![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Йиппи: анархическая контркультура
Самой диковинной, радикальной и недолгой среди молодежных субкультур в США считается движение йиппи (Yippies). По своей направленности - не просто неприятие, а активное отторжение буржуазной культуры, - и по формам проявления йиппи относят не к субкультурам, а к контркультурам. Об этом косвенно свидетельствует и то обстоятельство, что истоки еще одной, компьютерной, контркультуры, а именно современного хакерского подполья, специалисты видят в движении йиппи. Йиппи происходит от названия <Международная Молодёжная Партия> - Youth International PartY. По существу, это такой же акроним[555], как и созвучный с ним <яппи> (Young Urban Professionals). Новую организацию в январе 1968 г. создали Эбби Хоффман и Джерри Рубин в Вашингтоне. Одним из основателей йиппи является видный поэт Ален Гинзберг, который позже отошел от движения. По воспоминаниям А.Гинзберга термин "йиппи" служил скорее неким приколом, чем акронимом или аббревиатурой. Само слово относилось к "Yipsels" - социалистической группе, к которой принадлежала в молодости его мать. Приверженцев новой партии власти обвиняли в учинении многочисленных беспорядков, сюрреалистическом эпатаже публики и политическом озорстве и приверженности анархизму, а учащаяся молодежь боготворила за то, что те не побоялись выразить в радикальной форме мысли и настроения, которые разделяют многие. Действительно, еще до официального провозглашения своей партии, а именно в 1967 г. Э.Хоффман (тогда он состоял в движении так называемых диггеров) эпатировал публику тем, что стал разбрасывать с верхнего яруса Нью-Йоркской биржи пачки долларов, а приглашенные им фотокорреспонденты запечатлевали, как брокеры, отталкивая друг друга, в суматохе ловили порхающие банкноты[556].
Памятными политическими акциями йиппи стали массовые демонстрации левой молодежи в октябре 1967 г. возле Пентагона и в августе 1968 г. в Чикаго на президентских выборах. А.Гинзберг до своего выхода из движения успел поучаствовать в знаменитом <свином бунте> на президентских выборах осенью 1968 г. организатором политического шоу считается Эбби Хоффман (1936-1989). Он нашел поросенка по кличке Пигасус - кандидата в президенты США, с которым йиппи объездили всю Америку, устраивая предвыборные митинги, превращавшиеся в настоящее шоу. Расталкивая охрану, "оранжевые" активисты вытаскивали каждый раз свою свинью на трибуну прямо к микрофону. По мнению аналитиков, самая известная и шокирующая акция йиппи состоялась в 1968 г. в Чикаго. Накануне выборов многочисленные йиппи собираются в городском Линкольн-парке, где заодно проводят акцию протеста против ввода советских войск в Чехословакию (1968). Вскоре происходит скоморошный ритуал агитации за будущего президента США Пигасуса. От его имени прохожим раздают значки <Голосуй за меня!> и листовки, где сказано: <Сегодня - исторический момент для Америки... Они избирают президента, и он будет пожирать людей. Мы изберем своего президента, и люди съедят его!> Полиция разгоняет митингующих, попутно арестовав с десяток активистов. Но митинг перерастает в массовую антивоенную демонстрацию, которую полиции приходится усмирять при помощи дубинок и слезоточивого газа. На утро газеты в ярких красках описывают <кровавое побоище>. Вскоре после демарша йиппи на выборах 1968 г. А.Гинзберг скажет: <Мы хотели распространить среди масс нечто вроде "рок-н-рольного энтузиазма, дада-анархизма, всеобщего удовольствия и праздника жизни>[557].
После Чикаго в течение одного только 1969 года Э.Хоффмана арестовывали восемь раз, в том числе за непристегнутый ремень в автомобиле, перочинный нож на борту самолета и непристойное поведение. В сентябре его не пустили в Прагу и обвинили в антиамериканской деятельности. Однажды Хоффман пришел на слушание в "патриотическом наряде": рубахе из звездно-полосатого флага. Обновку тут же сорвали, но под рубахой на спине обнажился нарисованный флаг Вьетконга. Эбби путал Ленина с Ленноном и простецки отвечал на каверзные вопросы. В декабре прозвучал приговор: 30 дней ареста за надругательство над американским флагом.
