Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Неформальные молодежные объединения



Молодежная субкультура только на первый взгляд представляет однородное явление. Более внимательный анализ позволяет выделить в ней как минимум два образования: а) неорганизованную в какое-либо объединение совокупность взглядов, традиций, норм и символов, присущую молодежи в целом как самостоятельной генерации, б) организованную в движения и объединения часть молодежной субкультуры. Чаще всего вторую составляющую относят к неформальным молодежным объединениям. Их история в России насчитывает более полувека.

Согласно данным И.Д.Сундиева, спектр неформальных молодежных объединений достаточно широк: от "тимуровских команд" до "тишинских" и "марьинских" ребят. К концу 50-х годов возникает "новая романтика": дальних дорог, открытий, борьбы со стихией, самим собой. Именно в эти годы формируются прототипы совре-менных молодежных объединений: клубы самодеятель-ной песни (КСП) и клубы туристической песни (КТП). В начале 60-х годов зародилось движение "коммунаров", боровшихся с теми, кто мешал строительству коммунизма. В конце 60-х годов возникают первые группы "хиппи", представля-ющие пока слегка модифицированный вариант американских "детей-цветов". Для этого периода характерно еще одно направление са-модеятельных движений - рок-музыка. В начале 70-х годов зародилось движение "фанатов" спортив-ных клубов, в первую очередь московского "Спартака". С начала 80-х годов формируется и развивается движение "рокеров" - поклонников рок-музыки. В конце 80-х среди "рокеров" выделились: 1) "битломаны", основной состав - школьни-ки> студенты в возрасте от 16 до 22 лет; 2) "хардрокеры" - сту-денты от 17 до 25 лет; 3) "металлисты" - учащиеся школ, ПТУ в возрасте от 14 до 17 лет1).

В отечественной литературе выдвигается несколько классификаций молодежных субкультур и неформальных объединений. Одна из них предложена С.А.Сергеевым:

·романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры),

·гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),

·криминальные ("гопники", "люберы") и

·анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры "левого" и "правого" толков), которых можно также назвать радикально-деструктивными1) .

Классификация А.А. Шмелева касается только современных культурных и общественно политических движений молодежи и включает:

1. "Подкрышные" движения (всероссийское молодежное общественно-политическое движение "Наш Дом Россия", всероссийское молодежное движение "Новый Курс", молодежное "Яблоко", молодежный союз "Демократический Выбор России", Российский Коммунистический Союз Молодежи).

2. "Досуговые" движения ("Ассоциация Свободных Художников", "Организация Студентов Столичных Вузов", "Ассоциация Юных Лидеров" и др.).

3. Лево-радикальные организации (панки, Анархо-Радикальное Объединение Молодежи, профсоюз "Студенческая защита", Национал-большевистская Партия Эдуарда Лимо-нова, Социально-экологический Союз).

4. "Поколение Рубежа" (Комитет по делам молодежи города Гатчины, "СтудЗащита", "Антифашистское Молодежное Действие", "Молодежная Солидарность", Независимый Профсоюз Студентов).

5. Движения-проекты (Конфедерация Свободного Труда в Воронеже и "Первое Свободное Поколение" в Москве)

Указанные объединения совмещают политические и культурные акции, в частности, защищают студенческие права и занимаются трудоустройством студентов, создают творческие клубы, где начинающие поэты и художники могут собираться и устраивать свои выставки, проводят молодежные спортивные соревнования, культурно-массовые мероприятий, митинги, посвященные социальным (например, введение повременной оплаты за телефон) и политическим (в частности, "проводы Ленина назад в Финляндию"), организуют серию кон-цертов типа "Рок против фашизма" и культурных кампаний (одна из них была направлена против возведения памятников Зурабом Церетели) и т.д.1)

