Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Культурная травма и конец оттепели



Окно, точнее выразиться, небольшая форточка, приоткрывшаяся в большой мир во время оттепели, то распахивалась, то вновь закрывалась. В 1959 г., когда победила Кубинская революция, и творческой интеллигенции дозволялось многое или почти все. Появилась мода на революционеров-романтиков, свергающих империалистические режимы. В молодежных компаниях опять запели "Гренаду" и "Бригантину", молодые люди стали отращивать бороду и повесили на стену портреты своих кумиров: Фиделя Кастро и Эрнеста Хэмингуэя. Молодые прозаики осваивали телеграфный стиль Хэма. Герой стал мужественнее, проще, грубее.

А в 1963 г. разразились Карибский и Берлинский кризисы, а через год в СССР началась "охота на ведьм" - гонение на формализм. Борьба с формализмом знала несколько волн - первая в 1930-е, вторая - в 1950-е, а третья в 1960-е годы. В 1950 г. в "Правде" была опубликована статья Сталина "Относительно марксизма в языкознании", в которой критиковалось учение академика Николая Мара, относящего язык к "идеологической надстройке". После публикации статьи усилились гонения против "формалистов" в лингвистике. Знаковым событием новой волны стало знаменитое посещение Хрущевым выставки в Манеже в декабре 1962 г. И.Эренбург, заступившийся тогда за авангардистов, подвергся разгрому в речи Л.Ф.Ильичева "Об ответственности художника перед народом" в марте 1963 года. Партия вплотную занялась искусством.

В среде неофициального искусства получили известность Э.Неизвестный, Ю.Соостер, Ю.Соболев, В.Янкилевский. За плечами Э.Неизвестного была война, Ю.Соостера - лагерь, Ю.Соболева - болезнь. Они пытались применить к живописи рационально-математические методы познания глубинной сущности явлений. Влияние их идей в художественной среде нарастало по мере популярности идей ядерной физики, генетики, кибернетики. Хрущевская <оттепель> подогревала абсолютную веру в науку.

В формализме, <безыдейности и политической слепоте> обвиняют творчество выдающегося литературоведа Михаила Бахтина и прославленной пианистки Марии Юдиной. В 1960 г. последовало изгнание Юдиной из Гнесинского института за распространение модернизма и религиозных взглядов. Да и как было не выгнать? На своих концертах она выходила на бис с огромным крестом и читала стихи из "Доктора Живаго" - в то время, когда имя Пастернака было всеми заклеймлено.

Присуждение Нобелевской премии Б.Пастернаку за его роман <Доктор Живаго> оборачивается в 1958 г. общественным судилищем над поэтом. В 1962-64 г. публичное осуждение публикации <Одного дня Ивана Денисовича> и обвинение молодого ленинградского поэта И.Бродского в тунеядстве. Через некоторое время оба они получат Нобелевскую премию. Оба они будут обречены на изгнание, на которое хотела обречь партийная общественность и <презренного отщепенца> Б.Пастернака.

Руками подвижников литературного подполья с конца 1950-х годов, переписанные от руки или машинописные, извлекались из <подполья> стихи М.Цветаевой, Н.Гумилева, О.Мандельштама, А-Ахматовой, В.Хлебникова, М.Волошина и других, создавая первый <самиздат>. В Ленинграде он связан с такими фигурами, как И.Бродский, Е.Рейн, Д.Бобышев, А.Найман, Л.Аронзон и Р.Мандельштам. В Москве возникает первый самиздатовский сборник <Синтаксис>, составитель которого А.Гинзбург в конце 1960-х будет одним из родоначальников правозащитного движения. В сборник вошли стихи С.Красовицкого, Г.Айги, С.Чудакова, В.Хромова, С. и О.Прокофьевых. они так и не будут приняты официальной культурой. Если Е.Евтушенко, А.Вознесенский и Б.Ахмадулина достаточно быстро опубликуют поэтические сборники, то имена авторов <Синтаксиса> украсят один из нашумевших газетных фельетонов - <Бездельники карабкаются на Парнас>, состряпанный по образцу погромщиков космополитизма. В этом фельетоне промелькнет и имя молодого композитора А.Волконского, одним из первых применившего в своей симфонии законы атональной музыки после Д.Шостаковича и С.Прокофьева[624].