Вскоре Хоффман вновь предстает перед судом по еще более абсурдному обвинению в пересечении границ штата Иллинойс для подстрекательства к мятежу. Процесс ведет 74-летний судья по фамилии Хоффман и по прозвищу Вешатель (все предыдущие его процессы оканчивались обвинительными приговорами). Эбби видит в этом мистический смысл: Америка раздвоилась на двух Хоффманов. Баламут заявляет, что не желает именоваться "обвиняемым Хоффманом", ибо это имя опозорено судьей. Прессе же ведает о том, что официально сменил имя, и отныне его зовут Fuck. По поводу обвинений замечает: "В этой стране существуют миллионы законов. Я намерен нарушить их все, включая закон всемирного тяготения"[558]. Тогда-то и пришла слава, а слава - это деньги. Но Хоффман отказывается от крупных контрактов на право использовать свое имя в игрушечном производстве, не встречается с кинематографистами и издательствами, пытающимися опубликовать его переписку. Быть богатым или просто зарабатывать тогда считалось зазорным.
Э.Хоффман семь лет скрывался от федерального розыска в Соединённых Штатах, Мексике и Франции. Одновременно он продолжал писать и издаваться, поддерживаемый сочувствующими ему анархистами. Он существовал благодаря сомнительным занятиям и поддельным документам. Хоффман даже подверг себя пластической операции и просил называть его Барри Фридом. Добровольно сдавшись властям в 1980 г., Хоффман провёл год в тюрьме за содействие незаконному обороту кокаина.В 1989 г. он совершил самоубийство при странных и весьма подозрительных обстоятельствах. Самый известный труд Хоффмана - книга "Укради эту книгу" (Steal this book)- является литературной пародией популярные американские пособия типа "Как преуспеть в бизнесе". Ее тема - как жить, не платя государству ни копейки, в частности, не оплачивая телефонные счета и не платя налоги. Разделы книги говорят сами за себя: "Бесплатная еда", "Бесплатная одежда и мебель", "Бесплатный транспорт", "Бесплатное жилье", "Бесплатная связь". Специалисты считают книгу духовной предтечей и первым манифестом компьютерных хакеров, взламывающих через Интернет банки и государственные офисы. Хотя ее автор настаивал на идее бескорыстного мошенничества, где главное удовольствие состоит не в обретении материальных благ, а в остроумном надувательстве. Оно необходимо изгоям этого общества. Э.Хоффман считал хиппи и йиппи - Нацию Вудстока - находящимися в состоянии партизанской войны со всей Америкой - Нацией Свиней.
В 1970 г. Анита и Эбби Хоффман перед 30-тысячным антивоенным митингом устраивают ритуал <электронного Вуду>: бормоча заклинания, разбивают телевизор, с экрана которого Никсон объявляет о вводе американских войск в Камбоджу. В ответ на вторжение США в Камбоджу 400 йиппи устраивают вторжение в США со стороны канадской границы, нападают на г. Blair, забрасывают витрины бутылками с краской, делают вид, что угрожают жителям. В 1971 г. союз с бурно развивавшимся движением йиппи, исповедовавшим анархистскую, антикапиталистическую и антивоенную идеологию, заключили американские хакеры, которым тоже не нравилось американское государство и которые готовы были поживиться за его счет. Стивен Возняк и Стивен Джобс, будущие основатели легендарной компании Apple Сomputers, создавшей первый персональный компьютер, принадлежали к числу отъявленных телефонных хакеров. Хакеры создавали устройства, которые позволяли обмануть телефонистов и совершать междугородные и международные телефонные звонки практически бесплатно. Йиппи надеялись, что хакеры помогут им в подготовке революции и обеспечат многочисленные ячейки йиппи, разбросанные по всему миру, оперативной и даровой телефонной связью. В свою очередь, хакеры получали идеологическую и политическую поддержку. В периодических изданиях, принадлежащих или сочувствовавших йиппи, стали публиковаться хакерские схемы обмана телефонных компаний, которые должны были взять на вооружение рядовые члены организации йиппи. Закончилось все плачевно: хакеров посадили в тюрьму, а публикации изъяли (www.server.md).
