![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Глава 2. Субкультурный протест шестидесятых 1 часть
1960-е годы были бурным и крайне важным по своим социальным и культурным последствиям периодом в истории ХХ столетия. Среди ключевых событий специалисты выделяют "молодежную революцию", молодежные движения, студенческие волнения, хиппи, движение "красных бригад", мини-моду, поп-арт, появление "Битлз", десегрегацию американской школы, появление хеппенингов и многое другое. Им предшествовали не менее важные и драматические события ХХ века: окончание 2-й мировой войны, победа над фашизмом; взрыв атомной бомбы над Хиросимой и Нагасаки; смерть Сталина. К шестидесятникам относят поколение людей, родившихся в начале и в середине 1930-х годов. Шестидесятые годы стали для них решающими в определении жизненного пути. Как правило, они родились на 20-30 лет раньше и умерли (а многие продолжают жить) на 30-40 лет позже этого рубежа. Бурные шестидесятые В 1966 г. Франция вышла из военной организации НАТО, а затем грянула студенческая революция "Красный май 1968-го". Звучат лозунги: "Да здравствуют свободный секс и наркотики!", "Долой буржуазный порядок!". Левые настроения становятся крайне популярными. Активизировалась деятельность маоистских, троцкистских, анархических и других экстремистских групп. Работы А. Грамши, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, Ф. Энгельса, К. Маркса, Р. Люксембург публикуются даже в таких буржуазных издательствах, как "Галимар", "Обье", "Маспери Дюкро". В США и других странах установилось сотрудничество "новых левых" с ультралевыми организациями. Чрезвычайно популярны в это время восточный мистицизм, анархизм, маоизм, идеи хиппи. В начале 1960-х ситуация в Западной Европе и США была достаточно спокойной: студенческие и молодёжные выступления, к примеру, во Франции в основном сводились к протесту против войны в Алжире и не захватывали коренных социально-экономических вопросов, не выходили за рамки буржуазного радикализма, питаемого моральным протестом. Однако в середине 1960-х годах заметно ухудшились условия учёбы и жизни студентов. Учебные помещения были переполнены, недоставало общежитий для студентов, обострилась проблема их материального обеспечения, ибо резко увеличился удельный вес выходцев из малообеспеченных семей. Непрекращающиеся в течение февраля-апреля 1968 г. студенческие выступления накалили атмосферу в университетах. Власти попытались остановить волну студенческих выступлений репрессиями, закрытием факультетов, прекращением занятий, привлечением к ответственности наиболее активных студентов. Однако все эти меры лишь еще более обостряли обстановку. Образуется множество групп и течений с разной политической окраской и ориентацией. В 1968 году возникает группа "Новые левые". Свои лозунги они позаимствовали у Маркузе и Турена. Революция для них - "спонтанное насилие", а в ее авангарде должны стоять "подлинные революционеры" - асоциальные слои общества.
В марте 1968 г. в Париже состоялись демонстрации протеста против американской интервенции во Вьетнаме. В них приняли участие студенты из Нантера, члены Комитета защиты Вьетнама (НКВ). После того, как стало известно об аресте шести активистов НКВ, около 700 студентов Нантера провели митинг и приняли решение захватить административное здание университета. В район Латинского квартала на демонстрацию собралось 1,5 тыс. студентов. Власти в свою очередь стянули сюда 2 тыс. полицейских. Начались массовые столкновения, продолжавшиеся несколько часов. Полицией было арестовано 596 студентов, 27 из них было взято под стражу. Мая по распоряжению ректора занятия в Парижском университете были отменены, а 5 мая суд приговорил четырех участников демонстрации в Латинском квартале к тюремному заключению. В ответ на это студенты провели демонстрацию протеста. Число демонстрантов достигло 20 тысяч человек. Полиция применила силу, в результате 600 студентов и полицейских получили ранения, 422 студента были задержаны, а 31 из них арестованы. В знак протеста против расправы с парижскими студентами почти во всех университетах провинциальных городов прошли митинги и демонстрации. 10 мая на демонстрацию вышло 20 тысяч студентов. К вечеру число демонстрантов увеличилось до 50 тысяч. Студенты и учащиеся колледжей стали возводить баррикады. 13 мая около 1 миллиона рабочих, служащих, студентов вышли на улицы Парижа. В других городах также прошли массовые демонстрации рабочих с участием студентов. В Марселе в демонстрации участвовало 50 тысяч студентов и рабочих, в Тулузе - 40 тысяч, в Нанте - 20 тысяч. 