Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Коррекционное обучение в специальных дошкольных учреждениях и группах



Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха оказывается в различных учреждени­ях: детских садах и группах компенсирующего вида, обра­зовательных учреждениях «Школа—детский сад», массо­вых детских садах, сурдологических центрах и кабинетах, центрах коррекции и др. Каждый из названных видов уч­реждений имеет присущие им формы организации коррек­ционной помощи, что определяет содержание и особенно­сти работы по речевому развитию дошкольников с наруше­ниями слуха.

В настоящее время основной формой коррекционной по­мощи являются дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, где осуществляются систематиче­ское целенаправленное воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей. Этот вид учреждений наиболее рас­пространен в нашей стране, они создавались в течение дли­тельного времени в разных регионах. Организация и содержание работы в них обоснованы теоретически (Н.А. Pay, Б.Д. Корсунская, Л.П. Носкова и др.) и отраже­ны в материалах специальных программ и методической литературе.

Эти дошкольные учреждения посещает основная масса дошкольников с нарушениями слуха в возрасте от 2-3 до 7 лет. Детские сады компенсирующего вида рассчитаны на пятилетний или четырехлетний срок воспитания и обу-


Глава 1. Условия речевого развития детей
___________ с недостатками слуха

чения детей, в течение которого наиболее полно могут быть реализованы задачи коррекционно-педагогической работы. В зависимости от состояния слуха комплектуются детские сады или группы для глухих или для слабослышащих до­школьников. В дошкольных учреждениях также организу­ются воспитание и обучение детей со сложными нарушени­ями развития, имеющими помимо снижения слуха другие недостатки (интеллекта, движений, эмоционально-волевой сферы и др.). Предполагаются разные варианты посещения дошкольных учреждений детьми: ежедневное, с пятиднев­ным или интернатным пребыванием. Условия посещения детьми дошкольного учреждения имеют очень важное зна­чение для организации коррекционной работы, определяют разную степень участия семьи в воспитании ребенка, их вза­имосвязи с педагогическим коллективом.

Задачи деятельности дошкольных учреждений для де­тей с нарушениями слуха заключаются в обеспечении все­стороннего развития детей, коррекции отклонений в раз­витии.

Развитие речи детей является центральным звеном кор­рекционно-педагогической работы, которая направлена на преодоление тяжелых вторичных нарушений, обусловлен­ных снижением слуха. Эффективность проведения работы по формированию речи в значительной степени определяет овладение детьми содержанием других разделов програм­мы, а в конечном итоге и уровень познавательного, соци­ально-личностного, эстетического развития ребенка.

Длительный период работы, как правило, в течение 4-5 лет, позволяет формировать речевые умения и навыки, активизировать их в различных ситуациях общения в до­школьном учреждении, в непосредственном общении в се­мье, в других ситуациях.

Работа по речевому развитию детей с нарушениями слу­ха в специальных дошкольных учреждениях осуществля­ется в разнообразных условиях и тесно связана с режимны­ми моментами, играми и другими видами детской деятель­ности, фронтальными и индивидуальными занятиями. Необходимо подчеркнуть, что взаимосвязь в работе сурдо­педагога, воспитателей, других педагогов и родителей по-


Раздел

зволяет обеспечить разнообразие условий практической и игровой деятельности, в которых происходит усвоение ре­чевого материала.

Важным условием речевого развития детей с нарушени­ями слуха является создание слухо-речевой среды, которая рассматривается как один из основных компонентов ком-муникативно-деятельностной системы обучения языку не-слышащих детей (С.А. Зыков, Л.П. Носкова и др.). Созда­ние слухо-речевой среды предполагает постоянное пребы­вание ребенка в среде говорящих людей, организацию речевого общения с ним независимо от состояния его соб­ственной речи и возможностей понимания речи окружаю­щих.

Взрослые организуют постоянное мотивированное обще­ние с детьми, связанное с их бытовыми потребностями, иг­рами, рисованием. В зависимости от этапа обучения взрос­лые побуждают детей пользоваться доступными им речевы­ми (устной речью, табличками с напечатанными словами и фразами, дактилированием, письмом) и неречевыми сред­ствами (естественными жестами, мимикой лица, действия­ми с предметами, выразительными движениями, рисунка­ми и др.).

