Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 2. Субкультурный протест шестидесятых 1 часть



1960-е годы были бурным и крайне важным по своим социальным и культурным последствиям периодом в истории ХХ столетия. Среди ключевых событий специалисты выделяют "молодежную революцию", молодежные движения, студенческие волнения, хиппи, движение "красных бригад", мини-моду, поп-арт, появление "Битлз", десегрегацию американской школы, появление хеппенингов и многое другое. Им предшествовали не менее важные и драматические события ХХ века: окончание 2-й мировой войны, победа над фашизмом; взрыв атомной бомбы над Хиросимой и Нагасаки; смерть Сталина. К шестидесятникам относят поколение людей, родившихся в начале и в середине 1930-х годов. Шестидесятые годы стали для них решающими в определении жизненного пути. Как правило, они родились на 20-30 лет раньше и умерли (а многие продолжают жить) на 30-40 лет позже этого рубежа.

Бурные шестидесятые

В 1966 г. Франция вышла из военной организации НАТО, а затем грянула студенческая революция "Красный май 1968-го". Звучат лозунги: "Да здравствуют свободный секс и наркотики!", "Долой буржуазный порядок!". Левые настроения становятся крайне популярными. Активизировалась деятельность маоистских, троцкистских, анархических и других экстремистских групп. Работы А. Грамши, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, Ф. Энгельса, К. Маркса, Р. Люксембург публикуются даже в таких буржуазных издательствах, как "Галимар", "Обье", "Маспери Дюкро". В США и других странах установилось сотрудничество "новых левых" с ультралевыми организациями. Чрезвычайно популярны в это время восточный мистицизм, анархизм, маоизм, идеи хиппи.

В начале 1960-х ситуация в Западной Европе и США была достаточно спокойной: студенческие и молодёжные выступления, к примеру, во Франции в основном сводились к протесту против войны в Алжире и не захватывали коренных социально-экономических вопросов, не выходили за рамки буржуазного радикализма, питаемого моральным протестом. Однако в середине 1960-х годах заметно ухудшились условия учёбы и жизни студентов. Учебные помещения были переполнены, недоставало общежитий для студентов, обострилась проблема их материального обеспечения, ибо резко увеличился удельный вес выходцев из малообеспеченных семей.

Непрекращающиеся в течение февраля-апреля 1968 г. студенческие выступления накалили атмосферу в университетах. Власти попытались остановить волну студенческих выступлений репрессиями, закрытием факультетов, прекращением занятий, привлечением к ответственности наиболее активных студентов. Однако все эти меры лишь еще более обостряли обстановку. Образуется множество групп и течений с разной политической окраской и ориентацией. В 1968 году возникает группа "Новые левые". Свои лозунги они позаимствовали у Маркузе и Турена. Революция для них - "спонтанное насилие", а в ее авангарде должны стоять "подлинные революционеры" - асоциальные слои общества.

Весточка из детства Жительнице Швеции Джулии Вильборг вернули кошелек, который она потеряла больше 40 лет назад. Неизвестный прислал ей красное кожаное портмоне в конверте, на котором не было ни единого опознавательного знака. Внутри кошелька было все то, что Джулия потеряла в 1963 году - квитанции, фотографии и 45 крон. Тогда эта сумма была для нее огромной - половина месячной платы за квартиру. "Я как будто вернулась в дни своей молодости", - сказала 58-летняя жительница. Только сейчас Джулия вспомнила, что уронила кошелек, когда каталась на велосипеде в окрестностях своего родного города. С тех пор она несколько раз сменила место жительства. Вместе с кошельком Джулии Вильборг прислали наскоро нацарапанную от руки записку всего в несколько строк: "Никогда не теряйте надежды. Вот кошелек, который вы обронили 40 лет назад" (IZV.info 4.02.2004)  

В марте 1968 г. в Париже состоялись демонстрации протеста против американской интервенции во Вьетнаме. В них приняли участие студенты из Нантера, члены Комитета защиты Вьетнама (НКВ). После того, как стало известно об аресте шести активистов НКВ, около 700 студентов Нантера провели митинг и приняли решение захватить административное здание университета. В район Латинского квартала на демонстрацию собралось 1,5 тыс. студентов. Власти в свою очередь стянули сюда 2 тыс. полицейских. Начались массовые столкновения, продолжавшиеся несколько часов. Полицией было арестовано 596 студентов, 27 из них было взято под стражу.

