![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ТЕМА 8. Познание и его формы
1. Познание как социально-опосредованное отношение человека к миру. Субъект и объект познания. 2. Чувственное и рациональное познание и его формы. 3. Проблема истины в философии и науке.
Темы докладов и рефератов: · 8.1. Проблема познания в философии и науке. · 8.2. Основные принципы теории познания. · 8.3. Соотношение философского, научного и художественного познания. · 8.4. Чувственное и рациональное познание, их основные формы. · 8.5. Инженерная (экономическая) практика и ее роль в познании. · 8.6. Познание и вера. · 8.7. Проблема истины в познании. · 8.8. Абстрактная истина и ее особенности. · 8.9. Постмодернизм и истина. · 8.10. Возможности иррационального познания в экономике (инженерно- техническом творчестве).
Литература: Введение в философию, с. 47 – 52. Філософія. К., 2004. Петрушенко В.Л. Філософія. – Київ-Львів, 2002. Причений Є.М., Черній А.-М., Гроздецкий В.Д., Чекаль Л.А. Філософія. - К., 2003. Філософський єнціклопедичний словник. К., 2002. – Ст.: «Істина», «Раціоналізм», «Сенсуалізм», «Суб’єкт”, „Об’єкт», « Теорія пізнання»“Інтуіція” та ін. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – М.,2001. Философский энциклопедический словарь. – М., 1997; 2005. ТЕМА 9. Научное познание.
1. Научное познание и его особенности. 2. Соотношение эмпирического и теоретического познания. 3. Формы и методы научного познания.
Темы докладов и рефератов: · 9.1. Научные и вненаучные формы познания. Псевдонаучное знание в современной культуре. · 9.2. Структура научного знания. · 9.3 Основные закономерности развития научного познания. · 9.4 Роль интуиции в научно-познавательной деятельности экономиста (инженера). · 9.5. Эмпирический уровень научного познания и его специфика. · 9.6. Теория, ее структура. Особенности теоретического уровня научного познания. · 9.7. Формы и методы научного познания (охарактеризовать одну или несколько из них). · 9.8. Профессиональное сознание экономиста (инженера) и особенности его формирования в современных условиях. · 9.9. Научное познание и творчество. · 9.10. Социальная ответственность ученых и инженерно-технических работников за результаты своей деятельности.
Литература: Введение в философию, с. 52 - 58. Філософія. К., 2004. Петрушенко В.Л. Філософія. – Київ-Львів, 2002. Причений Є.М., Черній А.-М., Гроздецкий В.Д., Чекаль Л.А. Філософія. - К., 2003. Філософський єнціклопедичний словник. К., 2002. – Ст.: « Теорія пізнання», “Методологія науки”, “Наука”, “Інтуіція”, “Емпірічне і теоретичне”, „Творчість” та ін. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – М.,2001. Философский энциклопедический словарь. – М., 1997; 2005. ТЕМА 10. Диалектика, ее альтернативы, основные законы и категории.
1. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии и ее альтернативы. 2. Важнейшие законы диалектики и их методологическое значение. 3. Основные категории диалектики, их методологическое значение. Темы докладов и рефератов:
деятельности экономиста (инженера). · 7.6. Категории диалектики и их роль в познании (охарактеризовать одну или несколько из них).
экономиста (инженера).
Литература: Введение в философию, с.65 - 70. Філософія. К., 2004. Петрушенко В.Л. Філософія. – Київ-Львів, 2002. Причений Є.М., Черній А.-М., Гроздецкий В.Д., Чекаль Л.А. Філософія. - К., 2003. Філософській словник. – Ст.: “Діалектика”, “Догматизм”, “Софістика”, “Еклектизм”, “Єдність і боротьба протилежностей”, “Перехід кількісних змін у якісні”, “Методологія” “Причинність”, “Випадковість” та ін. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – М.,2001. Философский энциклопедический словарь. – М., 1997; 2005. ТЕМА 11. Природа как предмет философского исследования.
1. Природа и общество, их взаимодействие. 2. Экологический кризис и пути выхода из него. 3. Демографические проблемы и их влияние на жизнь социума.