Важным требованием к организации слухо-речевой сре­ды является постоянное использование качественной зву­коусиливающей аппаратуры, обеспечивающей более пол­ное восприятие речи и звуков окружающего мира; форми­рование устной речи и общения. На занятиях с глухими и слабослышащими дошкольниками используется стационар­ная звукоусиливающая аппаратура — как проводная, так и беспроводная. Использование беспроводной аппаратуры по­зволяет обеспечивать более естественные условия для обще­ния взрослых и детей, их свободное передвижение в ходе занятий. В быту, в играх, а также на занятиях, предполага­ющих большой объем двигательной активности детей (физ­культурные, музыкальные занятия), используются индиви­дуальные слуховые аппараты.

В дошкольных учреждениях обеспечивается контроль за речью детей с учетом исходного уровня ее развития и сфор­мированных речевых умений, предъявляются единые тре-


Глава 1. Условия речевого развития детей
___________________ с недостатками слуха

бования к речи детей со стороны всех взрослых (педагогов, родителей и др.). Речь взрослых должна соответствовать нор­мам литературного языка, быть интонированной, иметь нор­мальный темп и громкость.

Каждое из указанных требований имеет важное значе­ние для организации слухо-речевого режима, а их единство не означает уменьшения роли какого-либо их них.

Специальное обучение языку строится с учетом особен­ностей психического и слухо-речевого развития детей с недостатками слуха, влияния снижения слуха на социаль­ное и познавательное развитие. Поэтому в единстве с обучением языку происходят коррекция познавательных процессов, формирование представлений об окружающем мире, накопление средств взаимодействия с детьми и взрос­лыми.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха процесс речевого развития детей предполагает овла­дение языком в разных условиях и при использовании раз­нообразных форм организации деятельности детей. Содер­жание работы по речевому развитию детей определено та­ким образом, что их жизнедеятельность тесно переплетена и с задачами формирования речи.

Первоначально практическое овладение бытовыми пред­метами и действиями в процессе выполнения различных ре­жимных моментов (умывания, одевания, приёма пищи и др.) предполагает и усвоение значений соответствующих слов и выражений. Такое ситуативное усвоение позволяет ребенку понимать и пользоваться ими в повторяющихся ти­пичных режимных моментах и процедурах. Однако при этом речевой материал не является предметом изучения и специ­альной отработки. Многократное использование речевого материала способствует его запоминанию и практическому усвоению на ситуативном уровне в узком, конкретном зна­чении.

Другим условием накопления и активизации слов и фраз являются разные виды деятельности ребёнка, к которым относятся игра, изобразительная деятельность, труд, раз­витие движений. В процессе целенаправленного формиро­вания этих видов деятельности дети овладевают речевым


Раздел II


Глава 1. Условия речевого развития детей
______ с недостатками слуха


 


материалом, необходимым для обозначения предметов и дей­ствий, характерных для определенной деятельности, напри­мер, игровой или трудовой. Важнейшим мотивом усвоения различных выражений является их необходимость для об­щения детей между собой и со взрослыми в процессе дея­тельности. Особое значение для познавательного развития имеет ознакомление детей с окружающим миром, что по­зволяет формировать представления и знания о разных сто­ронах действительности. Ознакомление с окружающим про­исходит в тесной связи с речевым развитием детей: они уз­нают слова и фразы, нужные для обозначения свойств, качеств, особенностей применения разнообразных предме­тов, условий жизни животных и человека. Использование тематического принципа в ознакомлении с окружающим позволяет в дальнейшем активизировать и систематизиро­вать этот материал на занятиях по развитию речи при зна­комстве с соответствующими темами.

Важнейшим условием речевого развития детей с нарушенным слухом является организация спе­циальных занятий по развитию речи.Их целе­направленное планирование и систематическое проведение позволяет обеспечить ряд задач:

— закрепить, систематизировать тот речевой материал, ко­
торый сообщался детям в разных условиях (в быту, в
играх, труде, рисовании, ознакомлении с окружающим
миром и др.);

— обогащать словарь детей новыми словами и выражения­
ми, проводить целенаправленную работу над их значе­
ниями;

— формировать разные виды речевой деятельности (слухо-
зрительное и слуховое восприятие, говорение, глобаль­
ное и аналитическое чтение, письмо, дактилирование);

— развивать связную речь детей, прежде всего разговор­
ную, а также описательно-повествовательную.