По всей видимости, мы становимся свидетелями появления третьего поколения молодежных движений, которое пришло на смену первому поколению <тимуровцем> и комсомольцем 50-80-х годов, не имеющих аналога на Западе, и второму поколению неформалов 80-х - начала 90-х годов (хиппи, рокеры, панки и др.), в основном копирующего, с небольшим опозданием, западные аналоги. Новое поколение правильно называть молодежным культурно-политическим авангардом, который зародился еще в годы перестройки, но приобрел полную силу только сейчас. Его отличительная черта - не эгоистическое самовыражение (самокопание, гедонизм, развлечение, наркотики, эпатаж, романтика), а попытка решить общественно значимые, социальные проблемы. Современные молодежные движения с социокультурной направленностью еще мало изучены, хотя их значение постоянно возрастает. Активность в этой области служит пока-зателем становления гражданского общества.

Разумеется, нельзя ожидать, что новые молодежные течения полностью вытеснят старые. Напротив, они скорее будут существовать наряду с уже имеющимися и давно себя проявившими течениями, к числу которых будут постоянно добавляться их новые модификации и разновидности, преследующие те же цели и ценности. К примеру, в 90-е годы появились индеанисты и толкинисты с романтически-эскапистской направленностью, хакеры с прагматической и национал-патриотические объединения с политической направленностью.

В России, как и в любой развитой стране Запада, многочисленное и разноликое племя неформалов существовало практически всегда. В одни периоды их было меньше, в другие, когда ослабевали запреты и цензура, больше. Их существование свидетельствует о том, что культура данного общества очень многообразна в своих проявлениях, а молодежь нацелена на экспериментальный поиск новых путей творческого самовыражения и преобразования общества.

Как показывают данные социологических исследований, чем масштабнее социальные преобразования, тем сильнее тенденция к образованию неформальных молодежных группировок. В настоящее время в молодежной среде выделяют три ведущих тенденции[544].

Первая характерна для молодых людей, занимающихся мелким бизнесом (мажоры). Такие группы складываются в интересах деловых операций (в основном, разовых) и проведения свободного времени. Они ориентированы на легкое добывание денег и "красивую жизнь".

Вторая тенденция проявляется в деятельности "люберов", "гопников" и т.п. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповедыванием "культа физической силы", ярко выраженной криминальной направленностью. Основу деятельности таких групп составляют мелкий рэкет и спекуляции.

В условиях политической нестабильности подобные объединения представляют значительную опасность, поскольку являются достаточно пластичным материалом и в любой момент могут стать инструментом в деятельности политических организаций радикальной и экстремистской ориентаций.

Однако внимание к различным неформальным молодежным организациям явно преувеличено. Может показаться, что вся молодежь состоит только из неформалов. Таким образом упускается из виду едва ли не большая часть современной молодежи, которая "качает" мускулы, увлекается музыкой, "тусуется", но не это для нее выступает жизненной целью. Среди них - так называемые "яппи" и "неояппи" (третья тенденция). Это выходцы из средне- и малообеспеченных семей. Они ориентировны на обеспечение себе в будущем "нормальной жизни" (материального достатка) и на продвижение по социальной и служебной лестницам. Их интересы концентрируются в сфере образования как необходимой предпосылки достижения цели. При этом образование рассматривается не как способ самораскрытия, а как шанс успешного продвижения в жизни.

В 2000-е годы уникальные материалы по истории возникновения, философии, культуре, мифологии, быту молодежных субкультур и неформальных общин (хиппи, техно-хиппи, панки, пост-панки, нео-панки, битники, йиппи, йяппи, рейверы, хард-рокеры, байкеры, новые христиане, растаманы и т.п.) публикуются в журнале <Забриски Райдер>[545]. Основное внимание в нем уделяется произведениям представителей "потерянного" и "разбитого" поколений, <Поколения Х>. Проблемам исследования молодежных субкультур с точки зрения социологии, психологии, антропологии, религиоведения посвящаются семинар студентов, аспирантов и молодых ученых, конференции профессиональных этнологов.