Темы докладов и рефератов: · 11.1. Природная среда и ее роль в жизни общества. · 11.2. Проблема «человек и природа» в современных условиях. · 11.3. Экологическое сознание и ценности экономической науки (инженерной практики). · 11.4. Проблема современного экологического образования. · 11.5. Экологический кризис и судьбы человечества. · 11.6. Специфика экологических процессов в Украине. · 11.7. Демографические проблемы современности. · 11.8. Специфика социального детерминизма. Отличие законов природы от Законов общества. · 11.9. Роль фауны истории человечества. · 11.10. Человеческое бытие и фауна: особенности их взаимодействия в Современную эпоху.
Литература: Введение в философию, с. 67 - 71. Філософія. К., 2004. Петрушенко В.Л. Філософія. – Київ-Львів, 2002. Причений Є.М., Черній А.-М., Гроздецкий В.Д., Чекаль Л.А. Філософія. - К., 2003. Філософський єнціклопедичний словник. К., 2002. – Ст.: “Природа”, “Екологія соціальна”, “Суспільство” та ін. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – М.,2001. Философский энциклопедический словарь. – М., 1997; 2005.
ТЕМА 12. Общество, основы философского анализа. 1. Общество как подсистема объективной реальности. 2. Философские модели общества (натурализм, идеализм, материализм). 3. Социальное познание и его специфика. Отличие законов социума от законов природы.
Темы докладов и рефератов: · 12.1. Социальная форма движения материи и ее отличие от процессов живой (органической) и неживой (неорганической) природы. · 12.2. Деятельность как специфический способ существования социального ( на примере деятельности экономиста (инженера). · 12.3. Специфика социального детерминизма. Отличие законов природы от законов общества. · 12.4. Социальная практика и фауна. · 12.5. Методологическое значение категорий «общественное бытие» и «общественное сознание». · 12.6. Теоретическая модель общества и реальность. · 12.7. Сущность и структура общественных отношений. Специфика их функционирования в сфере экономики (материального производства).
Литература: Введение в философию, с. 71-76. Філософія. К., 2004. Петрушенко В.Л. Філософія. – Київ-Львів, 2002. Причений Є.М., Черній А.-М., Гроздецкий В.Д., Чекаль Л.А. Філософія. - К., 2003. Філософський єнціклопедичний словник. К., 2002. – Ст.: “Суспільство” “Природа” та ін. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – М.,2001. Философский энциклопедический словарь. – М., 1997; 2005.
ТЕМА 13. Общество как развивающаяся система 1. Понятие общественного производства и его структуры. 2. Общество как саморазвивающаяся система. 3. Политическая система общества, ее структура.
Темы докладов и рефератов: · 13.1. Материальное производство и его роль в жизни общества. · 13.2. Человек – субъект производства, решающий элемент производственных сил. · 13.3. Роль труда экономиста (инженера) в системе материального производства. · 13.4. Наука в системе материального производства и общества. · 13.5. Социальная роль техники. · 13.6. Гуманизация науки и техники – важнейшая проблема современности. · 13.7. Человеческая деятельность и фауна. · 13.8. Базис и надстройка общества. · 13.9. Общество как саморазвивающаяся система. · 13.10. Политическая система Украины на современном этапе. Литература: Введение в философию, с. 67 - 81. Філософія. К., 2004. Петрушенко В.Л. Філософія. – Київ-Львів, 2002. Причений Є.М., Черній А.-М., Гроздецкий В.Д., Чекаль Л.А. Філософія. - К., 2003. Філософський єнціклопедичний словник. К., 2002. – Ст.: „Виробництво суспілне”, “Відносини виробничі”“Властність” “Базис і надбудова”і та ін. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – М.,2001. Философский энциклопедический словарь. – М., 1997; 2005.
ТЕМА 14. Бытие человека как проблема философии.
1. Проблема сущности человека, его судьбы, воли и смысла жизни. 2. Гармоничность и дисгармония человеческого существования. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. 3. Философская концепция человека как основание наук о человеке.