На занятиях по развитию речи используются разные ме­тоды. К ним можно отнести: подражание речи педагога, выполнение речевых действий по образцу, дидактические


игры и упражнения, использование естественных ситуаций, преднамеренное создание ситуаций, специальные речевые упражнения, работу с книгой и др. Необходимым требова­нием к проведению занятий по развитию речи является их насыщение разнообразным дидактическим материалом: реальными предметами и муляжами, игрушками, картин­ками, схемами, табличками.

В зависимости от задач воспитания и обучения детей на каждом возрастном этапе планируется разное количество занятий по развитию речи — от 3 до 5 в неделю. При орга­низации занятий по развитию речи в детском саду учитыва­ются допустимые для каждого возраста нагрузки на детей. Длительность занятий в младших группа — 20 мин., в сред­ней — 25 мин., старшей и подготовительной — 30-35 мин.

Часть речевого материала, усвоенного детьми на заняти­ях по развитию речи, включается в занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению, на кото­рых уточняется произносительная сторона речи. Предъяв­ление речевого материала на слух, использование специаль­ных приемов обучения произношению, в том числе фонети­ческой ритмики, постановки и автоматизации звуков обеспечивают возможность улучшения произношения детей, повышают внятность речи. На этих занятиях усвоенные сло­ва и фразы доводятся до наиболее высокой степени отработ­ки, что позволяет полноценно применять их в разных ситу­ациях общения.

Занятия по развитию речи теснейшим образом взаимо­связаны со всеми другими занятиями и видами деятельно­сти в детском саду. Отбор речевого материала, требования к его усвоению детьми на различных занятиях определяют­ся требованиями программы по развитию речи.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха используются программы, рассчитанные на 5-летний срок воспитания и обучения детей. Для организации рабо­ты по развитию речи неслышащих детей используется Про­грамма воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста (1991), в работе со слабослышащими детьми — Про­грамма воспитания и обучения слабослышащих детей до­школьного возраста (1991). Программы по развитию речи


Раздел


Глава 1. Условия речевого развития детей
___________________ с недостатками слуха


 


для глухих и слабослышащих дошкольников имеют одина­ковую теоретическую основу, однако в содержании отража­ется разный исходный уровень речевого развития двух ка­тегорий детей с нарушениями слуха, темпы и возможности речевого развития детей с различным состоянием слуха, не­обходимость использования разных вспомогательных средств, в частности дактилологии. Программы по разви­тию речи содержат объяснительные записки, материал для проведения работы, методические рекомендации.

Названные программы используются в работе дошколь­ных учреждений для глухих или слабослышащих детей, а также в учреждениях «Школа — детский сад» (Начальная школа — детский сад». Эти государственные образователь­ные учреждения, в которых воспитываются дети дошколь­ного и школьного возраста, получили распространение в по­следнее десятилетие. В структуре «Школы — детского сада» могут быть группы детей раннего и дошкольного возраста, а также начальные классы или все классы (с первого по 10-12) школы для неслышащих или слабослышащих и поздно-оглохших детей. В этих образовательных учреждениях реа­лизуются две образовательные программы: дошкольного и школьного специального образования. Основными средства­ми обеспечения преемственности в коррекционной работе являются педагогические технологии непрерывного коррек-ционного воспитания и обучения детей с нарушениями слу­ха, построенные с учетом особенностей психофизического развития детей дошкольного и школьного возраста, веду­щих для каждого этапа видов деятельности, форм организа­ции общеразвивающей и коррекционной работы. Организа­ция учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях «Школа — детский сад» позволяет обеспечить преемственность в работе детского сада и школы по различ­ным направлениям, в том числе по развитию речи, избе­жать ненужного дублирования работы.

Таким образом, образовательные учреждения для глухих и слабослышащих детей — детский сад компенсирующего вида, «Школа—детский сад», дошкольные группы и дет­ские сады при специальных (коррекционных) школах — со­здаются для оказания коррекционно-педагогической помо-


щи детям с нарушениями слуха, которая представляет це­лостную систему и построена с учетом специфических обра­зовательных потребностей детей данной категории. К ним прежде всего относится целенаправленная работа по разви­тию речи и слухового восприятия. Проведение коррекци­онной работы тесно связано с различными направлениями общеразвивающей работы, без организации которой невоз­можно предотвратить отставание в ходе психического раз­вития данной категории детей.



Просмотров 1209

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!