Мая по распоряжению ректора занятия в Парижском университете были отменены, а 5 мая суд приговорил четырех участников демонстрации в Латинском квартале к тюремному заключению. В ответ на это студенты провели демонстрацию протеста. Число демонстрантов достигло 20 тысяч человек. Полиция применила силу, в результате 600 студентов и полицейских получили ранения, 422 студента были задержаны, а 31 из них арестованы. В знак протеста против расправы с парижскими студентами почти во всех университетах провинциальных городов прошли митинги и демонстрации. 10 мая на демонстрацию вышло 20 тысяч студентов. К вечеру число демонстрантов увеличилось до 50 тысяч. Студенты и учащиеся колледжей стали возводить баррикады. 13 мая около 1 миллиона рабочих, служащих, студентов вышли на улицы Парижа. В других городах также прошли массовые демонстрации рабочих с участием студентов. В Марселе в демонстрации участвовало 50 тысяч студентов и рабочих, в Тулузе - 40 тысяч, в Нанте - 20 тысяч. 13 мая студенты захватили здание Сорбонны, заявив, что Сорбонна отныне становится народным университетов[563]. Студенты захватили учебные помещения и в других городах страны. Власти были вынуждены отступить, полиция покинула университеты и студенческие городки, арестованные студенты были освобождены, возобновились занятия в Парижском университете.

По примеру студентов на массовые митинги вышли французские рабочие и стали захватывать предприятия. Стачечная борьба стремительно захватила металлургические и машиностроительные заводы, а затем распространилась на другие отрасли экономики, парализовала частный и государственный сектор. В течение недели во всеобщую забастовку было вовлечено 9 миллионов рабочих. Самая крупная в истории Франции стачка вызвала серьёзный социально-политический кризис. Жак Саважо выдвинул лозунг: "Фабрики - рабочим, университеты - студентам!". Ночью 15 мая 1968 года французские студенты захватили парижский театр "Одеон", и подняли над ним два флага: красный и черный. Зачинщиком беспорядков признали Даниэля Кон-Бендита.

Проблема не в том, что делать во время революции, а в том, чем же заняться в промежутках между революциями.

Эбби Хоффман

Lt;Несколько бешеных>, к числу которых относили и Кон-Бендита, нашлось в те годы во многих странах Европы, не только немецкий рыжий студент Кон-Бендит был таким. В Германии ведет студенческий вождь Руди Дучке. Судьба его трагична (в то время как Кон-Бендит дегенерировал в старого толстого брюзгу, стал вице-мэром Гамбурга, а впоследствии депутатом Европейского парламента, и, конечно, центристом) - в него в том же судьбоносном году стреляет правый работяга - алкоголик. Дучке парализован, в 1980 году погибает в ванной комнате, уже будучи депутатом от <зелёных>. В Америке бунтовали хиппи, демократическая конвенция в Чикаго закончилась многотысячными потасовками и судом над Джерри Рубиным и его товарищами. В 1968 году в Калифорнии произошли революционные убийства, совершенные Чарльзом Мэнсоном и его коммуной. Даже социалистическая Прага попробовала взбунтоваться в 1968 г. Восстание в Праге носило вначале студенческий характер. Его подавили советские танки.

В 1960-е годы бурлила не только Западная Европа, но и Северная Америка. Во второй половине 1960-х годов США сотрясали антивоенные демонстрации, студенческие волнения и расовые беспорядки.Своего пика молодежная революция достигла в 1968 г., когда массовые молодежные, студенческие выступления захлестнули 64 страны мира. Во Франции в мае 1968 студенты едва не свергли правительство генерала де Голля. В Америке власти бросали против молодых бунтарей армию - и в 18 городах дело доходило до настоящих уличных боев, выгорели целые кварталы. В Мексике в 1968 студенты чуть не сорвали Олимпийские игры - и некоторые участники беспорядков сидят до сих пор в тюрьмах.

