Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Коррекционная работа с дошкольниками с нарушениями слуха в условиях интегрированного обучения в массовых детских садах



В последнее десятилетие все большее число дошкольни­ков с нарушениями слуха воспитываются в условиях дош­кольных учреждений общего типа, в среде нормально слы­шащих детей. Большее распространение получают дошколь­ные учреждения комбинированного вида, в составе которых имеются группы для детей с нарушениями слуха. Эта тен­денция связана с изменениями в социально-экономических условиях жизни, обновлением государственной образова­тельной политики, направленной на большую вариативность форм воспитания и обучения детей, большим участием ро­дителей в воспитании детей.

В настоящее время изучаются возможности интеграции глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста в среду слышащих, разрабатываются различные формы пребывания детей в массовых дошкольных учрежде­ниях и школах (Н.Н. Малофеев, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шмат-ко). Среди различных форм интегрированного воспитания дошкольников называются специальные группы при массо­вых детских садах; смешанные дошкольные группы, в кото­рые плохослышащие дети воспитываются вместе со слыша­щими; воспитание отдельных детей (1-2 ребенка) в группе слышащих детей; пребывание 1-2 слышащих детей в специ­альной группе. Создание специальных групп для дошкольни-

4—2461


Раздел II


Глава 1. Условия речевого развития детей
____________ с недостатками слуха


 


ков с нарушениями слуха в массовых дошкольных учрежде­ниях рассматривается как один из наиболее распространен­ных вариантов, удобных для проведения интеграции плохос­лышащих детей.

Для успешной интеграции ребенка с недостат­ками слуха в среду нормально слышащих детей специалистами особо подчеркивается необходи­мость учета ряда показателей:

— раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и
организация коррекционно-педагогической работы в се­
мье с момента выявления снижения слуха;

— возможность организации систематической коррекци-
онной помощи ребенку с нарушенным слухом со сторо­
ны специалистов;

— желание родителей воспитывать ребенка в массовом
дошкольном учреждении и их готовность к длительной
систематической работе с ребенком.

Уровень психофизического, речевого и коммуникативно­го развития ребенка с нарушенным слухом рассматривает­ся в качестве важного условия его интеграции в среду слы­шащих детей, возможности овладения образовательным стандартом массового детского сада. Безусловно, интегра­ция в среду слышащих детей может быть рекомендована глухим или слабослышащим детям с высоким уровнем пси­хофизического развития, которые не отстают от слышащих сверстников.

В значительной степени комфортность пребывания в сре­де слышащих детей, полноценность общения с ними зави­сят от уровня речевого развития ребенка.

Целесообразно рассмотреть уровень речевого развития детей с нарушенным слухом, которым может быть рекомен­довано интегрированное обучение. Это, во-первых, слабо­слышащие дети с легкими и средними потерями слуха, вла­деющие фразовой речью; во-вторых, позднооглохшие до­школьники, потерявшие слух после 2—4 лет и сохранившие речь, и, в-третьих, глухие и слабослышащие дети со зна­чительными потерями слуха, с которыми рано начата спе-


циальная педагогическая работа в семье под контролем спе­циалистов. Безусловно, уровень речевого развития интег­рированного ребенка в значительной степени обусловлен его возрастом: ребенок раннего возраста может пользоваться от­дельными словами, звукоподражаниями, что соотносится с речью слышащих детей этого возраста, общение которых включает невербальные компоненты. Детям среднего и стар­шего дошкольного возраста с нарушенным слухом необхо­димо владеть фразовой речью, что важно для осуществле­ния ситуативного и внеситуативного общения дошкольни­ков этого возраста. Таким образом, важно соотнесение уровня речевого развития ребенка с нарушенным слухом с речью слышащих детей, вместе с которыми он воспитыва­ется.

Выбор моделей интеграции также обусловлен уровнем психофизического и речевого развития ребенка со снижен­ным слухом (Н.Д. Шматко, 2000). Так, детям, не способ­ным на равных со слышащими детьми овладевать образо­вательной программой, рекомендуется временная или ча­стичная интеграция, при которой они находятся в специальной группе. Содержание и организация работы в ней соответствуют работе в специальных детских садах. Дети с нарушениями слуха из специальной группы объе­диняются со слышащими сверстниками не реже двух раз в месяц. Педагоги специальной и массовой групп организу­ют развлечения детей, занятия по разным видам деятель­ности (изобразительная деятельность, труд, игра), темати­ческий и речевой материал которых доступен всем дош­кольникам. Для детей, имеющих высокий уровень психофизического и речевого развития, могут быть эффек­тивны другие модели интеграции, когда дети находятся в массовой группе часть дня, например после обеда, или же весь день. Однако и при более длительном или постоянном пребывании плохослышащих детей в обычных группах им рекомендуется посещение индивидуальных занятий с сур­допедагогом (в специальной группе, в группе кратковре­менного пребывания, в сурдологическом центре). Таким образом, к интеграции в массовый детский сад оказывают­ся подготовленными дети, имеющие наиболее высокий уро-


Раздел

вень речевого развития по сравнению с другими детьми с нарушенным слухом.