13 мая студенты захватили здание Сорбонны, заявив, что Сорбонна отныне становится народным университетов[563]. Студенты захватили учебные помещения и в других городах страны. Власти были вынуждены отступить, полиция покинула университеты и студенческие городки, арестованные студенты были освобождены, возобновились занятия в Парижском университете. По примеру студентов на массовые митинги вышли французские рабочие и стали захватывать предприятия. Стачечная борьба стремительно захватила металлургические и машиностроительные заводы, а затем распространилась на другие отрасли экономики, парализовала частный и государственный сектор. В течение недели во всеобщую забастовку было вовлечено 9 миллионов рабочих. Самая крупная в истории Франции стачка вызвала серьёзный социально-политический кризис. Жак Саважо выдвинул лозунг: "Фабрики - рабочим, университеты - студентам!". Ночью 15 мая 1968 года французские студенты захватили парижский театр "Одеон", и подняли над ним два флага: красный и черный. Зачинщиком беспорядков признали Даниэля Кон-Бендита. Проблема не в том, что делать во время революции, а в том, чем же заняться в промежутках между революциями. Эбби Хоффман Lt;Несколько бешеных>, к числу которых относили и Кон-Бендита, нашлось в те годы во многих странах Европы, не только немецкий рыжий студент Кон-Бендит был таким. В Германии ведет студенческий вождь Руди Дучке. Судьба его трагична (в то время как Кон-Бендит дегенерировал в старого толстого брюзгу, стал вице-мэром Гамбурга, а впоследствии депутатом Европейского парламента, и, конечно, центристом) - в него в том же судьбоносном году стреляет правый работяга - алкоголик. Дучке парализован, в 1980 году погибает в ванной комнате, уже будучи депутатом от <зелёных>. В Америке бунтовали хиппи, демократическая конвенция в Чикаго закончилась многотысячными потасовками и судом над Джерри Рубиным и его товарищами. В 1968 году в Калифорнии произошли революционные убийства, совершенные Чарльзом Мэнсоном и его коммуной. Даже социалистическая Прага попробовала взбунтоваться в 1968 г. Восстание в Праге носило вначале студенческий характер. Его подавили советские танки. В 1960-е годы бурлила не только Западная Европа, но и Северная Америка. Во второй половине 1960-х годов США сотрясали антивоенные демонстрации, студенческие волнения и расовые беспорядки.Своего пика молодежная революция достигла в 1968 г., когда массовые молодежные, студенческие выступления захлестнули 64 страны мира. Во Франции в мае 1968 студенты едва не свергли правительство генерала де Голля. В Америке власти бросали против молодых бунтарей армию - и в 18 городах дело доходило до настоящих уличных боев, выгорели целые кварталы. В Мексике в 1968 студенты чуть не сорвали Олимпийские игры - и некоторые участники беспорядков сидят до сих пор в тюрьмах. Социализм и пацифизм как цель борьбы получают самое широкое распространение среди студентов. В ряде американских университетов (Висконсинском, Калифорнийском и Чикагском) появляются клубы и организации радикально настроенных студентов и отражавшие их взгляды журналы: "Studies on the Left" и "New University Thought". На страницах этих изданий развернулась широкая дискуссия по проблемам защиты мира, борьбы за гражданские права. Резкой критике подверглись устои американского общества, его моральные и духовные ценности, официальная культура. Усилилось брожение среди негритянской молодежи. Студенты обращали внимание властей на пороки высшей школы, такие как расистский характер системы образования, разница образовательного уровня в школах, расположенных в богатых районах, и в школах "обслуживающих" бедноту, господство в системе образования советов опекунов и регентов, составленных по преимуществу из представителей крупного бизнеса и реакции, широкое распространение в учебных заведениях "охоты на ведьм" и требования "лояльности". В апреле 1965 г. по инициативе СДО была проведена первая массовая акция протеста против войны во Вьетнаме - поход на Вашингтон, в которой приняло участие 25 тыс. человек. Во время антивоенного марша 15 апреля 1967 г., только в одном Нью-Йорке, по оценкам полиции, в манифестациях приняло участие 125 тыс. человек. В декабре 1966 г. состоялась общенациональная антивоенная студенческая конференция, на которой был создан Студенческий мобилизационный комитет за окончание войны во Вьетнаме. В дальнейшем антивоенная борьба приобрела еще более внушительные масштабы. Начала давать результаты и агитационная работа, развернутая передовыми студентами среди американских солдат. Уже в 1966 г. члены СДО и других "новых левых" организаций стали создавать кафетерии около военных баз, где они вели среди солдат антивоенную агитацию как устно, так и печатно, распространяя свои листовки. Это было в 1966 г., а в следующем году, за отказ служить в армии и быть отправленным во Вьетнам были осуждены 952 человека. Около 10 тысяч скрывавшихся от призыва в армию находились в Канаде, а несколько сотен дезертировавших из американской армии искали политического убежища в других странах. В 1968 г. взрыв небывалой активности молодых людей сотряс Чикаго: на антивоенную демонстрацию собралось более 10 тыс. человек. На борьбу с ними правительство отрядило около 25 тыс. полицейских и национальных гвардейцев, вооруженных стрелковым оружием, базуками и огнеметами. В 1969 г. из армии США дезертировало 73 тысячи человек. Тысячи американских солдат шли в военной форме в рядах демонстрантов по улицам Вашингтона и Сан-Франциско 15 ноября 1969 г. Войска национальной гвардии были введены в университеты и колледжи штатов Иллинойс, Мэриленд, Нью-Мексико, Висконсин, Кентукки, Огайо. Только в колледже Овал (штат Огайо) было арестовано 500 студентов, а 95 - получили ранения. В Мэрилендском университете за два дня демонстраций было ранено 138 человек и 182 арестовано[564]. Молодежная революция 1968 г. породила волну терактов, которые влились в существовавший ранее терроризм исламских фундаменталистов, черных экстремистов, ирландских революционеров, профашистских и прокоммунистических группировок типа Красных бригад и других организаций.