Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Организация в семье работы по развитию речи детей с нарушенным слухом, посещающих специальные дошкольные учреждения



Как отмечалось выше, в настоящее время большинство детей с нарушениями слуха посещают дошкольные учреж­дения, и работа в семье проводится под руководством сурдо­педагогов. Сочетание работы по развитию речи в детском саду и семье позволяет сделать ее более эффективной. Сур­допедагоги постоянно информируют родителей об успехах и проблемах в воспитании и обучении ребенка, придавая важное значение характеристике его речевого развития. Ро­дители получают рекомендации по проведению работы дома, содержание которых в значительной степени зависит от ре­жима работы дошкольного учреждения (ежедневное, недель­ное, интернатное). Чаще всего это касается пребывания ре­бенка дома в выходные и праздничные дни, во время кани­кул и отпуска родителей.


Раздел II

Работа по развитию речи в семье проводится в разных направлениях. Это, во-первых, создание в семье слухо-рече-вой среды, привлечение всех членов семьи к речевому обще­нию с ребенком. Постоянное речевое общение с ним всех членов семьи создает мотивацию для овладения словами и выражениями. Важным условием развития речи ребенка является предъявление одинаковых требований к речи ре­бенка со стороны всех взрослых, идентичных тем, которые есть в детском саду. Взрослые не должны забывать о важно­сти использования ребенком слуховых аппаратов в процес­се речевого общения и занятий дома, следить за режимом усиления. \

Другое направление работы по развитию речи в семье — закрепление и расширение речевых умений и навыков, сфор­мированных в детском саду. Эта работа связана с выпол­нением заданий сурдопедагога и воспитателей и сводится чаще всего к повторению и закреплению речевого материа­ла, усвоенного на занятиях. Как правило, родители ведут специальные тетради и альбомы, в которые по заданию сурдопедагога подбирают или рисуют картинки по темам и делают подписи к ним в виде слов, предложений, неболь­ших текстов. Этот материал рассматривается с детьми, они прочитывают подписи или подбирают таблички, повторя­ют слова устно, а старшие дети записывают слова в тетради или словарики. Однако нередко, желая добиться повторе­ния материала, родители сводят эту работу к дублирова­нию занятий в детском саду, многократному повторению и заучиванию слов и предложений, что не вызывает интере­са у детей, а часто, наоборот, приводит к нежеланию зани­маться дома.

Значительно больший интерес для ребенка представляет участие в бытовых делах дома, в которых принимают уча­стие другие члены семьи. Необходимо стремиться к расши­рению сферы использования речевого материала в связи с привлечением разных видов деятельности, созданием ситу­аций общения ребенка с детьми и взрослыми.

Например, во время приготовления обеда мама просит ребенка принести овощи, названия которых он усвоил в дет­ском саду (принеси морковь, лук); дать или поставить на


Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье

стол посуду (положи ложки, поставь тарелки). Ситуации купания, стирки, приема пищи, сборов на прогулку — наи­более подходящие моменты для повторения и закрепления слов и предложений, активизации их в разговорной речи. Каждый раз в этих бытовых моментах создаются условия не только для повторения знакомых слов и фраз, но и для введения новых (оторвал, уронил, обрадовался, соскучился, разлил, рассыпал, испачкал). Реальная, наглядная ситуа­ция позволяет лучше осознать значение слова, а чтобы оно «не потерялось», его необходимо записать, предложить ре­бенку прочитать, использовать в необходимых ситуациях, а иногда и специально создавать их.

Наряду с рекомендациями по закреплению материала, предъявляемого детям на занятиях, целесообразно просить родителей знакомить ребенка с теми явлениями, наблюде­ния за которыми сложно организовать в условиях до­школьного учреждения. Посещение с мамой рынка, мага­зина, наблюдения за деятельностью людей, участие в неко­торых действиях, например покупке продуктов, создает основу для обогащения словаря, включения слов в разго­ворную и повествовательную речь ребенка. Расширению представлений об окружающем способствуют посещения па­рикмахерской, аптеки, химчистки и других бытовых уч­реждений, находящихся недалеко от дома. Однако ситуа­тивного введения слова или фразы недостаточно для их за­поминания ребенком, поэтому вечером можно побеседовать с ребенком об увиденном, включив в беседу других чле­нов семьи. Такую беседу можно дополнить рассматрива­нием картинок. Хорошим средством уточнения представ­лений ребенка об увиденном является рисование с обсуж­дением содержания рисунка, подготовкой подписей. Сначала подписи к рисункам из 1-2 предложений делают родители, старшие дошкольники способны сами подпи­сывать свои рисунки после уточнения содержания подписей со взрослыми.