Воспитание детей с нарушениями слуха в массовых до­школьных учреждениях имеет ряд положительных сто­рон. Это, прежде всего, социальная абилитация или реаби­литация глухого или слабослышащего дошкольника, про­исходящая в естественных условиях, предполагающая расширение сферы общения и числа включенных в нее взрослых и детей. В этих условиях влияние депривацион-ных факторов, связанных с ограничением социальных кон­тактов, проявляется значительно меньше. Ребенок стано­вится участником жизни дома, во дворе, на детской пло­щадке, знакомится с ближайшими общественными учреждениями и т. д.

Дети, интегрированные в массовые дошкольные учреж­дения, постоянно находятся в естественной речевой среде, воспринимают естественную речь со свойственной ей инто­нацией, большой вариативностью высказываний. Для фор­мирования разговорной речи важна возможность восприя­тия детской речи с характерным интонационным рисун­ком и своеобразием лексического состава, в том числе и употребление специфически детских выражений и слове­чек.

В процессе пребывания ребенка с нарушенным слухом в массовом детском саду, вне зависимости от формы интегра­ции, с ним проводится интенсивная коррекционная рабо­та, направленная на устранение или предупреждение вто­ричных отклонений в развитии. Важным направлением кор-рекционно-развивающей работы является речевое развитие ребёнка. Само по себе пребывание его в нормальной речевой среде, включение в повседневную коммуникацию со слы­шащими детьми и взрослыми не могут обеспечить задачи обучения языку и преодоления недоразвития речи. В осно­ву коррекционной деятельности должны быть положены учет особенностей психофизического развития глухих и сла­бослышащих дошкольников, соблюдение принципов, на ко­торых базируется эта работа в специальных детских садах. Речевое развитие интегрированных детей имеет и общие чер­ты с формированием речи воспитанников специальных до-


Глава 1. Условия речевого развития детей
___________________ с недостатками слуха

школьных учреждений, и различия, обусловленные усло­виями пребывания ребенка в массовом детском саду. Так же как и в специальном детском саду, эта работа направле­на на развитие речи как средства общения и познания окру­жающего мира, носит планомерный последовательный ха­рактер.

Взрослые организуют речевую среду и ситуации обще­ния детей в группе, активным участником которых являет­ся ребёнок со сниженным слухом.

К осуществлению работы по развитию речи привлека­ются родители, сурдопедагоги, воспитатели, другие педа­гоги. Оптимальный вариант помощи ребенку, интегриро­ванному в массовый детский сад, — наличие в штатном расписании детского сада сурдопедагога. Сурдопедагог пре­дусматривает различные формы работы по речевому раз­витию глухих и слабослышащих детей: фронтальные или занятия группами по 2-3 ребенка (в зависимости от числа детей с нарушенным слухом), индивидуальные занятия. Важное значение придается взаимосвязи в работе сурдо­педагога и воспитателей, музыкального руководителя. Сур­допедагог организует методическую помощь этим специа­листам по организации коррекционной работы с плохос-лышащим ребенком, консультирует их по вопросам речевого развития детей. В настоящее время недостаточно количество методических рекомендаций по различным на­правлениям работы с детьми с нарушениями слуха в мас­совых садах, в том числе и по развитию речи. Некоторую информацию можно получить из публикаций сурдопедаго­гов, имеющих опыт работы в смешанных группах (В.Н. Сводина, Л.Н. Терьянова, 2001).

В задачи сурдопедагога входит координация работы по развитию речи, которая осуществляется в разных услови­ях: в быту, в разных видах деятельности детей, на фрон­тальных и индивидуальных занятиях по развитию речи, раз­витию слухового восприятия и обучению произношению. Работа по развитию речи плохослышащих дошкольников включает в себя направления, соответствующие тем, по ко­торым осуществляется развитие речи в специальных до­школьных учреждениях.


 




Раздел II


Глава 1. Условия речевого развития детей с недостатками слуха


 


Прежде всего решается задача развития потребности де­тей в словесном общении, формирование желания пользо­ваться устной речью.

Специальной задачей являются систематическое обога­щение словаря детей, уточнение и расширение значений слов и высказываний, активизация их в различных ситуациях общения.

Как свидетельствует опыт сурдопедагогов и воспитателей смешанных групп, необходимость использования большего по объему и сложности речевого материала в процессе общих со слышащими детьми занятий, понимания в процессе чте­ния и рассказывания более сложных в лексико-граматиче-ском плане текстов связана с подготовительной работой к вос­приятию нового речевого материала, проведения своего рода «опережающего» обучения.

В процессе обучения языку происходят развитие связной речи, использование различных коммуникативных высказы­ваний. Развитие навыков устной коммуникации происходит как в процессе занятий, так и в ходе непосредственного об­щения со слышащими детьми и взрослыми в процессе жиз­недеятельности.