В конце 60-х число взрывов, устроенных революционно настроенными молодыми людьми в городах Америки, резко возросло. Во второй половине 1960-х годов наряду с антивоенными выступлениями развертываются острейшие расовые волнения. В течение ряда лет десятки крупнейших американских городов пережили буквально состояние гражданской войны. Повсеместно негритянское население берет инициативу в свои руки, выдвигает из своей среды признанных руководителей движения. Во главе движения становится партия "Черные пантеры". Статистика * По Конвенции ООН о правах ребенка, детьми являются граждане до 18 лет * В настоящее время в России насчитывается более 40 миллионов семей, из которых 20 миллионов имеет несовершеннолетних детей, 6 миллионов - малолетних детей в возрасте до 3 лет, более 2 миллионов - многодетные семьи. * В 1995 году денежные доходы на одного члена семьи при наличии одного ребенка составили 273 тысячи рублей, при наличии четырех детей - 100 тысяч рублей, то есть в 2,7 раза ниже. Реальные доходы семей в 1995 году по сравнению с 1994 годом сократились на 20%. Бурные 1960-е сменились затишьем в 1970-е годы. В июле 1976 г. Жак Погаш организовал на радио "Франс-культур" пять встреч между Филиппом Соллерсом - редактором "Тен-Кель" и религиозным философом Морисом Клавелем, непримиримых противников, чтобы они высказались о событиях 1968 года. Встречи проходили вяло и скучно. По всему чувствовалось, что произошла смена поколений, смена ценностей и политических ориентаций молодежи. Начиналась совершенно новая культурная эпоха - постмодернизм, когда ценится многообразие культурных форм и политических ориентаций, уважается чужое мнение, главным признается веротерпимость и плюрализм, высоко ценится самоирония и сарказм, ирония и любознательность. Социологи-бунтари Периоды оттепели, а это слово вошло в исторический лексикон отечественной науки для обозначения любых периодов гласности и либерализации, в частности, нэповский, хрущевский и горбачевский обычно сопровождаются выходом социально мыслящей публики из подполья на улицы, в редакции, на телевидение, университетские кафедры и съездовские трибуны. В такие моменты отмечается всплеск политического активизма населения (в первых рядах часто идут социологи и представители социальных наук), растут ти-ражи многих газет и журналов, оживляются дискуссии и споры по общественным вопросам, нередко переходящие в бытовые ссоры и идейные конфликты, образованная часть общества, переживая необычайный духовный подъем и рост ожиданий, предается построению утопических проектов переустройства общества, социальному романтизму, очернению и отчуждению "мрачного" прошлого, иллюзиям относительно будущего. И здесь, как ни странно, социологии в первых рядах: их можно встретить среди делегатов партийных съездов, во фракциях государственной думы, министерских кабинетах, телевизионных студиях. Политический активизм, как показывает история, чрезвычайно выгоден социологии и социологам. По своей природе это племя разрушителей тоталитарных режимов и закрытых обществ, противники идеологической монополии и цензуры слова. Выполнив свою историческую миссию, социологи моментально включаются в демократические преобразования и большинство из них добивается высоких постов при новой власти. Парадоксально, но в большинстве случаев лидерами студенческих беспорядков в конце 1960-х годов выступали именно студенты-социологи - представители науки, которая больше других ратовала за прогресс и порядок. Самой яркой фигурой являлся знаменитый французский социолог-бунтарь Д.Кон Бендит. Даниэль Кон-Бендит(Daniel Cohn-Bendit) родился в 1945 г. во Франции, по национальности немецкий еврей, но вырос он и окончил школу (1965) в Германии[565]. В молодом возрасте вернулся во Францию, где изучал социологию в университете Нантера (пригород Парижа). На протяжении длительного времени являлся идейным вдохновителем и политическим организатором студенческого протестного движения во Франции. Весной 1968 года он быстро завоевал популярность своими выступлениями, в которых говорил о необходимости разрушить буржуазное общество и применить насилие против "центров эксплуатации". Он отвергал какой-либо конкретный идеал в общественном отношении и ратовал за непрерывную революцию.