Важным средством эмоционального, познавательного и речевого развития ребенка с нарушенным слухом являются посещения зоопарка, театра, цирка и других культурных и развлекательных учреждений. Родителям необходимо за-


Раздел II

ранее планировать такие мероприятия, продумывая, что должно стать объектом внимания ребенка, какой речевой материал можно ему сообщить. Предварительно нужно рас­сказать ребенку, куда они пойдут, что будут делать. Вече­ром можно обсудить увиденное, уточнить значения слов и выражений, записать и прочитать их, подобрать картинки. Результатом посещения и последующей беседы может стать подготовка книжки-самоделки, рисунки для которой гото­вит ребенок, а подписи к ним обсуждаются вместе со взрос­лым. Как правило, в старших группах в понедельник педа­гоги выделяют время для рассказов детей о событиях вы­ходных дней. Они помогают рассказать о том, что было в выходные дни, задают уточняющие вопросы, вместе с деть­ми рассматривают рисунки ребенка, другие атрибуты ( би­леты, программки, рекламные буклеты и др.). В зависимос­ти от уровня речевого развития одни дети могут показать рисунки и рассказать об их содержании, другие — прочи­тать подписи.

Педагоги должны поддерживать проведенную в семье работу по развитию речи, демонстрировать интерес к тому, что дети узнали и сделали дома. Поддержка и одобрение педагогами стремления детей рассказать о событиях вы­ходных дней, даже если их высказывания и рассказы не всегда соответствуют программным требованиям, форми­руют у детей дополнительную мотивацию и желание по­знать новое.

Сурдопедагог и воспитатели, руководствуясь стремле­нием помочь родителям в организации работы в семье, организуют консультации, родительские конференции, дни открытых дверей, где демонстрируют виды работы по раз­витию речи, объясняют и уточняют требования к исполь­зованию разных форм речи в разных возрастных группах. Важной частью этой работы является популяризация опы­та родителей по развитию речи детей в семье в процессе организации родительских конференций, на которых ро­дители делятся своим опытом работы по речевому разви­тию детей, демонстрируют изготовленные ими пособия, дидактические игры, книжки-самоделки и др.


Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье
Вопросы и задания для самостоятельной работы_________________

1. Назовите образовательные учреждения, в которых
организуется коррекционно-педагогическая помощь
дошкольникам с нарушениями слуха.

2. Каковы условия проведения работы по развитию речи
в детских садах компенсирующего вида, образова­
тельных учреждениях «Школа — детский сад»?

3. Определите контингент дошкольников с нарушения­
ми слуха, воспитание и обучение которых может осу­
ществляться совместно со слышащими детьми в мас­
совых детских садах.

4. Как организуется работа по речевому развитию де­
тей в условиях сурдологических кабинетов, центров,
групп кратковременного пребывания?

5. Определите варианты семейного воспитания ребенка
с нарушенным слухом.

6. Определите основные направления работы по разви­
тию речи детей младенческого возраста с нарушени­
ями слуха в семье.

7. Каково содержание и методические приемы разви­
тия речи плохослышащих детей раннего возраста в
семье?

8. Как организуется работа по речевому развитию де­
тей дошкольного возраста с нарушениями слуха, не
посещающими дошкольные учреждения?

9. Назовите формы и приемы работы по развитию речи
в семье детей с нарушениями слуха, посещающими
дошкольные учреждения.

Литература

1. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у

детей первого года жизни: Методическое пособие / Сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. — М., 2001.

2. Дошкольное воспитание аномальных детей. Книга для учите-

ля и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1993.



Раздел II_____________________________________________

3. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении

глухих детей первых лет жизни. — Иваново, 1996.

4. Корсунская БД. Воспитание глухого дошкольника в семье. —

М., 1970.

5. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушен-

ным слухом в семье. — М., 1991.

6. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдо-

логических кабинетах: Инструктивно-методическое пись­мо. — М., 1990.

7. Черкасова ЕЛ. Минимальные нарушения слуха у детей с рече-

вой патологией // Дефектология. — 2000. — М 3.

8. Шматко НД. Для кого может быть эффективным интегриро-

ванное обучение // Дефектология. — 1999. — № 1, 2.

9. Шматко НД., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит... —

М., 1995, 2003.


