![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Организация в семье работы по развитию речи детей с нарушенным слухом, посещающих специальные дошкольные учреждения
Как отмечалось выше, в настоящее время большинство детей с нарушениями слуха посещают дошкольные учреждения, и работа в семье проводится под руководством сурдопедагогов. Сочетание работы по развитию речи в детском саду и семье позволяет сделать ее более эффективной. Сурдопедагоги постоянно информируют родителей об успехах и проблемах в воспитании и обучении ребенка, придавая важное значение характеристике его речевого развития. Родители получают рекомендации по проведению работы дома, содержание которых в значительной степени зависит от режима работы дошкольного учреждения (ежедневное, недельное, интернатное). Чаще всего это касается пребывания ребенка дома в выходные и праздничные дни, во время каникул и отпуска родителей. Раздел II
Другое направление работы по развитию речи в семье — закрепление и расширение речевых умений и навыков, сформированных в детском саду. Эта работа связана с выполнением заданий сурдопедагога и воспитателей и сводится чаще всего к повторению и закреплению речевого материала, усвоенного на занятиях. Как правило, родители ведут специальные тетради и альбомы, в которые по заданию сурдопедагога подбирают или рисуют картинки по темам и делают подписи к ним в виде слов, предложений, небольших текстов. Этот материал рассматривается с детьми, они прочитывают подписи или подбирают таблички, повторяют слова устно, а старшие дети записывают слова в тетради или словарики. Однако нередко, желая добиться повторения материала, родители сводят эту работу к дублированию занятий в детском саду, многократному повторению и заучиванию слов и предложений, что не вызывает интереса у детей, а часто, наоборот, приводит к нежеланию заниматься дома. Значительно больший интерес для ребенка представляет участие в бытовых делах дома, в которых принимают участие другие члены семьи. Необходимо стремиться к расширению сферы использования речевого материала в связи с привлечением разных видов деятельности, созданием ситуаций общения ребенка с детьми и взрослыми. Например, во время приготовления обеда мама просит ребенка принести овощи, названия которых он усвоил в детском саду (принеси морковь, лук); дать или поставить на Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье
Наряду с рекомендациями по закреплению материала, предъявляемого детям на занятиях, целесообразно просить родителей знакомить ребенка с теми явлениями, наблюдения за которыми сложно организовать в условиях дошкольного учреждения. Посещение с мамой рынка, магазина, наблюдения за деятельностью людей, участие в некоторых действиях, например покупке продуктов, создает основу для обогащения словаря, включения слов в разговорную и повествовательную речь ребенка. Расширению представлений об окружающем способствуют посещения парикмахерской, аптеки, химчистки и других бытовых учреждений, находящихся недалеко от дома. Однако ситуативного введения слова или фразы недостаточно для их запоминания ребенком, поэтому вечером можно побеседовать с ребенком об увиденном, включив в беседу других членов семьи. Такую беседу можно дополнить рассматриванием картинок. Хорошим средством уточнения представлений ребенка об увиденном является рисование с обсуждением содержания рисунка, подготовкой подписей. Сначала подписи к рисункам из 1-2 предложений делают родители, старшие дошкольники способны сами подписывать свои рисунки после уточнения содержания подписей со взрослыми. Важным средством эмоционального, познавательного и речевого развития ребенка с нарушенным слухом являются посещения зоопарка, театра, цирка и других культурных и развлекательных учреждений. Родителям необходимо за-
Педагоги должны поддерживать проведенную в семье работу по развитию речи, демонстрировать интерес к тому, что дети узнали и сделали дома. Поддержка и одобрение педагогами стремления детей рассказать о событиях выходных дней, даже если их высказывания и рассказы не всегда соответствуют программным требованиям, формируют у детей дополнительную мотивацию и желание познать новое. Сурдопедагог и воспитатели, руководствуясь стремлением помочь родителям в организации работы в семье, организуют консультации, родительские конференции, дни открытых дверей, где демонстрируют виды работы по развитию речи, объясняют и уточняют требования к использованию разных форм речи в разных возрастных группах. Важной частью этой работы является популяризация опыта родителей по развитию речи детей в семье в процессе организации родительских конференций, на которых родители делятся своим опытом работы по речевому развитию детей, демонстрируют изготовленные ими пособия, дидактические игры, книжки-самоделки и др. Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье 1. Назовите образовательные учреждения, в которых 2. Каковы условия проведения работы по развитию речи 3. Определите контингент дошкольников с нарушения 4. Как организуется работа по речевому развитию де 5. Определите варианты семейного воспитания ребенка 6. Определите основные направления работы по разви 7. Каково содержание и методические приемы разви 8. Как организуется работа по речевому развитию де 9. Назовите формы и приемы работы по развитию речи Литература 1. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни: Методическое пособие / Сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. — М., 2001. 2. Дошкольное воспитание аномальных детей. Книга для учите- ля и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1993.