Как и в специальном детском саду, значительное внима­ние уделяется формированию разных форм словесной речи. Высокие требования предъявляются к устной речи детей с нарушенным слухом со стороны ее внятности, разборчиво­сти, понятности. Неразборчивая, невнятная речь может стать препятствием для полноценного общения ребенка с нарушенным слухом с другими детьми в группе, привести к некомфортному положению его в детском коллективе. По­этому на индивидуальных занятиях прежде всего, а также в ходе всего учебного процесса сурдопедагог проводит рабо­ту по формированию произношения в соответствии с инди­видуальными особенностями устной речи, состоянием слу­хового восприятия. Содержание, формы и методы работы идентичны тем, которые есть в специальных дошкольных учреждениях. В качестве методов работы над различными компонентами устной речи используются речевая ритмика, подражание речи педагога, сопряженно-отраженное прого-варивание, постановка звуков, чтение. Широко использу-


ются игровые методы, базирующиеся на привлечении раз­личных компонентов сюжетных и дидактических игр: дей­ствий с сюжетными игрушками, игр с правилами, исполь­зование предметов-заместителей, воображаемых предметов и ситуаций и др. Для активизации устной речи важное зна­чение имеют обогащение речевой практики, привлечение к общению не только детей своей группы, но и незнакомых детей и взрослых.

С целью речевого развития плохослышащих дошкольни­ков, воспитывающихся в массовых группах и садах, широ­ко используется письменная форма речи. Она привлекается для уточнения воспринимаемого на слухо-зрительной осно­ве речевого материала, лучшего его запоминания и воспро­изведения. В повседневной работе, на занятиях по разным разделам программы, и более широко — на занятиях по раз­витию речи используются слова и высказывания в письмен­ной форме (записи на табличках, на доске). На занятиях воспитателей — это слова и фразы, связанные с характером и содержанием деятельности детей, названием объектов и явлений.

Так же как и в специальных детских садах, важное зна­чение придается обучению чтению, которое происходит по этапам — от глобального к аналитическому чтению.

Как свидетельствует опыт сурдопедагогов и воспитате­лей смешанных групп, в которых осуществляется совмест­ное обучение плохослышащих и нормально развивающих­ся детей, слышащие дети в условиях этих групп также рань­ше по сравнению со своими слышащими сверстниками начинают читать, что связано с использованием специфи­ческих методов, в том числе и благодаря раннему введению глобального чтения.

На основе сформированных навыков чтения в дальней­шем происходят обогащение словаря детей, интенсивное раз­витие навыков разговорной и описательно-повествователь­ной речи.

Различные стороны развития ребенка с нарушенным слу­хом должны быть под контролем сурдопедагога. Осуществ­ляя контроль за развитием ребенка, воспитывающегося в массовом дошкольном учреждении, пристальное внимание


Раздел II


Глава 1. Условия речевого развития детей
____________ с недостатками слуха


 


предъявляет сурдопедагог речевому развитию на всех ста­диях обучения, особенно на этапе перехода в школу.

В течение пребывания ребенка в массовом детском саду родители проводят систематическую работу по развитию речи, автоматизации сформированных речевых умений и навыков в семье и вне ее. Более подробно содержание рабо­ты по развитию речи раскрыто в главе «Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье».

Значительно более сложной оказывается ситуация, ког­да ребенок с нарушенным слухом находится в детском саду, где нет учителя-дефектолога.

В этих случаях коррекционно-развивающая помощь ре­бенку по различным направлениям должна оказываться в сурдокабинете или группе кратковременного пребывания, которая может быть организована при детском саде ком­пенсирующего или комбинированного вида.

Наиболее сложным и нередко малоэффективным вари­антом пребывания ребенка в массовом дошкольном учреж­дении является так называемая «стихийная» интеграция, осуществляемая чаще всего по желанию родителей, без уча­стия специалистов. В этих случаях воспитатели оказывают­ся беспомощны в организации коррекционной поддержки ребенка. Отсутствие контроля и помощи со стороны специа­листов может привести к отставанию в развитии ребенка, обусловить сложности во взаимоотношениях детей, негатив­ное отношение воспитателей к возможностям развития ре­бенка со сниженным слухом в среде нормально слышащих детей.

Известно, что легкие, минимальные недостатки слуха (снижение на 15-25 дБ), возникшие в период формирова­ния речи, обусловливают недоразвитие речи разной степе­ни выраженности. Чем раньше возникло снижение слуха, тем больше нарушаются различные компоненты языковой системы. Проведенные исследования состояния слуха вы­явили значительную распространенность легких нарушений слуха у дошкольников с речевой патологией (Е.Л. Черкасо­ва, 2001).Довольно часто дети с минимальными недостат­ками слуха посещают массовые детские сады, их наруше­ния долгое время остаются невыявленными, между тем они


негативно отражаются на развитии речи ребенка. Все это диктует необходимость участия специалистов (врачей, ло­гопедов, учителей-дефектологов) в выявлении детей с нару­шениями слуха в массовых детских садах, своевременного начала специальной работы по развитию слухового воспри­ятия, развитию и коррекции речи.



Просмотров 2228

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!