В конце 1960-х годов андерграундный вестник Liberation News Service распространил манифест йиппи, в котором, в частности, говорилось: <Америка духовно больна: она страдает от насилия и духовного распада, она опасно подсела на напалм. Мы требуем Политики Экстаза! Мы - нежная пыльца, из которой родится новая, кайфовая Америка. Мы создадим нашу собственную реальность. Мы - это свободная Америка. И мы не приемлем фальшивое представление на подмостках Съезда Смерти>. Отправляясь на фестиваль в Чикаго, йиппи обнародовали программу из 18 пунктов[559]: 1. Прекратить войну, ликвидировать военную промышленность и отменить воинскую обязанность. 2. Свободу Хью Hьютону и другим Черным пантерам. Общественное самоуправление в черных гетто. Прекратить культурную дискриминацию меньшинств. 3. Легализация марихуаны и других психоделиков. Освободить всех, кто сидит по этой статье. 4. Тюрьмы должны служить не для наказания, а для реабилитации. 5. Отменить все законы против преступлений, в которых нет жертв (очевидно, опять же имелись в виду статьи о хранении и употреблении). 6. Полное запрещение оружия и обязательное разоружение всех, начиная с полиции. 7. Отмена денег, платы за жилье, транспорт, питание, образование, одежду, медобслуживание, пользование туалетами. 8. Полная занятость при заботе о том, чтобы всю черную и монотонную работу делали машины. Людям - только творческую работу. 9. Охрана окружающей среды. 10. Экологическая программа в духе Романа Суслова: из больших городов надо переселяться в коммуны на лоне природы. 11. Свободное право на аборты. 12. Реформа образования: вся власть студентам, студенты сами определяют программу и выбирают предметы. 13. Свободные и независимые средства массовой информации. Развитие кабельного ТВ и альтернативных каналов, чтобы каждый мог выбрать канал по своему вкусу. 14. Отмена цензуры: "Нас тошнит от общества, без колебаний показывающего сцены насилия, но отказывающегося показать совокупляющуюся парочку". 15. Мы полагаем, что люди должны заниматься любовью все время, когда и с кем им захочется. Это - не программное требование, а простое признание реальности вокруг нас. 16. Политическая система должна отвечать нуждам всех, независимо от возраста, пола и расы. Регулярные референдумы по всем вопросам по ТВ или телефонной сети. Децентрализация власти: создание множества коммун (tribes), чтобы каждый мог выбирать себе сообщество по душе. 17. Поощрение искусства и развитие творческих способностей. Каждый должен стать художником. 18. Каждый может вписать в этот пункт, что хочет. Представители других организаций, которые как и йиппи принадлежали к так называемым <новым левым>[560], критиковали их за увлечение контркультурными нормами и <карнавальной этикой>, которые дискредитировали серьезную политическую работу, сводили ее к шутовским потехам. В ответ на критику йиппи лишь усилили сюрреалистическую направленность политического диссидентства. Главным, а порой и единственным политическим оружием являлось скоморошничество и публичное шоу с осмеянием правительства. Йиппи уходили от партийной практики, злоупотребляя наркотиками и радостями свободной любви. Мало кому такое могло понравится, многие покидали ряды движения, как это сделал Ален Гинзберг. Движение йиппи просуществовало не более трех лет и вскоре распалось на множество фракций, секций и группок. Дж.Рубин и Э.Гоффман нашли себе другое политическое поприще. Э.Хоффман отошел от политического активизма в 1973 г., скрылся в подполье, вновь появился на политической сцене в 1980 г., а в 1989 г. покончил жизнь самоубийством.