Раздел II_____________________________________________ 3. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. — Иваново, 1996. 4. Корсунская БД. Воспитание глухого дошкольника в семье. — М., 1970. 5. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушен- ным слухом в семье. — М., 1991. 6. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдо- логических кабинетах: Инструктивно-методическое письмо. — М., 1990. 7. Черкасова ЕЛ. Минимальные нарушения слуха у детей с рече- вой патологией // Дефектология. — 2000. — М 3. 8. Шматко НД. Для кого может быть эффективным интегриро- ванное обучение // Дефектология. — 1999. — № 1, 2. 9. Шматко НД., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит... — М., 1995, 2003.
В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ Деятелъностный принцип отражает основную направленность коммуникативной системы обучения языку и предполагает развитие речи в тесной связи со всеми видами детской деятельности (С.А. Зыков).«Деятельность в собственном смысле — это предметная деятельность, это практика» (С.Л. Рубинштейн).Из психологии известно, что деятельность и сознание образуют органическое целое — не тождество, но единство. Разум человека является не только предпосылкой практической предметной деятельности, которой человек преобразовывает мир; он также ее продукт. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с разными видами деятельности: игрой, рисованием, конструированием, различными видами труда, ознакомлением с окружающим и др. Познавательная деятельность, как и обслуживающая ее речь, зарождается и развивается сначала как сторона, аспект практической деятельности. Она первоначально вплетена в практическую деятельность, а затем из нее выделяется. «Речью, родным языком человек первоначально овладевает, не учась ему специально, а пользуясь им в общении, в деятельности. В ходе этой деятельности достигается овладение речью, научение, но оно выступает в ней не как цель, а как результат деятельности, непосредственно направленной на иные цели»2. Таким образом, сама речь выступает как входящая в теоретическую деятельность — особая, речевая деятельность.
2 Там же. С. 179. Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей
Развитие речи в быту Большая часть времени в дошкольных учреждениях отводится на проведение режимных моментов. Примерно 7 часов в течение дня занимают такие бытовые процессы, как подъем детей после сна, утренняя гимнастика, завтрак, обед, полдник, ужин, прогулки, подготовка ко сну и др. Условия непосредственного общения детей с воспитателями, которые создаются при этом, наиболее полно способствуют усвоению норм поведения, формированию простейших трудовых умений и навыков самообслуживания, расширению представлений детей об окружающем. Бытовые ситуации, в которых систематически оказывается ребенок, становятся основой для создания чувственной базы речи. Здесь знакомство со словом, включение его в разные коммуникативные конструкции происходит одновременно с выполнением действий, исследованием реальных предметов, которыми он многократно пользуется, таким образом познавая их свойства, сферу употребления. Обучая ребенка умываться, есть,
При правильно организованной работе воспитателя все ситуации, связанные с выполнением режима дня, могут быть основой для знакомства со словом, обогащения и конкретизации его значения, включения в активную речь детей еще до проведения различных занятий, в том числе и по развитию речи, где данный речевой материал предъявляется в другой логике и последовательности. Организовывая детский коллектив в различных бытовых ситуациях, воспитатели пользуются устной речью, сообщая детям слова, обозначающие названия необходимых предметов, их свойств и качеств, комментируя выполняемые действия, оценивая поступки и действия детей. Из общего речевого потока выделяются отдельные слова, поручения, вопросы, которые отражают содержание данного режимного момента, и детям необходимо их запомнить. Этот речевой материал предъявляется и в письменной форме