Темы докладов и рефератов: · 14.1. Человек и его бытие как проблема философии. · 14.2. Мир человеческого общения и его особенности в сфере экономики инженерной деятельности ( экономики). · 14.3. Человек как органическая целостность природного и социального. · 14.4. Понимание как метод познания других людей и сущность человеческого отношения к действительности. · 14.5. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. · 14.6. Коллективность как существенный аспект человеческого бытия. · 14.7. Конечность индивидуального существования и проблема его смысла. · 14.8. Смысл жизни: диалог о мировоззрении. · 14.9. Человеческая психология и фауна. · 14.10. Судьбы людей и фауна.
Литература: Введение в философию, с. 81 - 85. Філософія. К., 2004. Петрушенко В.Л. Філософія. – Київ-Львів, 2002. Причений Є.М., Черній А.-М., Гроздецкий В.Д., Чекаль Л.А. Філософія. - К., 2003. Філософський єнціклопедичний словник. К., 2002. – Ст.: “Людина”, “Життєвий шлях людини”, “Смерть”, „Безсмертя”, “Спілкування” та ін. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – М.,2001. Философский энциклопедический словарь. – М., 1997; 2005.
ТЕМА 15. Личность и общество
1. Понятие – личность. Личность и общество. 2. Соотношение свободы, необходимости и ответственности в деятельности личности. Волюнтаризм и фатализм. 3. Изменение роли человека в ходе истории. Исторические личности. Темы докладов и рефератов: · 15.1. Личность как субъект и объект социальной жизни. · 15.2. Соотношение общественных и личных интересов в деятельности экономиста (инженера). · 15.3. Здоровый образ жизни – залог успешной деятельности личности. · 15.4. Свобода личности как выражение человеческой сущности. Свобода и ответственность. · 15.5. Творчество как способ самореализации личности в экономике (инженерной практике). · 15.6. Историческая необходимость и свобода личности. · 15.7. Формы проявления волюнтаризма и фатализа в истории человечества. · 15.8. Проблема субъекта исторического процесса. · 15.9. Роль народных масс в истории. · 15.10. Историческая (выдающаяся) личность и ее роль в социально-историческом процессе. Литература: Введение в философию, с. 85 - 91. Філософія. К., 2004. Петрушенко В.Л. Філософія. – Київ-Львів, 2002. Причений Є.М., Черній А.-М., Гроздецкий В.Д., Чекаль Л.А. Філософія. - К., 2003. Філософський єнціклопедичний словник. К., 2002. – Ст.: “Особистість”, “Свобода волі”, “Відповідальність” та ін. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – М.,2001. Философский энциклопедический словарь. – М., 1997; 2005.
ТЕМА 16. Культура и цивилизация
1. Понятие культуры и цивилизации. 2. Основные закономерности культурно-исторического процесса. 3. Научно-технический прогресс и развитие культуры. Темы докладов и рефератов: · 16.1. Происхождение культуры. · 16.2. Природа и культура. · 16.3. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. · 16.4. Простое и сложное в социокультурном процессе. · 16.5. Диалог культур. · 16.6. Человеческая культура и биосфера ( на примере фауны или флоры). · 16.7. Экономисты (инженеры) и культура. · 16.8. Массовая культура и профессиональное сознание экономиста (инженера). · 16.9. Культура и цивилизация. · 16.10. Демократия и судьбы цивилизации.
Литература: Введение в философию, с. 81 - 100. Філософія. К., 2004. Петрушенко В.Л. Філософія. – Київ-Львів, 2002. Причений Є.М., Черній А.-М., Гроздецкий В.Д., Чекаль Л.А. Філософія. - К., 2003. Філософський єнціклопедичний словник. К., 2002. – Ст.: “Культура”, “Культура національна”, “Культура спілкування”, „Цивілізація” та ін. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – М.,2001. Философский энциклопедический словарь. – М., 1997; 2005. ТЕМА 17. Социальное прогнозирование. Глобальные проблемы современности.
1. Понятие социального прогнозирования. Типы прогнозов. 2. Глобальные проблемы современности и пути их решения 3. Перспективы социального развития
Темы докладов и рефератов: · 17.1. Социальное прогнозирование – необходимое условие целесообразной деятельности людей в XX столетии. · 17.2 Социальное конструирование приемлемого для жизни общества. · 17.3. Проблема достоверности социального прогнозирования и его научные критерии в деятельности экономиста (инженера). · 17.4. Формы и методы социального прогнозирования. · 17.5. Глобальные проблемы современности. · 17.6. Продовольственная проблема – как важнейшая проблема глобалистики. · 17.7. Современная глобальная ситуация – результат социально-экономического и научно-технического развития человечества и пути их решения. · 17.8. Глобальные проблемы современности и технологическое развитие общества. · 17.9. Роль экономистов (инженеров) в решении глобальных проблем. · 17.10. Сущность и перспективы социального прогресса.