Под лозунгом <Насилие - это радость> Кон-Бендит и его соратники-анархисты устраивали погромы в Латинском квартале Парижа в майские дни 1968 г. Они строили баррикады с красным флагом, кидали в полицейских бутылки с "коктейлем Молотова", ввязывались в драки с полицией, разбрасывали листовки, в которых призывали к немедленным выступлениям против существующей системы. Разбивались витрины магазинов, переворачивались и поджигались автомашины, уничтожались деревья на бульварах и подвергались порче картины в музеях. В те бурные дни кое-кто призывал даже уничтожить Пантеон, где погребены великие французы - Вольтер, Руссо, Гюго, Марат, Жорес. Некоторые исторические памятники были осквернены хулиганскими надписями. Среди маоистских групп раздавались крики о низвержении "бастионов буржуазной культуры". Масс-медиа пугали обывателей грядущей анархией по примеру Китая. Газета "Франс-суар" опубликовала 15 мая статью под заголовком: "Во французском университете происходит культурная революция на китайский лад". В ней писалось: <Так же как в Нантере, на факультете естественных наук Парижского университета группы студентов обосновались прочно: они ночуют в спальных мешках и просыпаясь организовывают группы и комитеты по обсуждению будущего университета. Почти повсюду появляются в амфитеатрах стенные газеты в лучшем стиле китайской "культурной революции". На факультете естественных наук имеется даже "комиссия бдительности против подрывной деятельности", ибо молодые бунтари французского университета отвергают попытки "возврата к прошлому", которые предпринимают старые традиционные партии>[566]. Иногда самый веский довод в интеллектуальном споре - сказать: Fuck you! Эбби Хоффман После завершения студенческой революции в 1968 г. правительство Франции выслало его из страны. Уже в 1968 г. во Франкфурте он становится активистом движения , а затем основывает собственную группу (Революционная борьба) и вместе с Йошкой Фишером участвует в организации по осуществлению в Западной Европе социальной революции. С 1978 г. он является сначала корреспондентом, а затем издателем журнала В 1994 г. Кон Бендит стал депутатом Европарламента от французских "зеленых" и соратником министра иностранных дел ФРГ Йошки Фишера. Среди его пристрастий наблюдатели отмечают, что Кон-Бендит является страстным футбольным фанатом (www.cohn-bendit.de). Сегодня Даниэль Кон-Бендит - вполне благопристойный и добропорядочный господин, муниципальный советник в городском совете Франкфурта-на-Майне и депутат от партии "зеленых" в Европарламенте. Одинаково свободно говорит и на немецком, и на французском, очень любезно делится своими мыслями о ...футболе: <С детства обожал эту игру> (http://lib.sportedu.ru). Даниэль Кон-Бендит выступает против агрессивной политики США в Ираке и России в Чечне. Тем не менее Кон-Бендит поддержал вторжение войск НАТО в Боснию и американцев в Афганистан. Бывший анархист и сегодняшний интернационалист борется с глобальным неравенством, Всемирным банком и Всемирной торговой организацией, ухудшением экологии и необольшевизмом. В интервью леволиберальной французской газете <Либерасьон> в 2004 г. Кон-Бендит уподобил чеченцев, сражающихся за свою независимость, американским индейцам, которым была уготована незавидная участь. Французский политик заявил далее, что надежды европейцев на демократизацию России развеялись, а сама эта страна становится <всё более авторитарной, если не тоталитарной>. Политик, приобретший известность как один из лидеров студенческого движения 60-х годов в Германии и во Франции, потребовал от своих коллег по Европарламенту выдвинуть посредническую инициативу в <колониальной войне>, которую Россия ведет в Чечне. В 2001 г. Даниэль Кон-Бендит оказался в центре скандала. дочь немецкой экстремистки Ульрике Майнхоф опубликовала в интернете выдержки из книги Даниэля Кон-Бендита "Большой базар", изданной в Париже в 1975 году. В конце января эти выдержки были опубликованы в британском еженедельнике "Обсервер" и только что - в парижском еженедельнике "Экспресс". Кон-Бендит рассказывает в своей книге, в частности, о том, как в семидесятых годах, будучи воспитателем в альтернативном детском саду, созданном крайне-левыми во Франкфурте-на-Майне, он позволял себе с детьми "эротические забавы". Сейчас Кон-Бендит активно защищается. В своих многочисленных интервью