РАЗВИТИЕ РЕЧИ

В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ

Деятелъностный принцип отражает основную направ­ленность коммуникативной системы обучения языку и предполагает развитие речи в тесной связи со всеми видами детской деятельности (С.А. Зыков).«Деятельность в соб­ственном смысле — это предметная деятельность, это прак­тика» (С.Л. Рубинштейн).Из психологии известно, что дея­тельность и сознание образуют органическое целое — не тож­дество, но единство. Разум человека является не только предпосылкой практической предметной деятельности, ко­торой человек преобразовывает мир; он также ее продукт.

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста тес­но связано с разными видами деятельности: игрой, рисова­нием, конструированием, различными видами труда, озна­комлением с окружающим и др. Познавательная деятель­ность, как и обслуживающая ее речь, зарождается и развивается сначала как сторона, аспект практической дея­тельности. Она первоначально вплетена в практическую деятельность, а затем из нее выделяется. «Речью, родным языком человек первоначально овладевает, не учась ему спе­циально, а пользуясь им в общении, в деятельности. В ходе этой деятельности достигается овладение речью, науче­ние, но оно выступает в ней не как цель, а как результат деятельности, непосредственно направленной на иные цели»2. Таким образом, сама речь выступает как входя­щая в теоретическую деятельность — особая, речевая де­ятельность.

1 Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — М., 1989. — Т. 1. —
С. 206.

2 Там же. С. 179.


Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей

Необходимо помнить о том, что в дошкольном возрасте речевая деятельность обслуживает разные виды детской де­ятельности, и с учетом этого положения организовывать пе­дагогическую работу по развитию речи детей с нарушения­ми слуха. В детском саду во время различных режимных моментов, на занятиях и в свободной деятельности детей учат действовать с предметами, игрушками. Практическая деятельность помогает осознать реальные неязыковые от­ношения между предметами, понять их функции и свой­ства. Условия деятельности делают мотивированным и ус­воение сообщений взрослых, комментирующих ее, подра­жание речи взрослых также становится осмысленным. Коллективный характер большинства видов детской дея­тельности способствует возникновению желания обменять­ся впечатлениями, спросить, узнать, попросить что-либо. Таким образом, развитие разных видов детской деятель­ности является одним из важнейших условий речевого раз­вития дошкольников с нарушенным слухом.

Развитие речи в быту

Большая часть времени в дошкольных учреждениях от­водится на проведение режимных моментов. Примерно 7 ча­сов в течение дня занимают такие бытовые процессы, как подъем детей после сна, утренняя гимнастика, завтрак, обед, полдник, ужин, прогулки, подготовка ко сну и др. Условия непосредственного общения детей с воспитателями, кото­рые создаются при этом, наиболее полно способствуют усво­ению норм поведения, формированию простейших трудо­вых умений и навыков самообслуживания, расширению представлений детей об окружающем. Бытовые ситуации, в которых систематически оказывается ребенок, становятся основой для создания чувственной базы речи. Здесь знаком­ство со словом, включение его в разные коммуникативные конструкции происходит одновременно с выполнением дей­ствий, исследованием реальных предметов, которыми он многократно пользуется, таким образом познавая их свой­ства, сферу употребления. Обучая ребенка умываться, есть,


Раздел III

одеваться, взрослые одновременно сообщают ему слова и выражения, которые необходимы для общения в данных ситуациях.

При правильно организованной работе воспитателя все ситуации, связанные с выполнением режима дня, могут быть основой для знакомства со словом, обогащения и кон­кретизации его значения, включения в активную речь де­тей еще до проведения различных занятий, в том числе и по развитию речи, где данный речевой материал предъявляет­ся в другой логике и последовательности.

Организовывая детский коллектив в различных быто­вых ситуациях, воспитатели пользуются устной речью, со­общая детям слова, обозначающие названия необходимых предметов, их свойств и качеств, комментируя выполняе­мые действия, оценивая поступки и действия детей. Из общего речевого потока выделяются отдельные слова, по­ручения, вопросы, которые отражают содержание данно­го режимного момента, и детям необходимо их запомнить. Этот речевой материал предъявляется и в письменной фор­ме в более ограниченном объеме. Количество слов и фраз в письменном виде не должно быть велико, чтобы искусст­венно не удлинялось время, отведенное на режимные мо­менты.