Социализм и пацифизм как цель борьбы получают самое широкое распространение среди студентов. В ряде американских университетов (Висконсинском, Калифорнийском и Чикагском) появляются клубы и организации радикально настроенных студентов и отражавшие их взгляды журналы: "Studies on the Left" и "New University Thought". На страницах этих изданий развернулась широкая дискуссия по проблемам защиты мира, борьбы за гражданские права. Резкой критике подверглись устои американского общества, его моральные и духовные ценности, официальная культура. Усилилось брожение среди негритянской молодежи. Студенты обращали внимание властей на пороки высшей школы, такие как расистский характер системы образования, разница образовательного уровня в школах, расположенных в богатых районах, и в школах "обслуживающих" бедноту, господство в системе образования советов опекунов и регентов, составленных по преимуществу из представителей крупного бизнеса и реакции, широкое распространение в учебных заведениях "охоты на ведьм" и требования "лояльности".

В апреле 1965 г. по инициативе СДО была проведена первая массовая акция протеста против войны во Вьетнаме - поход на Вашингтон, в которой приняло участие 25 тыс. человек. Во время антивоенного марша 15 апреля 1967 г., только в одном Нью-Йорке, по оценкам полиции, в манифестациях приняло участие 125 тыс. человек. В декабре 1966 г. состоялась общенациональная антивоенная студенческая конференция, на которой был создан Студенческий мобилизационный комитет за окончание войны во Вьетнаме. В дальнейшем антивоенная борьба приобрела еще более внушительные масштабы. Начала давать результаты и агитационная работа, развернутая передовыми студентами среди американских солдат. Уже в 1966 г. члены СДО и других "новых левых" организаций стали создавать кафетерии около военных баз, где они вели среди солдат антивоенную агитацию как устно, так и печатно, распространяя свои листовки. Это было в 1966 г., а в следующем году, за отказ служить в армии и быть отправленным во Вьетнам были осуждены 952 человека. Около 10 тысяч скрывавшихся от призыва в армию находились в Канаде, а несколько сотен дезертировавших из американской армии искали политического убежища в других странах. В 1968 г. взрыв небывалой активности молодых людей сотряс Чикаго: на антивоенную демонстрацию собралось более 10 тыс. человек. На борьбу с ними правительство отрядило около 25 тыс. полицейских и национальных гвардейцев, вооруженных стрелковым оружием, базуками и огнеметами. В 1969 г. из армии США дезертировало 73 тысячи человек. Тысячи американских солдат шли в военной форме в рядах демонстрантов по улицам Вашингтона и Сан-Франциско 15 ноября 1969 г. Войска национальной гвардии были введены в университеты и колледжи штатов Иллинойс, Мэриленд, Нью-Мексико, Висконсин, Кентукки, Огайо. Только в колледже Овал (штат Огайо) было арестовано 500 студентов, а 95 - получили ранения. В Мэрилендском университете за два дня демонстраций было ранено 138 человек и 182 арестовано[564].

Молодежная революция 1968 г. породила волну терактов, которые влились в существовавший ранее терроризм исламских фундаменталистов, черных экстремистов, ирландских революционеров, профашистских и прокоммунистических группировок типа Красных бригад и других организаций.В конце 60-х число взрывов, устроенных революционно настроенными молодыми людьми в городах Америки, резко возросло.

Во второй половине 1960-х годов наряду с антивоенными выступлениями развертываются острейшие расовые волнения. В течение ряда лет десятки крупнейших американских городов пережили буквально состояние гражданской войны. Повсеместно негритянское население берет инициативу в свои руки, выдвигает из своей среды признанных руководителей движения. Во главе движения становится партия "Черные пантеры".

Статистика

* По Конвенции ООН о правах ребенка, детьми являются граждане до 18 лет

* В настоящее время в России насчитывается более 40 миллионов семей, из которых 20 миллионов имеет несовершеннолетних детей, 6 миллионов - малолетних детей в возрасте до 3 лет, более 2 миллионов - многодетные семьи.

* В 1995 году денежные доходы на одного члена семьи при наличии одного ребенка составили 273 тысячи рублей, при наличии четырех детей - 100 тысяч рублей, то есть в 2,7 раза ниже. Реальные доходы семей в 1995 году по сравнению с 1994 годом сократились на 20%.