Поколение битников и хиппи

В конце 1950-х американскую молодежь захлестнуло увлечение рок-н-роллом. Вышедшие в 1957 г. пластинки Элвиса Пресли, в частности Тутти-футти и Джешхаус-рок, звучали по всей стране. Эта музыка стала символом нового поколения, которое отвергало культуру своих родителей с ее мещански оптимистичной моралью и потребительские интересы среднего класса. Рок-н-ролл вырос из негритянского стиля <ритм энд блюз> как антипод легковесной <слащавой> музыки середины века. Крупные фирмы грамзаписи вначале не брали в расчет альтернативный музыкальный рынок. К кумирам молодежи принадлежали Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард, Билл Хейли и др. Однако эту альтернативную культуру скоро поставили на коммерческие рельсы и она во многом утратила свое очарование.

Главные битники - Керуак, Берроуз, Гинзберг - оставили богатое идейное наследие, горячо воспринятое другим поколением бунтарей - хиппи. По большому счету, Керуак предсказал их появление: <Нужно, чтобы мир заполнили странники с рюкзаками, отказывающиеся подчиняться всеобщему требованию потребления продукции... Передо мной встает грандиозное видение рюкзачной революции, тысячи и даже миллионы молодых американцев путешествуют с рюкзаками за спиной, взбираются в горы, пишут стихи, которые приходят им в голову, потому что они добры и, совершая странные поступки, поддерживают ощущение вечной свободы у каждого, у всех живых существ>.

Поскольку молодежная субкультура на Западе раньше всего появилась в среде рабочего класса, она долгое время носила черты социального протеста. Первыми на путь протеста против "хорошего вкуса и изысканных манер" вступили битники, а позже и их духовные преемники хиппи.

Поколение битников 1950-60-х годов американцы старшего поколения называли людьми "без морали", культуры и нравственных устоев. Они беззастенчиво попирали нравы и обычаи американского общества. С тех пор понятие "битники" ассоциируется с усталым, разбитым, разочарованным поколением. Исследование Д.Смита и Ф.Риджнея позволяет по-новому взглянуть на истоки молодежной субкультуры.

В представлении обывателя битник предстает бездарным, немытым, грубым и преступным подростком. Ему нет места в добропорядочном обществе. Однако социологическое исследование, проведенное Фрэнсисом Риджнеем и Дугласом Смитом[546] в колонии битников под названием "Богемия", не подтверждают распространенное мнение. Из 200 битников, построивших недалеко от Сан-Франциско изолированное сообщество со своеобразной субкультурой, ученые отобрали 51. Использовались три метода: включенное наблюдение, интервью и психологическое тестирование (ТАТ). Кроме того, Риджней составлял жизненные истории респондентов. Ученые прожили в колонии три месяца, а затем вернулись сюда через год (1958-1959).

Ученые исходили из того, что даже сообщество, члены которого отрицают нормы доминирующей культуры, а свою жизнь тратят бесцельно, должны руководствоваться в повседневной деятельности какими-то правилами. Они-то и формируют то, что принято называть субкультурой. Смит и Риджней выдвинули гипотезу: люди, которых именуют нонконформистами, на самом деле большие конформисты, чем принято считать. Отвергая нормы общества, они тщательно соблюдают нормы своей группы. Оказывается, в своей повседневной жизни битники вели себя так, как о том повествовало обыденное представление: проводили большую часть времени в барах, где с увлечением читали и слушали стихи и джаз, до утра дискутировали. Обычные темы для жарких диспутов: "Кто убил Папу в Риме?", "Был ли Дональд Дак евреем?", "Кто такая Мона Лиза?" Молодые люди разбивались на фракции, проявляли страстность и эмоции, исписывали лозунгами стены бара, пели и веселились.

