Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ЧЕЛОВЕК, ЕГО МИР И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



 

Тема 11. Бытие человека как проблема философии.

 

Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Философская концепция человека как основание наук о человеке. Природа, сущность, предназначение человека.

Антропосоциогенез и его комплексный характер. Труд – центральный фактор антропосоциогенеза. Роль языка в процессе антропосоциогенеза, в формировании сознания и предметно-практической деятельности. Становление общественных отношений и их качественное отличие от отношений биологических.

Труд, сознание, коллективность – воплощение родовой сущности человека. Гармоничность и дисгармония человеческого существования. Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни.

Конечность индивидуального существования человека, проблема жизни и смерти как предмет эмоционального восприятия и размышления. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Социальная и биологическая продолжительность человеческой жизни, смерть и бессмертие. Планетарная общность судьбы, интернационализация общественной жизни, упрочение хозяйственно-экономических взаимосвязей в современную эпоху как объективные основания становления и развития единого мирового сообщества.

 

 

Тема 12. Личность и общество.

Выдвижение проблемы личности как одной из приоритетных в современной философии – отражение возрастающего значения человеческого измерения в социальных процессах современной эпохи. Содержание понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность». Социальные роли личности.

Общечеловеческие и конкретно-исторические нравственные основы деятельности личности в обществе. Значение выявления и раскрытия интеллектуального и нравственного потенциала личности для развития общества.

Всестороннее гармоническое развитие личности – гуманистический идеал человека.

Становление правового государства как необходимое условие преодоления отчуждения человека от собственности и власти.

Диалектика исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии, их взаимная обусловленность. Исторический детерминализм и свобода выбора в деятельности человека. Возрастание свободы личности как критерий общественного прогресса. Свобода и своеволие. Свобода и ответственность.

 

Тема 13. Ценности и их роль в жизни общества и человека.

 

Личность и проблема ценностных ориентаций. Природа ценностей. Ценности и оценки, ценности и целеполагание. Ценности и нормы. Классификация ценностей: ценности гносеологические, этические, эстетические, экономические; ценности групповые и общечеловеческие.

Свобода как ценность.

Социальная обусловленность ценностных ориентаций. Типы ценностных ориентаций и способы их обоснования в истории развития общества и философии. Религиозная этика, эвдемонизм и гедризм, утилитаризм, этика Канта, Швейцера, Дж.Мура. Аксиологические проблемы в развитии отечественной философской мысли.

Аксеология и современность. Ценности и знания, ценности и идеалы. Ценности в развитии науки и техники. Соотношение цели и средств как аксиологическая проблема. Выбор, свобода, ответственность. Отношение к прошлому как проблема аксиологии.

Проблема формирования ценностных ориентаций в процессе воспитания и обучения.

 

Тема 14. Культура и цивилизация.

 

Культура как предмет философского анализа. Философское понятие культуры. Общество и культура. Внешняя и внутренняя детерминация культуры. Социальные функции культуры. Культура и идеология. Культура и научно-технический прогресс. Развитие культуры: традиции и новаторство. Проблема массовой и «элитарной» культуры.

Культура как мир человека, как способ самоопределения и развития общества. Культура и творчество. Самосознание и самооценка, образованность и культурность. Духовность и интеллигентность. Культура общения: полемика и плюрализм мнений. Культура и демократия.

Единство, многообразие и взаимодействие культур. Культура и цивилизация. Цивилизация как социальное образование. Цивилизационные основы существования человечества. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.

 

Тема 15. Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности.

 

Предвосхищение будущего – необходимое условие целесообразной деятельности людей. Социальное предвидение – опережающее отражение действительности. Проблема достоверности социального предвидения и его научные критерии. Становление методов прогнозирования и типы социальных прогнозов.

Сущность и перспективы научно-технического прогресса, его возможные последствия. Ограниченность и опасность технократического прогресса человечества.

Современная глобальная ситуация: политические, экологические, демографические, экономические проблемы и необходимость их решения для выживания человечества в условиях взаимосвязанного и целостного мира. Иерархия глобальных проблем. Проблема «пределов роста». Стимулы и потенциалы общественного развития.

_________________

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Учебники и учебные пособия:

 

1. Бичко А. К., Бичко І.В., Табачковский В.Г. Історія філософії. - К., 2001.

2. Введение в философию. - К., 2003.

3. Горський В.С. Історія української філософіі. - К., 1996.

4. Історія філософії. - К., 2002.

5. Історія філософії України. - К., 1994.

6. История философии.- М., 1999.

7. История философии в кратком изложении. - М., 1991.

8. Кальной И.И. Философия. – Симферополь.2003.