Бурные 1960-е сменились затишьем в 1970-е годы. В июле 1976 г. Жак Погаш организовал на радио "Франс-культур" пять встреч между Филиппом Соллерсом - редактором "Тен-Кель" и религиозным философом Морисом Клавелем, непримиримых противников, чтобы они высказались о событиях 1968 года. Встречи проходили вяло и скучно. По всему чувствовалось, что произошла смена поколений, смена ценностей и политических ориентаций молодежи. Начиналась совершенно новая культурная эпоха - постмодернизм, когда ценится многообразие культурных форм и политических ориентаций, уважается чужое мнение, главным признается веротерпимость и плюрализм, высоко ценится самоирония и сарказм, ирония и любознательность.

Социологи-бунтари

Периоды оттепели, а это слово вошло в исторический лексикон отечественной науки для обозначения любых периодов гласности и либерализации, в частности, нэповский, хрущевский и горбачевский обычно сопровождаются выходом социально мыслящей публики из подполья на улицы, в редакции, на телевидение, университетские кафедры и съездовские трибуны. В такие моменты отмечается всплеск политического активизма населения (в первых рядах часто идут социологи и представители социальных наук), растут ти-ражи многих газет и журналов, оживляются дискуссии и споры по общественным вопросам, нередко переходящие в бытовые ссоры и идейные конфликты, образованная часть общества, переживая необычайный духовный подъем и рост ожиданий, предается построению утопических проектов переустройства общества, социальному романтизму, очернению и отчуждению "мрачного" прошлого, иллюзиям относительно будущего. И здесь, как ни странно, социологии в первых рядах: их можно встретить среди делегатов партийных съездов, во фракциях государственной думы, министерских кабинетах, телевизионных студиях.

Политический активизм, как показывает история, чрезвычайно выгоден социологии и социологам. По своей природе это племя разрушителей тоталитарных режимов и закрытых обществ, противники идеологической монополии и цензуры слова. Выполнив свою историческую миссию, социологи моментально включаются в демократические преобразования и большинство из них добивается высоких постов при новой власти.

Парадоксально, но в большинстве случаев лидерами студенческих беспорядков в конце 1960-х годов выступали именно студенты-социологи - представители науки, которая больше других ратовала за прогресс и порядок. Самой яркой фигурой являлся знаменитый французский социолог-бунтарь Д.Кон Бендит.

Даниэль Кон-Бендит(Daniel Cohn-Bendit) родился в 1945 г. во Франции, по национальности немецкий еврей, но вырос он и окончил школу (1965) в Германии[565]. В молодом возрасте вернулся во Францию, где изучал социологию в университете Нантера (пригород Парижа). На протяжении длительного времени являлся идейным вдохновителем и политическим организатором студенческого протестного движения во Франции. Весной 1968 года он быстро завоевал популярность своими выступлениями, в которых говорил о необходимости разрушить буржуазное общество и применить насилие против "центров эксплуатации". Он отвергал какой-либо конкретный идеал в общественном отношении и ратовал за непрерывную революцию.

Даниэль Кон-Бендит

Под лозунгом <Насилие - это радость> Кон-Бендит и его соратники-анархисты устраивали погромы в Латинском квартале Парижа в майские дни 1968 г. Они строили баррикады с красным флагом, кидали в полицейских бутылки с "коктейлем Молотова", ввязывались в драки с полицией, разбрасывали листовки, в которых призывали к немедленным выступлениям против существующей системы. Разбивались витрины магазинов, переворачивались и поджигались автомашины, уничтожались деревья на бульварах и подвергались порче картины в музеях. В те бурные дни кое-кто призывал даже уничтожить Пантеон, где погребены великие французы - Вольтер, Руссо, Гюго, Марат, Жорес. Некоторые исторические памятники были осквернены хулиганскими надписями. Среди маоистских групп раздавались крики о низвержении "бастионов буржуазной культуры". Масс-медиа пугали обывателей грядущей анархией по примеру Китая. Газета "Франс-суар" опубликовала 15 мая статью под заголовком: "Во французском университете происходит культурная революция на китайский лад". В ней писалось: <Так же как в Нантере, на факультете естественных наук Парижского университета группы студентов обосновались прочно: они ночуют в спальных мешках и просыпаясь организовывают группы и комитеты по обсуждению будущего университета. Почти повсюду появляются в амфитеатрах стенные газеты в лучшем стиле китайской "культурной революции". На факультете естественных наук имеется даже "комиссия бдительности против подрывной деятельности", ибо молодые бунтари французского университета отвергают попытки "возврата к прошлому", которые предпринимают старые традиционные партии>[566].