Врезка

Маневич Г. Другое искусство

Читали запоем вновь открытого Достоевского, в самиздатовских переводах - Ф.Кафку и А.Камю, Т.Манна и Г.Бёлля, М.Пруста и Л.Селина, К.Гамсуна и Э.Хемингуэя, Вл.Соловьева и З.Фрейда, Ф.Ницше и Н.Бердяева, А.Платонова и М.Зощенко, В.Розанова и А.Ремизова. Так возникали союзы посвященных. Люди находили друг друга в библиотечных <курилках> Ленинки и Исторички, где в конце 50-х можно было читать книги, позднее попавшие в <спецхран>. Знакомства происходили в залах Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, где была открыта постоянная экспозиция французского постимпрессионизма и фовизма. Здесь достаточно определенно вырисовывались оппонирующие друг другу последователи Ван Гога и Сезанна. Авангардисты 60-х были слушателями Баха и Вивальди, Генделя и Телемана, многие встречались без предварительной договоренности на первых концертах клавесинной музыки, которые организовывал композитор А.Волконский в помещении концертного зала института им. Гнесиных, или на поэтических вечерах и мини-выставках, устроенных литературоведом Н.И.Харджиевым, современником В.Хлебникова и К.Малевича, и поэтом нового поколения постсимволизма Г.Айги. Здесь впервые в камерном зале Музея В.Маяковского, по случаю того или иного юбилея, можно было увидеть работы К.Малевича, М.Матюшина, Е.Гуро, В.Хлебникова, В.Маяковского, Н.Гончаровой, М-Ларионова, В.Чекрыгина.

Культурная жизнь московской подпольной элиты носила сугубо домашний, говоря языком начала века, <салонный> характер, если комнаты часто довольно просторных арбатских коммуналок возможно именовать подобным образом. Эпитет <салонный> здесь звучит как антитеза <официальной>. Ее представители как бы не рассчитывали быть увиденными или услышанными в массовых аудиториях, разве что в студенческих клубах или общежитиях. Поэты читали стихи в кругу своих друзей или единомышленников, а выставки художников просто устраивались на квартирах, порою даже в комнатах размером не более десяти метров. Круг устроителей подобных выставок был достаточно узкий и преследовал исключительно меценатские и просветительские цели. Пионерами этой деятельности были поэт-переводчик В.Бугаевский, композитор А.Волконский, пианист С.Рихтер, литературовед Л.Пинский. Среди бескорыстных любителей искусства появилась фигура первого профессионального коллекционера Г.Костаки - обладателя работ М.Шагала и В.Кандинского, слава которых возвращалась с Запада на их родину. Грек, рожденный в России, состоявший на службе в канадском посольстве, оказался одним из первых собирателей и покупателей работ нового искусства. Позднее появляются и другие более молодые собиратели: Е.Нутович, А.Глезер, Л.Талочкин. Так возникла странная художественная жизнь, своей самодостаточностью и полнотой напоминающая средневековое натуральное хозяйство.

Одной из самых ранних родственно-дружеских объединений было Лианозово - подмосковная станция по Савеловской железной дороге, где жил в одноэтажном послевоенном бараке со своей семьей один из идейных вдохновителей, а позднее лидер московского <подполья> Оскар Рабин. В группу входили: поэт и художник Е.Л.Кропивницкий и художник О.А.Потапова - родители жены Оскара Валентины; Л.Кропивницкий - художник, ее брат; Оскар Рабин и его старый приятель - художник Н.Вечтомов; художники В.Немухин и его жена Лидия Мастеркова, а также поэты - И.Холин, Г.Сапгир, В.Некрасов. Последние считали себя учениками Е.Л.Кропивницкого. Их искусство - оппозиция искусству социалистического реализма. Ночной, заснеженный, экспрессивный мир бараков, помоек и голодных котов О.Рабина, как и лаконичные <танки> И.Холина, рожденные на грани романтики и гротеска, создавали некий сериал социально-безнадежного выживания.

С одной стороны, Лианозово было центром острой социальной критики действительности, с другой - формально-авангардного мышления. Ничего страшнее и позорнее в ту пору не было, чем понятие <абстракционизм>.

Параллельно в салоне режиссера А.Румнева и искусствоведа И.Цирлина появляются работы художников более младшего поколения - А.Зверева, М.Кулакова, Д.Плавинского, А.Харитонова. Они вдохнули атмосферу художественной Москвы воздух парижских мансард. Дух Монпарнаса и Мулен-Ружа впитали в себя арбатские подвалы и подворотни.

А.Зверев и Д.Плавинский поражали своими работами не только московскую элиту, но и иностранных ценителей - от Сикейроса и Марковича до Сартра.

Сокращено по источнику: Маневич Г. Художник и время, или Московское <подполье> 60-х // Другое искусство. Москва 1956-76. М., 1991.