"Социальная философия хиппи была романтически непрактичной. Конечно, они не собираются больше работать на ферме Мэгги, но что им делать после веселья всю ночь напролет? Многие нашли укрытие у всяких гуру, другие опять вернулись к новой форме антитехнологической шик-"американскости". Городские политические активисты попугайски твердили лозунги европейского социализма или социализма "третьего мира", а на самом деле превращали в поп-звезд таких жестоких деятелей тоталитаризма, как Че Гевара и Хо Ши Мин". Тимоти Лири

Присмотревшись поближе, социологи обнаружили элементы субкультуры битников, в частности, собственный жаргон, который позволял им отличать "своих" от "чужих". Слово "хлеб" обозначало деньги, "лопата" - негра, "гадюка" - марихуану, "работа" - джазовую импровизацию и сексуальную связь. Колония коллективно отмечала дни рождения, свадьбы и даже общенациональные праздники. Правда, со своей спецификой. Допустим, на День благодарения рядом с традиционной индейкой свободно лежала марихуана. А свадебные обряды они выполняли вполне на приличном уровне, но интересней и большей выдумкой, чем в "большом обществе".

Удивило ученых и другое: 58% опрошенных мужчин постоянно брились, 42% повседневно носили строгие деловые костюмы. Лишь 28% женщин позволяли себе ходить в потертых или слегка неряшливых платьях. Когда изучили ценностные ориентации колонистов, то выяснилось, что на первые места они ставят нонконформизм, интерес к искусствам, умение не показывать свое интеллектуальное превосходство, индивидуальность. На последнем месте остались артистические способности, атеизм, неумеренность и экстремизм. Многие в колонии занимались искусствами, но не всем удалось достичь высокого профессионального уровня. Лишь один умудрялся в месяц зарабатывать на абстрактных картинах по 600 долл.[547]

Секс и наркотики были не столь распространенными признаками богемской колонии. Из числа опрошенных 23 были женаты и еще 13 женились в период проведения исследования. Большинство имели добрачный половой опыт со своим будущим партнером. Правда, тайный адюльтер был редким явлением в маленькой колонии, где все на виду. Также редким был гомосексуализм. О сексуальной свободе в колонии больше говорили, чем допускали ее на практике. Курением и алкоголем колонисты не брезговали. Но выпивали по тем же самым поводам, что и везде: праздник, день рождения, для расслабления. Марихуану пробовали все, но регулярно употребляли немногие.

Исследование показало, что битники были такими же людьми, как и большинство американцев. У них те же потребности, заботы и страхи, они также хотели общаться, дружить и любить. И в этом смысле их нельзя рассматривать как изолированный островок в огромном океане общества. Тем не менее у них сформировалась оригинальная субкультура со своим языком, эстетическим вкусами, этическими ценностями и формами интеллектуальной деятельности.

В действительности они оказались очень чувствительными к несправедливости и социальным болезням общества молодыми людьми. Они стремились создать "маленький порядок в большом беспорядке", радикально переделать этот мир. Большинство пришли в колонию за свободой. Но то была свобода от личных проблем и забот. Многие колонисты обладали слабой нервной системой, наблюдались или лечились в психбольницах и клиниках. Общие проблемы (психологические травмы и враждебность к большому обществу) помогли сформироваться особой культуре, особым правилам и обычаям. К их числу надо отнести необычное для среднего американца равнодушие к деньгам, предпринимательству, успеху и внебрачные связи[548].

Исследование Смита и Риджнея имело исключительное значение. Оно состоялось в конце 50-х годов в Сан-Франциско, а в 1966 г. этот город получил известность как столица мира "хиппи". Данные об их предшественниках битниках в дальнейшем очень помогли науке. Новые исследования социологов культуры касались уже хиппи.

В середине 1950-х годов американская общественность и государственные органы объявили открытую войну рок-н-роллу как явлению, разрушающему национальную культуру. По радио, телевидению и в печати выступают сенаторы, священники, общественные деятели и учителя, обличая рок-н-ролл и призывая молодежь к благоразумию. Одни говорят о "черной заразе", другие утверждают, что все это дело рук коммунистов, решивших использовать рок-н-ролл как идеологическое оружие и подорвать американскую мощь изнутри.