Тем не менее движение йиппи было самой яркой страничкой в политической субкультуре Америки конца 1960-х годов. Эксцентричные выходки, над которыми посмеивались противники и которые эпатировали широкую публику, привлекли к серьезным проблемам внимание всех средств массовой информации. Кто только тогда не писал о йиппи - разве что очень ленивый. Дж.Рубин и Э.Хоффман, по всей видимости, понимали, что лишь такими выходками можно заставить говорить о себе и о молодежной проблематике мещанскую Америку. Значение и роль этого контрдвижения еще до конца не изучена и не оценена. Наркотическая субкультура В России и за рубежом увлечение наркотиками (ЛСД, героин, экстази и др.) давно уже стало частью молодежной культуры. Нынешние тинейджеры не помнят времена, когда их родители жили в бедности, они воспринимают высокий уровень жизни как должное. Взрослые дети живут, почти не соприкасаясь с родителями. Они приходят и уходят, когда им вздумается. Наркотики органично вписываются в концепцию наслаждения. Наркоманы и алкоголики становятся все моложе и моложе. На молодежных сборищах, когда подростки накачиваются пивом и нарушают ночной покой мирных граждан, можно встретить и 12-летних детей. Тинейджеры прекрасно знают все места, где продаются наркотики. Не исключено, что некоторые дети приторговывают ими прямо в школах. Мало кто приходит на дискотеку без марочки с кислотой или нежно-кремовой таблетки экстази. Местные власти стараются отвлечь молодежь от пагубных привычек, организуют летние праздники, открывают Интернет-кафе, создают телефоны доверия и социальные службы, но все напрасно. Основные потребители наркотиков не ходят по кафе, а проводят свободное время на улицах. Успехи в борьбе с наркоманией пока еще очень скромные. В России в течение длительного времени не наблюдалось сколько-нибудь существенного роста этой патологии: в 1965 г. насчитывалось 10,0 тыс. зарегистрированных больных наркоманией, в 1975 г.-14,8 тыс., в 1985 г.-14,5 тыс. С 1985 года уже наблюдается значительный рост их числа. По официальным данным, количество больных наркоманией в России за последнее десятилетие возросло более чем в 9 раз. Каждый третий подросток в России хотя бы раз в жизни пробовал наркотики. По состоянию на 2003 год, в наркологических учреждениях страны зарегистрировано около 400 тысяч больных, при этом количество потребляющих наркотики исчисляется миллионами. Но реальное число потребителей наркотиков в России превышает эти показатели в 5-8 раз. В наркологических диспансерах с диагнозом "наркомания" лечится 335,6 тысяч человек. А наркоманов - люди в возрасте до 30 лет. Я-Концепция Способность размышлять о себе необходима подросткам для формирования ядра своей личности. Ученые называют его Я-концепцией. Юному человеку приходится формулировать некоторые убеждения относительно себя самого, например, <Я симпатичный>, <У меня хорошие способности к учебе> или <Я популярен>. Такого рода представления о себе формируются на основе целого ряда конкретных утверждений, например, <Я привлекательна, потому что у меня красивые волосы, стройная фигура, или потому, что на меня обращают внимание мальчики>. Множество суждений относительно своей личности переплетаются в сложную картину. охватывающую все стороны взаимоотношений с внешним миром. Это и есть Я-концепция. К 2014 году число наркоманов в России может составить 35-37 млн. человек. Особую обеспокоенность вызывает распространение наркомании среди молодежи: согласно социологическим исследованиям, 63,4% потребителей наркотиков составляют молодые люди в возрасте до 30 лет. Среди преступников, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, две трети составляют лица от 18 до 30 лет, такое же количество лиц, совершивших эти преступления, нигде не работали и не учились. В последнее время активно проявляют себя в контрабанде наркотиков организованные, хорошо законспирированные преступные группы с международными связями, ведущую роль в которых играют выходцы из государств Центральной Азии. Ныне в России существует свыше 950 наркогруппировок, контролирующих этот преступный рынок. Более 330 из них сформированы по этническому признаку, располагают широкими, в том числе родственными связями вне России. Ими организованы стабильные и защищенные каналы для поставок крупных партий наркотических средств. В ходе заседания было констатировано, что отмечаются случаи привлечения наркодилерами к своей противоправной деятельности сотрудников правоохранительных органов и властных структур. При их участии зачастую прикрываются каналы поставок, добывается упреждающая информация, вырабатываются системы защиты.
![]() |