении, то, как правило, представляем себе группы юнцы, которые без шапок в любую погоду, нечесанные, тусуются в подворотнях или подъездах, громко поют и играют на гитарах, в неурочное время врубают свои транзисторы, распивают спиртное и ругаются, иногда задевают прохожих либо неприкаянно бредут по улице. Во многом они похожи на взрослых, и все же у них есть нечто особенное, в чем следует глубже разобраться. За последние 50 лет мир молодежных субкультур охватил около тысячи самых разных явлений и течений, включая хиппи, индеанисты, нацболы, РНЕ, МХД, анархисты, буддисты, свидетели Иеговы, язычники, футбольные фанаты, сквотеры, нудисты, сорокоманы, айкидоки, автостопщики, лесбиянки и т.д. Субкультуры и контркультуры Феномен молодежной субкультуры с социологической точки зрения уникален, и вот почему. Детская субкультура не противостоит взрослой культуре ни по своим ценностям, ни по своей форме. Она создается преимущественно взрослыми, отражает их, взрослых, видение того, каким должен быть мир детства. В значительной части такая субкультура, выступая неким островком, носит поучительно-моралистический характер и служит воспитательным целям. Еще дети и достраивают ее своими страшилками, анекдотами или играми, то подобная самодеятельность выглядит скорее как подражание взрослому миру, попытка смоделировать его либо отразить в приподнято-романтических чертах. Следующий возрастной тип субкультура - подростковая субкультура - пытается выполнить более широкий круг социальных задач. Она включает ценности и образ жизни, отличающиеся либо противоположные цен-ностям и образу жизни взрослых. Она стоит еще на перепутье между детской и молодежной субкультурами, синтезируя в себе робость первой и протест второй. Допустим, такие черты как подростковое хулиганство и вандализм не представляют самостоятельного культурного или социального явления. Они возникли как слепое подражание криминальной субкультуре взрослых либо под прямым руководством ее представителей. Вместе с тем увлечение наркотиками, которое появляется именно в подростковом возрасте, представляет уже самобытное явление. В детском возрасте этого еще нет, а молодежь, точнее сказать, <взрослые молодые> (25-30 лет), как правило, уже не заражаются наркотическим зельем. Самый опасный период - старшие класса средней школы и первые курсы вуза. Собственного облика у подростковой субкультуры фактически не существует. Подростки готовы не подчиняться старшим, для них запретный плод притягателен, но на открытый протест против общества взрослых они еще не готовы. Они могут убегать из дома и это тоже форма неподчинения. А потому подростковую субкультуру можно квалифицировать - в определенной ее разновидности - как девиантную. Но убежать из общества они не могут. Молодежь физически равноценна взрослым, а потому она не убегает от полиции, а сражается с ней. Ее не устраивает общество, а не просто взрослые, установившие над младшим поколением свой диктат. Молодежная субкультура - совершенно иное дело. Именно в этот период, приблизительно в 17-18 лет, начинается поиск смысла жизни, социальной справедливости в обществе, практические попытки бороться за равенство и братство. К 20 годам разочарование обществом взрослых, где нет идеалов и возвышенных ценностей, на которых воспитывали детей, достигает максимума. У молодежи достаточно сил и знаний, как она сама считает, для того, чтобы переустроить общество взрослых на нравственных основаниях, но мощь общественных институтов, прежде всего полиции и армии, направлена на защиту статус-кво. Революционный накал молодежи выливается в практических действиях - мятеж, демонстрация, бунт - и теоретических - создание собственной музыки, поэзии, театра и т.д. Статистика В последнее время во многих странах значительно возросли разводы среди молодых семей и сократилось число детей в семье. Снижение рождаемости в частности в молодой семье обусловлено сегодня сознательным отказом от рождения детей. Именно молодежная субкультура - первая и последняя из возрастных разновидностей субкультур, где проявляется настоящее творчество и своеобразие. Взрослые и пожилые люди, даже когда они формируют свои субкультуры, уже не способны создавать ничего, что можно было бы сравнить по страстному накалу и творческой изобретательности с молодежной субкультурой. В своих экстремальных формах, когда культура перерастает в протест и тотальное отрицание существующего строя, субкультура превращается в контркультуру. Контркультура - употребляемое в литературе собирательное название разных по идейной и политической ориентации протестных групп молодежи ("новые левые", хиппи, битники, йиппи и др.), сознательно противопоставляющих свои цели, задачи и атрибутику символике и целям официальной культуры. Молодежный протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, "левацким" радикализмом; "неприобретательский" образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Отказаться от них может молодежь, но не подростки. Их музыкальная культура - составная часть массовой культуры. У субкультуры и контркультуры могут быть разными цели, задачи и функции. Субкультура выделяет известную группу людей, отгораживает от других, позволяет ей теснее сплотиться на основе общих идеалов, целей, атрибутики и ритуалов. У контркультуры всегда общественный замах, как минимум расчисть себе путь, отодвинуть другие группы или субкультуры, занять в обществе доминирующие позиции, как максимум - вообще свергнуть этот строй и создать новый. Такими были молодые большевики и российские <новые левые> второй волны (конец 1990-х и начало 2000-х годов).
![]() |