Отбор речевого материала, предъявляемого в быту, вос­питатель осуществляет заранее вместе с сурдопедагогом на основе общего словаря к программе. Этот материал фикси­руется на табличках. В помещениях группы, где дети раз­деваются, умываются, спят, обедают, располагаются набор­ные полотна, в которых хранятся таблички с необходимы­ми по ходу данного процесса словами, поручениями, сообщениями, вопросами. По мере усвоения слов и выраже­ний они заменяются на новые. Речевой материал, представ­ленный в письменном виде, должен быть прочитан.

Для старших глухих дошкольников, владеющих устно-дактильной формой речи, речевой материал, необходимый для усвоения в быту, может сообщаться и уточняться уст-но-дактилъно. По мере его усвоения он может предлагаться воспитателем устно и воспроизводиться детьми также в ус­той форме.


Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей

При отборе речевого материала, планировании способов его предъявления воспитатель руководствуется рекоменда­циями сурдопедагога, в основу которых положены требова­ния программы по развитию речи.

Отбор речевого материала тесно связан с ситуацией его использования, т. к. в различных бытовых моментах он предъявляется ситуативно. Воспитатель не стремится до­биться полного усвоения слов и выражений сразу. Регуляр­ность использования одних и тех же фраз и слов в тех же ситуациях будет способствовать лучшему запоминанию их детьми, пониманию в структуре различных высказываний. В дальнейшем уровень усвоения этого материала будет по­вышаться за счет его использования на занятиях по разным видам деятельности, в процессе ознакомления с окружаю­щим, на специальных занятиях по развитию речи. Иногда наблюдаемое в практике искусственное деление словаря на «воспитательский» и «педагогический» неправомерно, так как заранее ограничивается сфера использования речевого материала. При правильном подходе одни и те же слова и выражения необходимо использовать и в быту, и на разных занятиях.

Учитывая содержание деятельности детей, воспитатели намечают и методические приемы раскрытия значений слов, стремясь обеспечить формирование точных наглядных представлений, стоящих за словом. Вводя новое слово, пе­дагог предлагает детям рассмотреть предмет, по возможно­сти потрогать, демонстрирует способ его использования. Так, знакомя младших дошкольников с полотенцем в процессе умывания, воспитатель покажет его, назовет (это полотен­це), развернет во всю длину, предложит детям потрогать и почувствовать его мягкость, затем покажет, как правильно пользоваться полотенцем. После этого детям будет предло­жено взять и рассмотреть свои полотенца, вытереть руки. Табличка со словом полотенце прочитывается воспитате­лем вместе с детьми и располагается рядом с соответствую­щим предметом. В соответствии с необходимостью исполь­зования данного предмета гигиены и общением с детьми в связи с данным режимным моментом воспитатель в даль­нейшем использует разные по характеру коммуникативные


Раздел III

высказывания со словом полотенце (возьми полотенце, где полотенце?, полотенце упало). Введение этих фраз тесно связывается с ситуацией, где их использование уместно и необходимо. Последовательность введения фраз, их лекси­ческая наполняемость зависят от этапа обучения, возраста и уровня речевого развития дошкольников.

Характеризуя речевой материал, который мо­жет быть введен при проведении режимных мо­ментов, следует отметить, что он должен:

— быть актуальным для общения детей со взрослыми и
между собой, соответствовать задачам проведения соот­
ветствующего режимного процесса;

— включать разные коммуникативные конструкции (по­
ручения, сообщения, вопросы, отрицания), в состав ко­
торых входят разные грамматические категории (суще­
ствительные, глаголы, прилагательные, наречия и др.)
в зависимости от ситуации общения;

— быть обеспечен повторяемостью в различных ситуациях
общения.

Как правило, воспитатели работают с одной группой де­тей в течение всего периода обучения или нескольких лет. Осуществляя вместе с сурдопедагогом речевое развитие вос­питанников группы, воспитатель на каждом последую­щем этапе работы с детьми расширяет объем материала, используемого в быту, обогащает лексический состав и грам­матическую сложность высказываний. Речевое оформление одной и той же ситуации с детьми разных лет обучения вы­глядит по-разному. Например, во время сборов на прогулку с детьми младшей группы воспитатель использует следую­щие слова и выражения: Пойдем гулять. Будем одеваться. Сядьте. Наденьте кофту (штаны, сапоги, шапку, курт­ку). Возьмите варежки. Алеша, ты надел шапку неправиль­но. Сними. Я помогу. Молодцы, оделись быстро. Идите гу­лять.

В старшей группе речевое оформление этой же ситуации выглядит по-другому: Сегодня пойдем на прогулку в парк. Нужно одеваться быстро. Наденьте сапоги. Алеша, непра-



Просмотров 1721

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!