в более ограниченном объеме. Количество слов и фраз в письменном виде не должно быть велико, чтобы искусственно не удлинялось время, отведенное на режимные моменты. Отбор речевого материала, предъявляемого в быту, воспитатель осуществляет заранее вместе с сурдопедагогом на основе общего словаря к программе. Этот материал фиксируется на табличках. В помещениях группы, где дети раздеваются, умываются, спят, обедают, располагаются наборные полотна, в которых хранятся таблички с необходимыми по ходу данного процесса словами, поручениями, сообщениями, вопросами. По мере усвоения слов и выражений они заменяются на новые. Речевой материал, представленный в письменном виде, должен быть прочитан. Для старших глухих дошкольников, владеющих устно-дактильной формой речи, речевой материал, необходимый для усвоения в быту, может сообщаться и уточняться уст-но-дактилъно. По мере его усвоения он может предлагаться воспитателем устно и воспроизводиться детьми также в устой форме. Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей
Отбор речевого материала тесно связан с ситуацией его использования, т. к. в различных бытовых моментах он предъявляется ситуативно. Воспитатель не стремится добиться полного усвоения слов и выражений сразу. Регулярность использования одних и тех же фраз и слов в тех же ситуациях будет способствовать лучшему запоминанию их детьми, пониманию в структуре различных высказываний. В дальнейшем уровень усвоения этого материала будет повышаться за счет его использования на занятиях по разным видам деятельности, в процессе ознакомления с окружающим, на специальных занятиях по развитию речи. Иногда наблюдаемое в практике искусственное деление словаря на «воспитательский» и «педагогический» неправомерно, так как заранее ограничивается сфера использования речевого материала. При правильном подходе одни и те же слова и выражения необходимо использовать и в быту, и на разных занятиях. Учитывая содержание деятельности детей, воспитатели намечают и методические приемы раскрытия значений слов, стремясь обеспечить формирование точных наглядных представлений, стоящих за словом. Вводя новое слово, педагог предлагает детям рассмотреть предмет, по возможности потрогать, демонстрирует способ его использования. Так, знакомя младших дошкольников с полотенцем в процессе умывания, воспитатель покажет его, назовет (это полотенце), развернет во всю длину, предложит детям потрогать и почувствовать его мягкость, затем покажет, как правильно пользоваться полотенцем. После этого детям будет предложено взять и рассмотреть свои полотенца, вытереть руки. Табличка со словом полотенце прочитывается воспитателем вместе с детьми и располагается рядом с соответствующим предметом. В соответствии с необходимостью использования данного предмета гигиены и общением с детьми в связи с данным режимным моментом воспитатель в дальнейшем использует разные по характеру коммуникативные
— быть актуальным для общения детей со взрослыми и — включать разные коммуникативные конструкции (по — быть обеспечен повторяемостью в различных ситуациях Как правило, воспитатели работают с одной группой детей в течение всего периода обучения или нескольких лет. Осуществляя вместе с сурдопедагогом речевое развитие воспитанников группы, воспитатель на каждом последующем этапе работы с детьми расширяет объем материала, используемого в быту, обогащает лексический состав и грамматическую сложность высказываний. Речевое оформление одной и той же ситуации с детьми разных лет обучения выглядит по-разному. Например, во время сборов на прогулку с детьми младшей группы воспитатель использует следующие слова и выражения: Пойдем гулять. Будем одеваться. Сядьте. Наденьте кофту (штаны, сапоги, шапку, куртку). Возьмите варежки. Алеша, ты надел шапку неправильно. Сними. Я помогу. Молодцы, оделись быстро. Идите гулять. В старшей группе речевое оформление этой же ситуации выглядит по-другому: Сегодня пойдем на прогулку в парк. Нужно одеваться быстро. Наденьте сапоги. Алеша, непра-
![]() |