Американский социолог Левис Яблонски[549], изучавший субкультуру хиппи, обнаружил не менее любопытные факты. Хиппи были похожи и в то же время отличались от своих предшественников битников. Во-первых, это были выходцы из среднего класса, во-вторых, они были моложе и гораздо более многочисленны, нежели битники. На смену отдельным колониям битников пришло широкое движение хиппи. Они создавали колонии в деревнях, селились в центре некоторых крупных городов, в частности, в парке Золотые ворота (Сан-Франциско). Хиппи с большим оптимизмом смотрели на возможности изменить прагматические ориентации "буржуазного общества", исповедовали смешанную философию, в которой эклектически соединились элементы верований американских индейцев, буддизма и античной восточной мысли. Они черпали свои идеи отовсюду, даже из викторианской Англии.

Л.Яблонски как-то взялся подсчитать численность хиппи и вот что у него получилось. Твердых сторонников хиппизма в США было более 200 тыс. человек, нетвердых - еще 200 тыс., сотни тысяч скрытых хиппи и несколько миллионов сочувствующих им[550]. Историки считают, что движение хиппи оказало огромное влияние на развитие всей современной культуры.

Как считает С.Кузнецов, хиппи были первым массовым молодежным движением (битники не идут в счет в силу своей малочисленности), сказавшим твердое "нет" протестантской трудовой этике. "Бэби-бумеры" (поколение 1946-1960 г.р.), выросшие в обществе изобилия и смотревшие телевизор по шесть часов в день, не собирались горбатиться "в поте лица своего", зарабатывая на социальный престиж и дорогой автомобиль, а на хлеб свой насущный можно было заработать без особых усилий. Взамен идеи труда как божественного завета пришла идея индивидуального договора с Богом, а взамен корпоративной этики - идея индивидуальной свободы и ответственности[551].

Битников - <разбитое поколение> 50-х годов некоторые авторы считают самым революционным поколением XX века.

Хиппи, йиппи и яппи

Три ключевых термина, обозначающих направления и целые поколения в молодежной субкультуре США второй половины ХХ века, пишутся почти одинаково, но значат совершенно разные вещи: hippies (хиппи), yuppies (яппи) и yippie (йиппи).

Яппи - зажиточные жители американских пригородом, молодые юристы, врачи, бизнесмены и менеджеры. Йиппи - бунтующая часть американской молодежи достатка ниже среднего и просто низкого. Первые все усилия прикладывают к добыванию денег и обогащению, вторые демонстративно отказываются от них и угрожают разрушить мир богатства и насилия.

Между ними расположены хиппи (hippies) - мирные <психоделики>, ведущие тихий и безобидный, в большинстве своем, образ жизни, несовместимый как с буржуазной пресыщенностью яппи, так и с насилием и радикализмом йиппи. При этом йиппи считаются лево-радикальным крылом массового молодежного движения 1960-х, известных как хиппи. Хиппи появились в конце 1950-х - начале 1960-х годов, их боевой авангард йиппи - в 1968 г., а социальный антипод тех и других, яппи, возникли только в 1980-е годы. В такой последовательности они возникали как социальные явления. но последовательность терминов была несколько иной. Джерри Рубин и Эбби Хоффман придумали акроним <йиппи> для своей партии в конце 1967 г., вслед за писателем Майклом Феллоном, запустившим в обиход слово <хиппи> в 1966 г.[552].

После 1947 года в США началась "охота за ведьмами", в СССР - борьба с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом. Все это сопровождалось запретами, расследованиями, увольнениями, а в нашей стране и концлагерями. Массовые появления НЛО, - "летающих тарелок", над Флоридой, в местах базирования авиации, а также в пустынных засекреченных районах испытаний водородной бомбы в 1945-47 годах вызвало легкую панику в американском обществе. Чтобы снять ее, в прессе распространялись домыслы о том, что это русские "летающие тарелки".