9. Мир философии. В 2-х т. - М., 1991.

10. Никитин Л.Н., Гребеньков Г.В. Научное познание и философия

экономики. – Донецк, 2004.

11. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М., 2001.

13. Петрушенко В.Л. Філософія. – Київ-Львів, 2002.

14. Причений Є.М., Черній А.-М., Гроздецкий В.Д., Чекаль Л.А.

Філософія. - К., 2003.

15. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003.

16. Социальная философия. – Киев- Харьков, 2002.

17.Тесты для самоконтроля по курсу «Философия»(для студентов всех форм

обучения). – Донецк, 2002.

18. Самостоятельная работа по курсу «Философия». (Методические указания

и тесты для студентов всех форм обучения). – Донецк, 2002.

19. Философия. - Ростов/Дон, 2004.

20. Философский энциклопедический словарь. -М., 2005.

21. Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002.

22. Філософський словник.- К., 1986.

23.Хрестоматия по философии. -М., 1996.

24.Хрестоматия по философии. –Ростов/Дон, 2002.

 

 

2. Основные первоисточники:

Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4-х т. - М., 1983, Т.1.

Бекон Ф. Новый Органон // Соч.: В 2-х т. – М., 1972, Т.2

Бергсон А. Два источника морали и религии. – М., 1994.

Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

Белл Д. Социальные границы информационного общества // Новая технологическая волна на Западе. – М., 1986.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – М., 1987.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста // Мир философии. В 2-х ч. – М., 1991.

Винниченко В. Відродження нації. – К., 1990.

Витгенштейн Л. Философские работы в 2 ч. Ч.1. Логико-философский трактат. – М., 1994.

Гоббс Т. Левиафан //Избр. произв.: В 2-х т. – М., 1964. – Т.2.

Гейзинга Й. Homo Ludens. – К.., 1994.

Гельвецкий К. О человеке // Соч.: В 2-х т. – М., 1974. – Т.2.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Соч.: - М., 1969. – Т.4.

Гадамер Г.Г. Истина и метод // Основы философской герменевтики. – М., 1988.

Гольбах П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного // Избр. филос. произв. В 2-х т. – М., 1963. – Т.1.

Грушевський М.С. Хто такі українці і чого вони хочуть. – К., 1991.

Декарт Р. Рассуждения о методе // Избр. произв. В 2-х т. – М., 1989. – Т.1.

Джемс В. Прагматизм. – К., 1995.

Драгоманов м.п. Літературно-публіцистичні праці. – К., 1970.

Дюркгейм Е. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1991.

Зиммель Г. Философия культуры в 2-х т. – М., 1996.

Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6-ти т. – М., 1966. – Т.3.

Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

Конт О. Курс положительной философии // Мир философии: в 2-х ч. – М., 1991. – Ч.1.

Лейбниц Г.В. Монадология // Соч.: В 4-х т. – 1983.- Т.1.

Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избр. филос. произв. В 2-х т. – М., 1969. – Т.1.

Ленін В.І. Матеріалізм і емпіріокритицизм // Повн. збір. тв. – Т.18.

Макиавелли Н. Государь. – М., 1990.

Мангейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.

Маркс К. Економічно-філософські рукописи 1844 року. Твори. – Т. 20.

Монтескье Ш. О духе законов. – М., 1990.

Ніцше Ф. Так казав Заратустра. – К., 1993.

Ортега де Гассет. Что такое философия. – М., 1991.

Парсонс Г. Человек в современном мире. – М., 1985.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Соч.: В 2-х т. – М., 1992.

Платон. Государство. Т.3. – М., 1981.

Рассел Б. Человеческое познание. – М., 1987.

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре // Антология мировой философии.– М.,1970.Т.2.

Спиноза Б. Этика // Избр.произв. в 2-х т. – М., 1984. – Т.2.

Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989.

Сковорода Г.С. Сад божественных песен. – К., 1973.

Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Собр.соч. – М., 1988. Т.1.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

Тойнбі А.Дж. Дослідження історії. – К., 1995.

Фейербах Л. Сущность христианства // Избр.филос.произв. – М., 1955. – Т.2.

Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.

Франко І.Я. Мислі про еволюцію в історії людськості.// Твори. – М., 1956. – Т.19.

Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.

Хайдеггер М. Время и бытие. – М.,1991.

Шевченко Т.Г. Щоденник. – К., 1991.

Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1991.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993. – Т.1.

Енгельс Ф. Діалектика природи.Твори. - Т.20

Юркевич П. З науки про людський дух // Вибране. – К., 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

________________

 

 

КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ



Просмотров 1033

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!