Литература: Введение в философию, с. 96 - 101. Філософія. К., 2004. Петрушенко В.Л. Філософія. – Київ-Львів, 2002. Причений Є.М., Черній А.-М., Гроздецкий В.Д., Чекаль Л.А. Філософія. - К., 2003. Філософський єнціклопедичний словник. К., 2002. – Ст.: “Глобальні проблеми”, “Прогнозування”, “Прогрес / регрес” та ін. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – М.,2001. Философский энциклопедический словарь. – М., 1997; 2005.
ТЕМА 18. Ценности и их роль в жизни общества
1. Типы ценностных ориентаций и способы их обоснования в истории общества. 2. Ценностные ориентации личности. 3. Формирование ценностных ориентаций в процессе становления будущего специалиста.
Темы докладов и рефератов: · 18.1. Ценностные ориентации – необходимое условие целесообразной деятельности людей. · 18.2. Типы ценностных ориентаций. · 18.3. Свобода как ценность. · 18.4. Социальная обусловленность ценностных ориентаций. · 18.5. Ценностные ориентации в деятельности экономиста (инженера). · 18.6. Ценности общегрупповые и общечеловеческие. · 18.7. Аксиологические проблемы в развитии украинской философской мысли. · 18.8. Аксиология и современность. Литература: Введение в философию, с.10 9 – 113; 119-120; 124-125. Філософія. К., 2004. Петрушенко В.Л. Філософія. – Київ-Львів, 2002. Причений Є.М., Черній А.-М., Гроздецкий В.Д., Чекаль Л.А. Філософія. - К., 2003. Філософський єнціклопедичний словник. К., 2002. – Ст.: “Аксіологія”, “Цінність”, “Цінності моральні” та ін. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – М.,2001. Философский энциклопедический словарь. – М., 1997; 2005.
_________________________________________________________________ ___________________________________ ______________
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ: для студентов заочной формы обучения ( 10 часов )
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ. Философия, ее предмет и роль в обществе . 1. Мировоззрение и его структура. 2. Предмет философии, ее основные функции и роль в обществе. 3. Категория бытия. Основные формы бытия. 4. Формирование философского понятия “материя”*. Примечание* 1). Курс философии на заочном отделении имеет определенную специфику по сравнению с дневным отделением: на заочном отделении почти отсутствует практика написания докладов и рефератов, а пишется контрольная работа.
2).Литературу к темах занятий смотрите в планах семинаров (18 часов) для студентов дневного отделения.
ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ. Сознание и познание. 1. Философское понимание сознания. 2. Общественное сознание и его структура. 3. Познания и его формы. 4. Проблема истины в философии и науке.
ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ. Научное познание. Диалектика, ее законы и категории. 1. Специфика научного познания. 2. Формы и методы научного познания. 3. Диалектика, ее альтернативы и основные законы. 4. Основные категории диалектики как метода познания.
ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. Природа и общество, личность. 1. Природа и общество, их взаимосвязь. 2. Общество как развивающаяся система. 3. Политическая система общества. 4. Личность и общество. ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ. Культура и цивилизация. Глобальные проблемы Современности. 1. Общество и культура. Культура и цивилизация. 2. Понятие социального прогнозирования. Типы прогнозов. 3. Глобальные проблемы современности и пути их решения. 4. Перспективы социального развития.