Хиппи начали с того, что отрицали буржуазную мораль, состарившись, они превратились в респектабельных бизнесменов, но уже старшего поколения. Появившиеся позже них яппи, которые возвели в культ благополучие и буржуазные ценности, представляют собой скорее не детей, а младших братьев хиппи. Настоящие дети хиппи - разочарованное и циничное Generation X. Таким образом, историческая спираль молодежной субкультуры в США, совершив крутой вираж в начале 1960-х в сторону отрицания массовой (буржуазной) культуры послевоенной американской молодежи, в конце 1960-х и начале 1970-х развернулась еще раз - теперь уже в сторону радикального вызова всей американской культуре (движение йиппи), и, наконец, повернула в противоположную сторону после появления городских яппи - <новых новых русских> на американский манер. Произошло то, что описывал в своей время Гегель, а именно отрицание отрицания. Культурный переворот хиппи, намерение очистить Америку от <буржуазной заразу>, осуществлявшийся хиппи на протяжении 10 лет, с треском провалился. Новое поколение с удовольствием восприняло буржуазные ценности и превратило их во вполне респектабельный и уважаемый культ. Галлюциногенных хиппи сменили сюрреалистические йиппи, которых в конечном итоге вытеснили добропорядочные яппи.

Яппи - молодые люди (половая принадлежность не имеет значения), как правило, жители крупных городов, с хорошим образованием и стабильным достаточно высоким заработком, занятые высококвалифицированным трудом, служащие в корпоративном бизнесе, амбициозные, следящие за собой и лояль-но настроенные политически. Термин появился в Америке в начале 1980-х на закате движения хиппи и на пике экономического подъема. Возможно, название подогнано специально в контру хиппи: hippies - yuppies. Такое наименование заставляет вспомнить хиппи и в то же время уверенно заключить: яппи - совсем другие, они - их полная противоположность. Вот так и прогрессирует Америка - от хиппи к яппи. Таким должен быть весь мир в постиндустриальную эпоху, где почитаются превыше всего информация, знания и талант.

Разумеется, такие люди существовали и раньше, скажем, в 1920-е или 1950-е годы. Были они и среди шестидесятников. Когда Америку заполнили молодежные мятежи и подавляющая часть молодежи увлекалась хиппизмом, наркотиками, ничегонеделанием, сексуальной революцией, атеизмом. С такой молодежью, будто бы решило старшее поколение, Америке не по пути. Необходима <новая американская идея>, отвечающая исконным ценностям протестантского общества. И она была найдена. На щит подняли подтянутого, трудолюбивого, рационально мыслящего и очень привлекательного карьериста. Уже само перечисление новых ценностей показывает, насколько Америка устала от радикалистских увлечений, хаоса и необузданной демократии хиппи. Страна развернулась на 180 градусов и обрела новый образ молодого поколения. Для романтиков 1960-х годов, поклонников психоделической революции бизнесмен в костюме-тройке и галстуке был олицетворением зла. Теперь он стал воплощением надежды Америки. Таким образом, социальный тип и социальный образ возникает вовсе не случайно. Он планомерно формируется и создается потому, что отвечает жизненным запросам этого общества. Возможно, что именно яппии стало первым в истории Америки социальным образом поколения, который выковывался правительством и СМИ, телевидением и рекламой. Ничего подобного раньше не происходило: образ ковбоя середины Х1Х века, джентльмена конца Х1Х века или хиппи середины ХХ века формировались сами собой, возникали стихийно как логическое продолжение изменений в образе жизни целой нации или больших социальных групп.

Прагматичные воспитанные яппи - полная противопо-ложность анархичных "детей цветов", хотя многие из "новых профессионалов" в юности носили длинные волосы и кури-ли травку. Во всем мире именно яппи со-ставляют костяк сред-него класса.