Иногда самый веский довод в интеллектуальном споре - сказать: Fuck you!

Эбби Хоффман

После завершения студенческой революции в 1968 г. правительство Франции выслало его из страны. Уже в 1968 г. во Франкфурте он становится активистом движения , а затем основывает собственную группу (Революционная борьба) и вместе с Йошкой Фишером участвует в организации по осуществлению в Западной Европе социальной революции. С 1978 г. он является сначала корреспондентом, а затем издателем журнала В 1994 г. Кон Бендит стал депутатом Европарламента от французских "зеленых" и соратником министра иностранных дел ФРГ Йошки Фишера. Среди его пристрастий наблюдатели отмечают, что Кон-Бендит является страстным футбольным фанатом (www.cohn-bendit.de).

Сегодня Даниэль Кон-Бендит - вполне благопристойный и добропорядочный господин, муниципальный советник в городском совете Франкфурта-на-Майне и депутат от партии "зеленых" в Европарламенте. Одинаково свободно говорит и на немецком, и на французском, очень любезно делится своими мыслями о ...футболе: <С детства обожал эту игру> (http://lib.sportedu.ru).

Даниэль Кон-Бендит выступает против агрессивной политики США в Ираке и России в Чечне. Тем не менее Кон-Бендит поддержал вторжение войск НАТО в Боснию и американцев в Афганистан. Бывший анархист и сегодняшний интернационалист борется с глобальным неравенством, Всемирным банком и Всемирной торговой организацией, ухудшением экологии и необольшевизмом. В интервью леволиберальной французской газете <Либерасьон> в 2004 г. Кон-Бендит уподобил чеченцев, сражающихся за свою независимость, американским индейцам, которым была уготована незавидная участь. Французский политик заявил далее, что надежды европейцев на демократизацию России развеялись, а сама эта страна становится <всё более авторитарной, если не тоталитарной>. Политик, приобретший известность как один из лидеров студенческого движения 60-х годов в Германии и во Франции, потребовал от своих коллег по Европарламенту выдвинуть посредническую инициативу в <колониальной войне>, которую Россия ведет в Чечне. В 2001 г. Даниэль Кон-Бендит оказался в центре скандала. дочь немецкой экстремистки Ульрике Майнхоф опубликовала в интернете выдержки из книги Даниэля Кон-Бендита "Большой базар", изданной в Париже в 1975 году. В конце января эти выдержки были опубликованы в британском еженедельнике "Обсервер" и только что - в парижском еженедельнике "Экспресс". Кон-Бендит рассказывает в своей книге, в частности, о том, как в семидесятых годах, будучи воспитателем в альтернативном детском саду, созданном крайне-левыми во Франкфурте-на-Майне, он позволял себе с детьми "эротические забавы". Сейчас Кон-Бендит активно защищается. В своих многочисленных интервью он говорит, что, во-первых, не вступал с этими детьмя в половые отношения; во-вторых, у него есть письма тех детей (им теперь 28-30 лет) и их родителей, подтверждающие его утверждения; в-третьих, публикация книги "Большой базар" была всего лишь "неоправданно легкомысленным" вызом, который он бросил буржуям; в-четвертых, эти страницы его старой книги вытащены на свет его политическими противниками только для того, чтобы скомпрометировать его, как политического деятеля (http://news.bbc.co.uk. 24 февраля 2001).

И великие были детьми

·Знамени-тый худож-ник Альбрехт Дюрер еще в 13 лет на-писал <Авто-портрет>, во-шедший в со-кровищницу мирового ис-кусства.

·Известный итальянский лингвист К. Тальявини в 12 лет уже владел семью языками, а к двадцати двум годам - пятнадцатью. Каждый год римский про-фессор изучал по два-три языка. На од-ном лингвистическом конгрессе он зачитал приветствие собравшимся на пятидесяти языках.