_________________________________________________________________ ___________________________________ ______________
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СЕМИНАРЕ:
Познавательный процесс постоянно сопровождает оценочный момент. Для студента, который добросовестно готовился к семинару, немало_важное значение имеет то, как оценит преподаватель его усердие. При оценке ответа студента учитывается следующее: 1. Философские выступления предполагают, прежде всего, раскрытие проблем с определенной позиции (социальной, теоретической), причем это раскрытие должно быть последовательным, всесторонне обоснованным. При этом следует показать, что отвергаемые позиции вполне заслуживают этого. 2. Философские выступления должны опираться на определенный метод развертывания самого ответа, иметь строгую логичность и последовательность. 3. Выступление должно раскрыть явления в конкретно-исторической форме. Это значит, что студент должен уметь показать предмет анализа не только в его связи со временем и местом, но и показать, что сущность данного явления имеет форму, закономерно вытекающую из всего предшествующего хода развития истории, что это явление имеет все основания для объективного функционирования. 4. Выступление должно быть концептуальным, определенной точкой зрения, имеющей право на признание. Помните, что строгая последовательность мысли возможна лишь на основе последовательного проведения научных философских принципов. Только соблюдая эти общие положения, студент вправе рассчитывать на успех в учебе.
_________________
СТУДЕНЧЕСКИЕ ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ
В процессе изучения курса философии студенты подготавливают доклады или рефераты по определенной теме. Темы докладов и рефератов для каждого семинарского занятия содержатся в «Планах семинарских занятий по философии». (Для лучшей ориентации студентов они пронумерованы).
a. Основные требования к докладам: Доклад должен отражать сущность рассматриваемой темы. Заслушивается он на семинарском занятии. Длительность доклада должна быть в пределах 7 - 10 минут. Студент должен быть готовым к ответу на вопросы по теме доклада. Доклад оформляется в виде письменной работы (около 6 - 9 страниц рукописного текста) Доклад содержит титульный лист, где вверху указывается название министерства, университета и кафедры. По середине большими буквами указывается тема доклада. Ниже с правой стороны – кто выполнил работу. Ниже – кто принял. Внизу указывается город и год написания доклада. В конце доклада обязательно дается список литературы (3-5 источников) с выходными данными, принятыми в книгах и научных сборниках. На каждый доклад устно или письменно силами студентов группы делаются рецензия, длительность не более 3-5 минут. В рецензии отражается актуальность темы доклада указывается его достоинства и недостатки, а затем дается общая оценка в баллах («хорошо», «отлично» и пр.).
Образец титульного листа:
б. Требования к рефератам: Для более глубокого анализа той или иной темы некоторые студенты (по согласованию с преподавателем) готовят рефераты. Студенческий реферат - это простейший вид самостоятельной научно-исследовательской работы. Он включает в себя следующие основные этапы: а) выбор темы; б) сбор и изучение материала; в) составление плана; г) обработка материала и написание реферата; д) оформление реферата. Выбор темы. Правильно выбранная и точно оформленная тема реферата нацеливает студента на конкретное исследование. Для облегчения этой задачи в планах семинарских занятий к каждой теме прилагается примерная тематика рефератов. Студент может выбрать тему и не указанную в тематике. Необходимо только, чтобы она соответствовала учебной программе курса и была согласована с преподавателем. Составление плана. После предварительного знакомства с литературой составляют план реферата. Обычно он включает в себя три основные структурные части: 1) введение (2-3 машинописных страницы), в котором обосновывается значение (актуальность) данной темы для теории и практики, указывается, что сделано для исследования данной темы другими авторами,( т.е. осуществляется анализ современной литературы по теме исследования) и определяется, какой аспект темы будет рассматриваться в реферате; 2) основная часть (15-20 страниц), в ней излагаются материалы исследования. Обычно она включает 3-4 основных вопроса или раздела; 3) заключение (1-2 страницы), в котором подводятся итоги исследования. Сбор и изучение материала. После того, как тема реферата избрана, следует приступить к работе над составлением списка литературы, которую необходимо проработать. С этой целью на первоначальном этапе работы можно воспользоваться списком литературы, рекомендованной к той или иной теме курса. А затем обратиться к систематическому каталогу библиотеки университета или научной библиотеки им. Н.К. Крупской. Сбор материала это не только подготовительный, но и аналитический, исследовательский этап работы над рефератом. В ходе изучения материала по теме необходимо с критической точки зрения оценить его и отобрать только то, что имеет основополагающее значение. С этой целью при изучении литературы следует делать выписки определений, даваемых автором (авторами) изучаемой работы, отмечать новые факты важные в том или ином отношении, цифры и т.п. Если при чтении и конспектировании литературы возникают собственные замечания, суждения, то необходимо их записать. Иначе нужная мысль может бесследно исчезнуть. Обработка материала и написание реферата. Тщательный, углубленный анализ собранного материала, его обработка и вместе с тем написание реферата является ответственным моментом в работе над темой. При этом следует помнить, что при оценке реферата учитывается следующее: · знаком ли студент с основными работами современных авторов по теме исследования, т.е. удалось ли собрать необходимый научный материал · сумел ли студент аргументировано, логически стройно изложить данные проведенного исследования · имеется ли связь с профилем вуза, с практикой, социальной и социально-экономической жизни · является реферат самостоятельной работой, нет ли плагиата или компиляции (Плагиат - от латинского - похищать, выдавать чужую работу за свою. Компиляция - от латинского - грабить, использовать данные из чужих исследований без указания источника).
