![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Принцип кинетостатики (принцип Даламбера)
Принцип кинетостатики используют для упрощения решения ряда технических задач. Реально силы инерции приложены к телам, связанным с разгоняющимся телом (к связям).
Даламбер предложил условно прикладывать силу инерции к активно разгоняющемуся телу. Тогда система сил, приложенных к материальной точке, становится уравновешенной, и можно при решении задач динамики использовать уравнения статики.
Принцип Даламбера: Материальная точка под действием активных сил, реакций связей и условно приложенной силы инерции находится в равновесии: Порядок решения задач с использованием принципа Даламбера
Примеры решений задач
Решение Активные силы: движущая сила, сила трения, сила тяжести. Реакция в опоре R. Прикладываем силу инерции в обратную от ускорения сторону. По принципу Даламбера, система сил, действующих на платформу, становится уравновешенной, и можно составить уравнения равновесия. Наносим систему координат и составляем уравнения проекций сил.
![]() где Frb — движущая сила; Fтр – сила трения; G — сила тяжести; R — реакция опоры; Fmi — сила инерции; f — коэффициент трения. Пример 2. Тело весом3500 Н движется вверх по наклонной плоскости согласно уравнению S =0,16t2 (рис.14.5). Определить величину движущей силы, если коэффициент трения тела о плоскость f=0,15. Решение 1. Составим расчетную схему, выберем систему координат с осью Ох вдоль наклонной плоскости. Активные силы: движущая, сила трения, сила тяжести. Наносим реакцию в опоре перпендикулярно плоскости. Чтобы верно направить силу инерции, необходимо знать направление ускорения, определить это можно по уравнению движения.
2. Определяем ускорение движения: a = v' = S"; v = S' = 0,32t; a = v' = 0,32 м/с2 > 0. Силу Fин направим в обратную от ускорения сторону. 3. По принципу Даламбера составим уравнения равновесия: 4. Подставим все известные величины в уравнения равновесия: Выразим неизвестную силу и решим уравнение:
Пример 3. График изменения скорости лифта при подъеме известен (рис. 14.6). Масса лифта с грузом 2800 кг. Определить натяжение каната, на котором подвешен лифт на всех участках подъема.
Решение 1. Рассмотрим участок 1 — подъем с ускорением. Составим схему сил (рис. 14.7). Уравнение равновесия кабины лифта: где Т — натяжение каната; G — сила тяжести; FИH — сила инерции, растягивающая канат. Для определения ускорения на участке 1 учтем, что движение на этом участке равнопеременное, скорость v = vo + at; v0 = 0. Следовательно, ускорение:
Определяем усилие натяжения каната при подъеме с ускорением T1 = 2800(9,81 + 1,25) = 30968H; T1 = 30,97кН.
2. Рассмотрим участок 2 — равномерный подъем. Ускорение и сила инерции равны нулю. Натяжение каната равно силе тяжести. T2 – G = 0; Т2 = G = тg; Т2 = 2800 * 9,81 ≈ 28 кН. 3. Участок 3 — подъем с замедлением. Ускорение направлено в сторону, обратную направлению подъема. Составим схему сил (рис. 14.8). Уравнение равновесия: FИН3 + Т3 — G = 0. Отсюда Т3 = G — FHE3 = mg — ma3. Ускорение (замедление) на этом участке определяется с учетом того, что v = 0. + п 5 / 2 ^о + оз^з = 0; а3 = - —; а3 = -- м/с . £3 b - Натяжение каната при замедлении до остановки: Т3 = 2 800 ^9,81 - 0 = 25 144 Н; Г3 - 25,14 кН. Таким образом, натяжение каната меняется при каждом подъеме и опускании, канат выходит из строя в результате усталости материала. Работоспособность зависит от времени. Пример 4. Самолет выполняет «мертвую петлю» при скорости 160 м/с2, радиус петли 1000 м, масса летчика 75 кг. Определить величину давления тела на кресло в верхней точке «мертвой петли».
1. Схема сил, действующих на летчика (рис. 14.9): гдеG — сила тяжести,R— реакция в опоре, FИНп — сила инерции. Сила давления летчика на кресло равна силе давления опоры на летчика. Уравнение равновесия (движение равномерное по дуге, действует только нормальное ускорение): F"H — G — R = 0;
Решение
Активной силой, действующей на рамку, является сила тяжести груза Освободив^ рамку от связей, прикладываем к ней реакции опор VА и VВ (рис. 1.61,6). Мысленно остановив рамку, прикладываем к ней в точке крепления груза центробежную силу инерции Так как рамка вращается равномерно, касательное ускорение груза равно нулю и полное его ускорение равно нормальному. Соответственно полная сила инерции равна центробежной силе инерции груза. Нормальное ускорение направлено к оси вращения, сила инерции — противоположно (рис. 1.61,6).
Определим величину нормального ускорения: Сила инерции Сила инерции и сила тяжести в заданном положении груза суммируются: В данном случае сила тяжести значительно меньше силы инерции и, вообще говоря, можно было бы силой тяжести пренебречь. Составляя уравнения равновесия находим
Решение
Добавочные динамические реакции VА и Vв опор балки возникнут от силы инерции груза Сила инерции направлена вниз, так как ускорение груза направлено вверх. Освобождаем балку от связей и заменяем их действие реакциями VА и Vв. Составляем уравнения равновесия: Решая уравнения, находим: Контрольные вопросы и задания
1. Объясните разницу между понятиями «инертность» и «сила инерции».
2.
3. В чем заключается принцип кинетостатики?
4. Задано уравнение движения материальной точки S = 8,6 t2. Определите ускорение точки в конце десятой секунды движения.
5. Тело движется вниз по наклонной плоскости (рис. 14.10). Нанесите силы, действующие на тело; используйте принцип Даламбера, запишите уравнение равновесия.
6.
7. Автомобиль въезжает на арочный мост с постоянной скоростью v (рис. 14.12). Нанесите силы, действующие на автомобиль в середине моста, используя принцип кинетостатики, запишите уравнения равновесия.
8. Ответьте на вопросы тестового задания.
![]() |