Яппи зародились в эпоху Рейган и экономического бума начала 1980-х годов как антитеза предшествующему поколению хиппи середины 1960-х. Сами же хиппи вышли, как известно, из битников, которые появились в 1950-е годы как антитеза послевоенному среднему классу, быстро расширяющемуся обществу потребления и возникшей на их базе массовой культуре. Совершился полный оборот исторических часов: яппи - это возвращение молодежи назад к среднему классу и отцовским ценностям.

Хиппи, йиппи и яппи - три субкультурных исторических типа американской молодежи - никогда или вряд ли когда составляли подавляющее большинство американцев своей возрастной когорты. Некоторые авторы склонны думать, что они вообще составляли меньшинство своего поколения, хотя и самое яркое, выразительное. Самыми малочисленными среди них были йиппи. За короткое время их существования наберется несколько сот или тысяч их представителей. Сравнивать между собой по численности хиппи и яппи весьма непросто, поскольку точных статистических данных нет. Косвенные сведения и приблизительные оценки указывают скорее на их приблизительное равенство. Тимоти Лири, автор одной из первых статей о яппи, предлагает подробнее разобраться с тем, что происходит с самой влиятельной группой человеческих существ на планете - с 76 млн. материалистически ориентированных и высокообразованных американцев в возрасте от 22 до 40 лет. Такой авторитетный источник, как Newsweek, называет цифру яппи в 1,2 млн. человек, а не менее солидный American Demographics полагает, что яппи не превышали 5% от общей численности поколения baby boomers, т.е. составляли 4,2 млн.[553] К поколению baby boomers, как известно принадлежали обе социальные группы - яппи и хиппи. Мы знаем также, что повзрослевшие хиппи-бунтари превращались в респектабельных бизнесменов и менеджеров, т.е. плавно перетекали из хиппи в яппи. В результате точные данные о тех и других наука, видимо, никогда не получит. В широком смысле, если учитывать только внешние признаки каждой социальной категории, то количество хиппи надо увеличить в несколько раз (сюда мы прибавим Западную и Восточную Европу, СССР и другие страны, где существовали хиппи в 1960-80-е годы), а количество яппи и того больше. К преуспевающей молодежи, а это лишь внешний признак, не связанный с самоидентификацией, относится все возрастающая часть среднего класса в большинстве стран мира, вставших на индустриальный путь развития.

Многие нынешние яппи откровенно признаются в том, что раньше они были самыми натуральными хиппи. <Редкий нынешний яппи, особенно если это житель крупного города, а не энергичный провинциал, не был когда-то хиппи. Или хотя бы имел друзей-хиппи, или старался быть похожим на хиппи во время каникул, или просто носил какой-нибудь хипповский прибамбас типа фенечки на запястье или ремешка на голове: Путь из хиппи в яппи оказался подозрительно коротким. За какие-нибудь лет семь-восемь мы сменили не только гардероб, но и образ жизни и систему ценностей>[554]. Многие экс-хиппи с ностальгией вспоминают свою юность, хотя и не собираются отказываться от преимуществ нынешнего статуса. Трудностям и проблемам перехода из одной субкультуры в другую, из хиппи в яппи, посвящен фильм (1983) Лоуренса Касдана, который сам принадлежит к поколению бэби-бумеров, закончил Мичиганский университет в 1970 г. и был дружен со многими лидерами хиппизма. Название фильма можно перевести как <Великое оледенение>. Крушение некогда великого молодежного движения хиппи и превращение его в свою полную противоположность - субкультуру послушных яппи - действительно можно интерпретировать как смену одной геологической эпохи другой. Великое оледенение происходило на планете несколько раз - и 200, и 100, и 10 тыс. лет назад. Точно также и субкультурные волны то наступают, то уходят за горизонт, подобно естественным циклам обновления природы.