При оценке реферата обращается внимание также на правильность оформления научного аппарата: имеющиеся в реферате цитаты необходимо взять в кавычки. В конце страницы в реферате следует сделать сноску и указать: автора, название работы, место, год издания и страницу, на которой помещена цитата. Если цитата пересказывается, то перед началом библиографической ссылки следует указать: "см" (смотрите).
Оформление реферата. В подготовленном реферате на первой странице должен быть указан план. В конце работы необходимо поместить список использованной литературы. В списке литературы авторы даются в алфавитном порядке: при этом указывается автор, название работы, место и год издания. В том случае, если работа помещена в сборнике, то после названия работы должно следовать указание: "В сб." И далее в кавычках название сборника, место и год издания. Титульный лист реферата выполняется аналогично титульному листу доклада. Однако вместо слова "Доклад" пишется "Реферат", а вместо "Принял" - "Научный руководитель" Текст реферата печатается через один интервал на машинке или набирается на компьютере. _________________
ПРОГРАММА КУРСА «ФИЛОСОФИЯ».
Для более качественной подготовки студентов к семинарским занятиям и экзаменам, для самоконтроля и ориентации в том, насколько полно расcмотрены вопросы темы ниже приводится программа курса «Философия» для высших учебных заведений.
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.
Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Мироощущение и миропонимание. Жизненно-практическое и теоретическое миропонимание. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Их особенности, сходство и различия. Философское мировоззрение. Основные проблемы и основной вопрос философии. Природа философских проблем. Философия в системе культуры. Функции философии. Философия и наука. Научная обоснованность философского разума и ориентации на социальные ценности. Философское понимание и нравственность. Философия и искусство. Приоритет общечеловеческих ценностей и идеи гуманизма. Человек как высшая ценность. Философия, политика, современность.
2. Историко-философское введение Тема 2. Этапы развития философии
Рождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Философия Древнего Востока. Древнеиндийская философия: чарвака, джайнизм, буддизм. Философские школы в Древнем Китае; конфуцианство, даосизм. Человек в философии и культуре Древнего Востока. Античная философия. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Учение о бытии: Демокрит, Платон, Аристотель. Проблема человека и общества, нравственных и правовых норм. Становление античной диалектики. Философия средневековья. Религиозный характер философской мысли. Учение Аврелия Августина. Природа и человек как творение бога. Разум и воля. Учение о «священной истории». Философия Фомы Аквинского. Проблема разума и веры, сущности и существования. Спор о природе общих понятий: реализм и номинализм. Особенности средневековой схоластики. Развитие философии в Византии. Средневековая философия мусульманского Востока. Философия Возрождения. Характерные черты эпохи, их отражение в философской мысли. Антропоцентрический характер философии Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Натурфилософия Возрождения. Диалектика Николая Кузанского. Рождение новой науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей). Философия Нового времени. Критика средневековой схоластики. Научная революция XVII в., создание механически-материалистической картины мира (И.Ньютон). Проблема метода познания в философии (Ф,Бекон, Р.Декарт). Эмпиризм и рационализм. Французский материализм XVIII века: природа, общество, человек (Ж.Ламетри, К.Гельвеций, П.Гольбах, Д.Дидро). Проблема человека в философии (Ф,Вольтер, Ж.Ж-Руссо). Классическая немецкая философия. Активно-деятельное понимание человека в немецком идеализме. Понятие свободы. Философские позиции И.Канта. Нравственность и наука. Философские концепции Г.В.