Многое перестало печататься, экранизироваться и экспонироваться, многое запретила цензура и многое легло на полки, многие перебрались в <литературное подполье>. Политические диспуты перебрались на кухню, романтика перекочевала в пространство досуга: дым костра, горы, байдарки, любовь. Подвигом стало повседневное честное исполнение обязанностей: подвиг - не стать преступником, хорошо учиться, стать образованным, культурным человеком[625].

В социологии наиболее одаренные силы перекочевали в критику буржуазной теории и социологию культуры, через которые можно было еще как-то знакомиться с новиками и рассказывать о них читателю. В эмпирических исследованиях не рекомендовалось обнажать реальные проблемы, говорить о бедности или бюрократизме, поскольку материалы ложились в основу очередного партийного съезда либо постановления.

Ситуация обострилась в 1964 г. после снятия Н.С. Хрущева. Он все еще числился "западником" и где-то мог сочувствовать шестидесятникам. С этого момента обвинения в формализме могли звучать как приговор к 10 годам заключения. В 1965 году арестовали Ю. Даниэля и А.Синявского. Шестидесятников почти перестали печатать, активизировалась деятельность самиздата. Их стихи и проза передавались в машинописных экземплярах из рук в руки. В это время бардовская песня, не требующая особых приспособлений и больших эстрад, становится чуть ли не самым массовым видом творчества, распространяемым на магнитофонных катушках. Поэзия уходит с эстрады на кухню, в подворотню, на туристский привал. Там хэмингуэевский стиль сливается с блатным - появляется феномен В. Высоцкого[626]. Революционный пафос и романтика уступают место сатире и самоиронии. Начинается так называемая <внутренняя миграция> и самоцензура. Все чаще герои уходят в другие времена и в другое пространство, возрастает доля научно-фантастической литературы, популярными становятся исторические романы.

Мои друзья-историки тогда решили, что нужно и можно писать обо всем, а один довольно прогрессивный работник ЦК нас поправил: <Пишите обо всем, но не печатайте!> Н. Эйдельман

В 1968 г. новый генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев вводит советские танки в Прагу. Для шестидесятников это - трагедия. Они оказываются перед последней чертой. После нее можно либо сломаться и писать то, что нужно властям, либо не идти на компромисс и эмигрировать. Третий путь - остаться в стране и пытаться бороться за права человека. Так возникли три типа реакции на культурную травму (выражение П.Штомпки)

Культурная травма - шок от изменения ценностно-нормативных и семантических систем (это роли, правила, символы, значения). Культурная травма считается наиболее опасной и труднопреодолимой.

Часть шестидесятников превращается в диссидентов и оказывается в тюрьме, в "психушке", а потом - за границей; часть уходит в культурное подполье и осваивает эзопов язык; часть пытается найти общий язык с властью и платит дорогую цену - теряет самобытность и любовь поклонников. Многие отправляют на Запад свои произведения - для публикации, затем уезжают сами.

Не удивительно, что лучшие произведения писателей 1960-х, такие как <Верный Руслан> Г.Владимова, <Чонкин> В.Войновича, не говоря о романах А-Солженицына. романе В.Максимова <Семь дней творенья>, <Колымских рассказах> В.Шаламова, как и лучшая мемуарная литература тех лет - книги Надежды Мандельштам и Евгении Гинзбург, оказались изданными за границей.

И для них нет альтернативы: печататься за рубежом, значит быть прочитанным небольшим кругом русскоязычной диаспоры и навсегда захлопнуть двери для возвращения в страну, где тебя жаждет услышать миллионная аудитория. Для некоторых эмиграция явилась вынужденной мерой, на которое пошло правительство, не желая ввязываться в политические скандалы и портить лицо перед западной общественностью. В.Буковский и А.Солженицын - яркий тому пример.

К внутренней эмиграции можно отнести уход от активной общественной жизни, почти полный разрыв культурных связей с официальной средой и создание собственного социума, который совершили в 1960-е годы советские хиппи.

Хрущевская <оттепель> длилась всего десятилетие, с перманентным подмораживанием всех сторон общественной жизни - от кровавой трагедии Венгрии 1956 года до фарсового посещения Н.С.Хрущевым Манежа в 1962 году. Это была эпоха компромиссов и полуправды, послаблений и преследований, героизма и малодушия.

Эпоха реформ Хрущева и знаменитая оттепель (1953-1964) закончилась. На смену ей спешили период застоя (1965-1985) и перестройка (1985-1991).



Просмотров 779

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!