Другой талантливый режиссер, который как и Л.Касдан поставил множество фильмов о тинейджерах и молодежной субкультуре, профессор Джоель Флейшман поставила телевизионный сериал в начале 1990-х годов. Ставший хитом фильм посвящен той же самой непростой проблеме выбора, которая стоит перед молодым поколением: предпочесть материалистические ценности и сделать успешную карьеру (путь яппи) или отказать от материальных благ ради спасения души и свободы творчества (путь хиппи).

Теоретическое обоснование новому поколению дал, как это может показаться ни странным, легендарный лидер молодежного поколения хиппи Тимоти Лири в статье <От йиппи к яппи> датированной 1985 годом - временем взлета цифровых технологий в США (русский перевод размещен на многих сайтах Интернета).

Врезка

Тимоти Лири

От йиппи к яппи

Молодые городские профессионалы - можно присоединиться к моралистам и рассматривать их как армию эгоистов, карьеристов и предприимчивых индивидуалистов, которые определенно ценят деньги и собственные интересы больше, чем высокие цели. Но мы уже знаем: яппи - новая порода -Homo sapiens electronicus. Они - первый урожай изумленных мутантов, выкарабкивающихся из грязи Индустриального Века (позднего неолита заводских труб).

Любопытным образом молодые атлеты совершили ту революцию в американском обществе, о которой мечтали хиппи. Для начала они упразднили свой рабский статус. Они стали свободными агентами, они нанимали своих собственных юристов и менеджеров. Уилт Чемберлен считается первым суперпрофессионалом, заявившим хозяевам о своих гурманских требованиях. Удобства первого класса! Постели в гостиничных номерах, которые бы соответствовали его индивидуальным размерам! Люди больше знают о Ларри Берде, чем о Джордже Буше.

Профессиональные спортсмены подготовили для яппи новую ролевую модель поведения, но сформировало их телевиденье. Оно неузнаваемо преобразило все общество: Средняя семья смотрит телевизор свыше семи часов в сутки. Яппи узнавали о культуре, впитывали роли, правила, ритуалы, стили и жаргон игры не по личным наблюдениям, а по телевизионным образам. Мультики, мыльные оперы, вечерние драматические телепостановки и игровые шоу всегда проявляли тенденцию к эскапизму. Сводки новостей склонны показывать жертв или праведных нытиков, а не преуспевающие ролевые модели. Политики, декламирующие хорошо отрепетированную ложь, не воспринимались как достоверные герои. В результате яппи не доверяют общественным институтам, они политически и психологически независимы. Они не идентифицируют себя ни с компанией, ни с союзом, ни с тайной партией. Они не зависят от организационной принадлежности.

Поколение яппи - самая разумная группа человеческих существ, когда-либо населявшая планету. Самая образованная. Наиболее широко путешествующая, мобильная. Они выросли, приспособившись ко все ускоряющимся темпам перемен, которые почти непостижимы. Они стали высокоизбирательными потребителями, ожидающими, что их наградят самым лучшим, потому что они и сами - лучшие.

Они овладевают мастерством, учатся преуспевать в личном умении. Они становятся антрепренерами, т.е. людьми, которые организуют, действуют и берут на себя риск. Они нанимают себя, тренируют себя, продвигают себя, переводят себя и вознаграждают себя.

Они исполняют точно те функции, которые не могут быть выполнены машинами с ЧПУ, как бы точно их ни запрограммировали. Они естественным образом притягиваются постиндустриальными полями - электроникой, коммуникациями, образованием, торговлей, маркетингом, развлечениями, квалифицированной личной службой, здравоохранением, профессиями свободного времени. Я думаю, когда они возьмут в руки все общество, они станут Скипи - Сверхзнающими Информированными Профессионалами (Super-Knowledgeable-Informed-Professionals).

Сокращено и адаптировано по источникам: http://fppr.org.ua; www.vladivostok.com; http://revolution.webplanet.ru; www.silva-metod.com.ua; www.vk.kiev.ua; www.zhurnal.ru



Просмотров 1259

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!