Гегеля. Идеалистическая диалектика. Антропологический материализм Л.Фейербаха и гуманизм. Особенности формирования мировоззрения и духовной культуры Киевской Руси. Мифологические представления восточных славян в дохристианский, языческий период. Элементы дуализма. Космогонические и космологические взгляды. «Синопсис». Практически-нравственная ориентация украинской философии XI-XVII вв. Проблема человека, его духовного мира и возможностей познания. Отражение идей равноправия, политической самостоятельности, независимости в народном творчестве и литературном наследии мыслителей – “книжников” в период формирования украинской нации. Распространение идей гуманизма в Украине. Творчество Франциска Скорины. Идея двойственной истины. Борьба против догм капитализма, обоснование православия: Ю.Дрогобыч, Р.Русин, С.Ориховский, Шиманович. Зарождение профессиональной филосфии. Творчество И.Вишневского, С.Ориховского, Шиманновича, В.Копистенского, И.Борецкого, Г.Смотрицкого. Роль Киево-Могилянской академии в становлении и развитии философской мысли в Украине (Ф.Прокопович, Г.Конинский, Г.Бужинский, Г.Лорка и др.). Г.С.Сковорода, его жизнь и философия. Соотношение теории и практики. Самопознание. Толкование Библии. Теория познания. Украинская философия XІX века. Философские воззрения Т.Г.Шевченко, И.Я.Франко, П.Грабовского, М.Коцюбинского, Л.Украинки, В.П.Драгоманова. Русская философия XI-XVII вв. Практически-нравственная ориентация русской философии. Проблема человека. Философия XVIII в., влияние Просвещения (А.Радищев). Русская философия XIX в., ее связь с литературой. Историофилософия П.Чаадаева. Славянофилы и западники. Философские воззрения А.Герцена, Н.Чернышевского. Религиозная философия (Ф.Достоевский, В.Соловьев).
Тема 3. Основные философские концепции XIX- начала XXI вв . Характерные черты общественно-политической жизни, научно-технического прогресса и духовной культуры XIX- начала XXI в.в., их отражение в философской мысли. Отношение к разуму и науке в философии ХХ - начале XXI в.в. Размежевание и борьба рационализма и иррационализма. Проблема иррационального (воля, чувства, интуиция, бессознательное) и ее исследование с позиций рационализма. Иррационалистический и мистический подход к иррациональному. Идея бессознательного и психоанализа (Ф.Ницше, А.Бергсон, З.Фрейд). Культ научно-технического разума и его противники. Сциентизм и антисциентизм. Человек в мире и мир человека: экзистенциализм, персонализм, философская антропология. Эволюция религиозной философии в ХХ - начала XXI в.в. Принципы и современное состояние неотомизма. Противоречия и критицизм в рамках современной религиозной философии. (П.Тейяр де Шарден). Исторические формы позитивизма. Борьба неопозитивизма против «метафизики» (Б.Рассел, К.Поппер). Проблема знания и языка. Основные типы ее анализа в различных направлениях: аналитическая философия, структурализм, герменевтика. Анализ языка и методов науки и философии (Л.Витгенштейн). Постпозитивизм и его роль в современной науке и философии (Т.Кун, И.Лакатос). Возникновение и развитие марксистской философии. Социально-исторические предпосылки. Философия как органическая составная часть марксизма. Разработка концепции материалистической диалектики в творчестве К.Маркса и Ф.Энгельса. Отношение к гегелевской диалектике. Разработка Ф.Энгельсом диалектики природы. Украинская философия ХХ - начала XXI в.в. в контексте мировой философской мысли. Влияние взглядов В.Вернадского на философскую мысль Запада. Л.Шестов как один из основателей современного экзистенциализма. Проблема человека, смысла истории и творчества в философии М.Бердяева, И.Франка, М.Лосского, П.Флоренского, С.Булгакова, Л.Карсавина, В.Розанова. Д.Чижевский о принципах формирования украинской духовности. Влияние Д.Чижевского на европейскую духовную культуру. Идейные взаимосвязи с русскоязычными мыслителями. Философские взгляды украинской диаспоры и их влияние на особенности украинской ментальности .
![]() |