он говорит, что, во-первых, не вступал с этими детьмя в половые отношения; во-вторых, у него есть письма тех детей (им теперь 28-30 лет) и их родителей, подтверждающие его утверждения; в-третьих, публикация книги "Большой базар" была всего лишь "неоправданно легкомысленным" вызом, который он бросил буржуям; в-четвертых, эти страницы его старой книги вытащены на свет его политическими противниками только для того, чтобы скомпрометировать его, как политического деятеля (http://news.bbc.co.uk. 24 февраля 2001). И великие были детьми ·Знамени-тый худож-ник Альбрехт Дюрер еще в 13 лет на-писал <Авто-портрет>, во-шедший в со-кровищницу мирового ис-кусства. ·Известный итальянский лингвист К. Тальявини в 12 лет уже владел семью языками, а к двадцати двум годам - пятнадцатью. Каждый год римский про-фессор изучал по два-три языка. На од-ном лингвистическом конгрессе он зачитал приветствие собравшимся на пятидесяти языках. Quot;Новые левые" и "контркультура" 60-х дали миру и других социологически настроенных радикалов, в том числе Руди Дучке, Эрнесто Че Гевару, Режи Дебре, Тома Хайдена, Элриджа Кливера, Эбби Хоффмана.. Валлерстайн тоже когда-то был лидером и теоретиком бунтующих студентов 60-х годов был Иммануил Валлерстайн, а теперь это автор знаменитой теорию мировой капиталистической системы. В Германии 60-х годов, так же как и в остальной Европе этого времени, часть молодых людей верила, что не сегодня-завтра должна произойти революция. Ханс Иоахим Кляйн был один из них. Он являлся активным участником различных левых и анархических групп во Франкфурте. Они выступали против агрессии во Вьетнаме, Палестине, против правой диктатуры, американского империализма и верили, что могут переделать мир. Когда в начале 70-х годов Фракция Красной Армии (RAF) совершила первые покушения, многие молодые люди решили присо-единиться к ней и взять в руки оружие. Ханс Йоахим, которого прозвали <Кляйн Кляйн> (маленький Кляйн), стал членом <революционных ячеек> (RZ). Потом он отказался от вооруженной борьбы. 1960-е годы XX века дали огромный толчок развитию мирового революционного движения. Во Вьетнаме, в Алжире, по всей Латинской Америке антиимпериалистическое сопротивление достигло своей высшей точки, апогея. Французские студенты и рабочие предприняли самую решительную попытку сокрушить капиталистическое общество в мае 1968 г. В авангарде борьбы шла самая способная и талантливая часть студентов, интеллигенции, рабочих.Молодые бунтари в 1960-е вышли из подчинения общества. Они создали собственную культуру - ее назвали контркультурой. Они придумали собственную музыку - рок. Они изобрели собственную живопись - поп-арт и психоделическую живопись. Они создали свой театр - ливинг-театр, то есть уличный, свое кино - параллельное кино. Эти бунтари ненавидели сытое, скучное, занудное буржуазное общество, в котором они жили. Они жаждали революции, наклеивали в своих домах портреты Ленина, Троцкого, Фиделя Кастро и Че Гевары. Но они ненавидели также традиционные компартии и Советский Союз. Их молодые бунтари называли "омерзительной бюрократией" - такой же омерзительной, как капитализм. Чтобы как-то отличить этих бунтарей от традиционных левых - друзей Советского Союза, новую поросль революционеров стали называть "новыми левыми". Именно "новые левые" вынудили американское правительство прекратить войну во Вьетнаме. Они добились юридического расового равноправия в Америке. Именно "новые левые" добились для молодых права на субкультуру - на рок, сленг, джинсы, маечки, фенечки, на внешний вид, отличный от "взрослого мира". Они добились для парней права носить длинные волосы, а для девчонок - не носить лифчики[567]. Возникнув, как моральный протест, борьба стала приобретать к середине 60-х годов социально-политический характер. От абстрактно звучащих обличений истеблишмента левое студенческое движение стало переходить к критике капиталистического господства. Вместо истеблишмента был назван капитал, как главный источник всех видов угнетения. Одновременно движение "новых левых" стало отказываться от тактики ненасильственных действий в пользу террора. Вечные вопросы бытия, вопросы о смысле жизни. Эти вопросы люди задавали с незапа-мятных времен и будут задавать всегда. Они непосредственно связаны с духом человека и его природой, поэтому отвечать на них надо в духовном плане.