Quot;Новые левые" и "контркультура" 60-х дали миру и других социологически настроенных радикалов, в том числе Руди Дучке, Эрнесто Че Гевару, Режи Дебре, Тома Хайдена, Элриджа Кливера, Эбби Хоффмана.. Валлерстайн тоже когда-то был лидером и теоретиком бунтующих студентов 60-х годов был Иммануил Валлерстайн, а теперь это автор знаменитой теорию мировой капиталистической системы.

В Германии 60-х годов, так же как и в остальной Европе этого времени, часть молодых людей верила, что не сегодня-завтра должна произойти революция. Ханс Иоахим Кляйн был один из них. Он являлся активным участником различных левых и анархических групп во Франкфурте. Они выступали против агрессии во Вьетнаме, Палестине, против правой диктатуры, американского империализма и верили, что могут переделать мир. Когда в начале 70-х годов Фракция Красной Армии (RAF) совершила первые покушения, многие молодые люди решили присо-единиться к ней и взять в руки оружие. Ханс Йоахим, которого прозвали <Кляйн Кляйн> (маленький Кляйн), стал членом <революционных ячеек> (RZ). Потом он отказался от вооруженной борьбы.

1960-е годы XX века дали огромный толчок развитию мирового революционного движения. Во Вьетнаме, в Алжире, по всей Латинской Америке антиимпериалистическое сопротивление достигло своей высшей точки, апогея. Французские студенты и рабочие предприняли самую решительную попытку сокрушить капиталистическое общество в мае 1968 г. В авангарде борьбы шла самая способная и талантливая часть студентов, интеллигенции, рабочих.Молодые бунтари в 1960-е вышли из подчинения общества. Они создали собственную культуру - ее назвали контркультурой. Они придумали собственную музыку - рок. Они изобрели собственную живопись - поп-арт и психоделическую живопись. Они создали свой театр - ливинг-театр, то есть уличный, свое кино - параллельное кино.

Эти бунтари ненавидели сытое, скучное, занудное буржуазное общество, в котором они жили. Они жаждали революции, наклеивали в своих домах портреты Ленина, Троцкого, Фиделя Кастро и Че Гевары. Но они ненавидели также традиционные компартии и Советский Союз. Их молодые бунтари называли "омерзительной бюрократией" - такой же омерзительной, как капитализм. Чтобы как-то отличить этих бунтарей от традиционных левых - друзей Советского Союза, новую поросль революционеров стали называть "новыми левыми". Именно "новые левые" вынудили американское правительство прекратить войну во Вьетнаме. Они добились юридического расового равноправия в Америке. Именно "новые левые" добились для молодых права на субкультуру - на рок, сленг, джинсы, маечки, фенечки, на внешний вид, отличный от "взрослого мира". Они добились для парней права носить длинные волосы, а для девчонок - не носить лифчики[567].

Возникнув, как моральный протест, борьба стала приобретать к середине 60-х годов социально-политический характер. От абстрактно звучащих обличений истеблишмента левое студенческое движение стало переходить к критике капиталистического господства. Вместо истеблишмента был назван капитал, как главный источник всех видов угнетения. Одновременно движение "новых левых" стало отказываться от тактики ненасильственных действий в пользу террора.

Вечные вопросы бытия, вопросы о смысле жизни.

Эти вопросы люди задавали с незапа-мятных времен и будут задавать всегда. Они непосредственно связаны с духом человека и его природой, поэтому отвечать на них надо в духовном плане.

Вечные вопросы Русские вопросы Детские вопросы
Что есть истина? Что есть добро и зло? Как возникла Вселенная? Откуда появился человек? Почему мы здесь? Как надо жить? Что про-исходит после смерти? Кто виноват? - вопрос А.Герцена Что делать? - вопрос Н.Чернышевского В чем моя вера - вопрос Л.Толстого Когда же придет настоящий день? - вопрос Н.Добролюбова Почему детей больше, чем стариков? Почему взрослые не играют в игрушки? Почему у человека два глаза и одна голова? Зачем мужчины дарят женщинам цветы? Почему негры черные? Отчего бедных больше, чем богатых?

В формировании молодежной контркультура и идеологии <новых левых>, взятой на вооружение студенчеством во многих странах, огромное влияние оказали социологи Франкфуртской школы и прежде всегоГерберт Маркузе(1898-1979) - профессор Калифорнийского университета, идейный вождь движения "Новые левые". В новом свете он пересмотрел ряда важных положений классического марксизма, приспособив их к современным реалиям. Маркузе подчеркивает, что современная западная культура, с ее достоинствами комфорта, технической оснащенности, удобства бытия и безопасности существования рождает репрессивную терпимость всех членов буржуазного общества, создает одномерного человека.

Герберт Маркузе

Молодые бунтари 1960-х, почувствовав себя такими одномерными, подняли революцию против репрессивной культуры, а заодно и буржуазного общества в целом. Собственно говоря, к тому их призывал автор знаменитой книги "Одномерный человек" (1964)[568]: если во времена <старых левых> и К.Маркса, т.е. в середине Х1Х века, самой революционной силой выступал пролетариат - изгой индустриального общества, то сегодня, в середине ХХ века, знамя революционной борьбы у него должны перехватить те, кто чувствует себя отщепенцами, изгоями. К ним Маркузе относил молодежь и жителей гетто. Если постиндустриальное общество отрицает их, то и они, в свою очередь, имеют право отрицать его самого. Во главе нового общественного движения, призванного радикально изменить ситуацию и получившего название <новых левых>, должны находиться студенты и гуманитарные интеллектуалы - свободно парящий слой одиночек, обладающих социальными знаниями. Именно они должны подхватить выпадающее из рук рабочего класса знамя <тотальной негации> (всеобщего отрицания) Вслед за Т. Адорно и М. Хоркхаймером, Г. Маркузе повторяет, что все, существующее в современном западном обществе - ложно и все это необходимо разрушить.

Маркузе зарекомендовал себя как критик советского и западного обществ, отрицавший тезис марксизма о пролетариате как единственной силе, способной разрушить капитализм, автор работ "Разум и революция. Гегель и возникновение теории общества", "Эрос и цивилизация", "Одномерный человек", "Советский марксизм", "Критика чистой терпимости", "Конец утопии", "Очерк об освобождении" и т.д. Франкфуртская школа создает критическую теорию общества. Пик популярности трудов представителей этой школы приходится на 1960-70-е гг, особенно в связи с движением молодежного протеста, прокатившемся по США и западно-европейским странам и вызвавшем к жизни как новые направления в социально-гуманитарном звании, так и ряд практических мероприятий государств, начиная от реформ систем высшего и среднего образования и кончая созданием правительственных ведомств по делам молодежи и молодежной политики, направленной на бесконфликтную адаптацию молодежи в современное общество.

Вовсе не случайно, а как знак признания их вклада, в 1968 г. среди студенческой молодежи появляется характерный лозунг <Мао-Маркс-Маркузе>, хотя сами франкфуртцы отринули насильственные действия и экстремизм этого движения[569].

Новые левые - мальчики бравые
Новые левые - мальчики бравые С красными флагами буйной оравою, Чем вас так манят серпы да молоты? Может, подкурены вы и подколоты?! Не [разобраться], где левые, правые... Знаю, что власть - это дело кровавое. Что же, [валяйте] затычками в дырках, Вам бы полгодика, только в Бутырках!
Слушаю полубезумных ораторов: "Экспроприация экспроприаторов..." Вижу портреты над клубами пара - Мао, Дзержинский и Че Гевара. Не суетитесь, мадам переводчица, [Я не спою], мне сегодня не хочется! И не надеюсь, что я переспорю их, Могу подарить лишь учебник истории.
Владимир Высоцкий

<Новые левые>, которых назвали громкоговорящим меньшинством, выступившие против авторитетов и политических партий, против всех, кому больше 35 лет, против любой идеологии и политики, несомненно, опирались на работы социологов и философов Франкфуртской школы. Однако своими действиями они привели к тому, что не предусматривалось ни Г.Маркузе. ни самими бородатыми бунтарями, а именно к укреплению и совершенствованию буржуазного общества, превращению его, если можно так выразиться, в капитализма <с человеческим лицом>.



Просмотров 1278

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!