В формировании молодежной контркультура и идеологии <новых левых>, взятой на вооружение студенчеством во многих странах, огромное влияние оказали социологи Франкфуртской школы и прежде всегоГерберт Маркузе(1898-1979) - профессор Калифорнийского университета, идейный вождь движения "Новые левые". В новом свете он пересмотрел ряда важных положений классического марксизма, приспособив их к современным реалиям. Маркузе подчеркивает, что современная западная культура, с ее достоинствами комфорта, технической оснащенности, удобства бытия и безопасности существования рождает репрессивную терпимость всех членов буржуазного общества, создает одномерного человека.
Молодые бунтари 1960-х, почувствовав себя такими одномерными, подняли революцию против репрессивной культуры, а заодно и буржуазного общества в целом. Собственно говоря, к тому их призывал автор знаменитой книги "Одномерный человек" (1964)[568]: если во времена <старых левых> и К.Маркса, т.е. в середине Х1Х века, самой революционной силой выступал пролетариат - изгой индустриального общества, то сегодня, в середине ХХ века, знамя революционной борьбы у него должны перехватить те, кто чувствует себя отщепенцами, изгоями. К ним Маркузе относил молодежь и жителей гетто. Если постиндустриальное общество отрицает их, то и они, в свою очередь, имеют право отрицать его самого. Во главе нового общественного движения, призванного радикально изменить ситуацию и получившего название <новых левых>, должны находиться студенты и гуманитарные интеллектуалы - свободно парящий слой одиночек, обладающих социальными знаниями. Именно они должны подхватить выпадающее из рук рабочего класса знамя <тотальной негации> (всеобщего отрицания) Вслед за Т. Адорно и М. Хоркхаймером, Г. Маркузе повторяет, что все, существующее в современном западном обществе - ложно и все это необходимо разрушить. Маркузе зарекомендовал себя как критик советского и западного обществ, отрицавший тезис марксизма о пролетариате как единственной силе, способной разрушить капитализм, автор работ "Разум и революция. Гегель и возникновение теории общества", "Эрос и цивилизация", "Одномерный человек", "Советский марксизм", "Критика чистой терпимости", "Конец утопии", "Очерк об освобождении" и т.д. Франкфуртская школа создает критическую теорию общества. Пик популярности трудов представителей этой школы приходится на 1960-70-е гг, особенно в связи с движением молодежного протеста, прокатившемся по США и западно-европейским странам и вызвавшем к жизни как новые направления в социально-гуманитарном звании, так и ряд практических мероприятий государств, начиная от реформ систем высшего и среднего образования и кончая созданием правительственных ведомств по делам молодежи и молодежной политики, направленной на бесконфликтную адаптацию молодежи в современное общество. Вовсе не случайно, а как знак признания их вклада, в 1968 г. среди студенческой молодежи появляется характерный лозунг <Мао-Маркс-Маркузе>, хотя сами франкфуртцы отринули насильственные действия и экстремизм этого движения[569].
<Новые левые>, которых назвали громкоговорящим меньшинством, выступившие против авторитетов и политических партий, против всех, кому больше 35 лет, против любой идеологии и политики, несомненно, опирались на работы социологов и философов Франкфуртской школы. Однако своими действиями они привели к тому, что не предусматривалось ни Г.Маркузе. ни самими бородатыми бунтарями, а именно к укреплению и совершенствованию буржуазного общества, превращению его, если можно так выразиться, в капитализма <с человеческим лицом>.
![]() |