![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ
В общем виде специфика философской проблематики указана уже в самом термине «философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Она означает, во-первых, что человек в своем отношении к миру и самому себе не склонен полагаться лишь на авторитет, веру, традицию. Он стремится сам, силой своего индивидуального мышления проникнуть в тайны мироздания. В этом коренится отличие философии от религии и мифологии, которые основаны на силе традиции и непререкаемости авторитета (Писания, жреца и т.п.). Философия всегда персональна. Она несёт на себе отпечаток личности и мировоззрения автора. Во-вторых, основанием философии является знание, а не вера. Философия является формой критического отношения к миру, она не довольствуется лишь констатацией существующего, она нацелена на выяснения первопричин, сущностных оснований мира. Философия – форма сущностного, рационального, теоретического знания. Две последних черты роднят философское и научное знание, но между ними существует и различие. Третья особенность философии. Если научное знание безразлично к проблемам смысла человеческой жизни, его предназначению и ценностным ориентациям, то философия именно отношение человека к миру делает своим непосредственным предметом. Философия – это знание о месте и роли человека в мире. Поскольку эти проблемы всегда волновали, волнуют и будут волновать человека, их можно назвать вечными философскими проблемами. Каждая эпоха, каждое поколение, каждый человек снова и снова ставят эти вопросы и дают свои ответы. Таким образом, философия – это рационально-критическая форма мировоззрения, осмысливающая сущностные основания мира и культуры, а также статус человека в мире посредством теоретического (рефлексивного) знания. В структуре философского знания выделяют 4 основных раздела: онтология, гносеология, философская антропология и социальная философия. Онтология – это философское учение о бытии. В него входят вопросы: что есть мир; что такое сознание, как оно возникло; что есть человек и какое место занимает он в мире; в чем различие и взаимосвязь объективной и субъективной реальности; на каких структурных принципах основано мироздание; что такое материя, пространство, время, движение, существует ли их социокультурная специфика и в чем она проявляется; каковы различные стратегии взаимодействия человека и природы. Гносеология– это философская теория познания. В ней исследуются проблемы: познаваем ли мир в принципе, безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы; как мы получаем знание о мире, как мы можем удостовериться в том, что полученные результаты не заблуждение, а истина. Это также проблема многообразия форм познания (религиозное, художественное, научное, философское, обыденное и т.п.), статуса и перспектив науки в современном мире. Философская антропология ориентирована на исследование специфики бытия человека, сущности и многообразия форм его существования в культуре; соотношения биологического, социального и духовного в человеке. Это также понимание человека как единства личности, индивида и индивидуальности; значимости для человека таких экзистенциальных форм его бытия, как любовь, страх, ненависть, одиночество, абсурд и др. Социальная философия ориентирована на понимание человека как общественного существа. В центре ее внимания – исследование общества как целостной самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, анализ механизмов развития общества и многообразие форм его исторического развития. Актуальными проблемами социальной философии являются проблемы соотношения политики и власти, общества и государства, пути и механизмы формирования гражданского общества. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Философия возникла в 7-6 вв. до н.э. в др. Индии, др. Китае и др. Греции. В Ведах и Упанишадах (первых священных книгах Индии XII – VII в.в. до н.э.) наряду с религиозными идеями содержатся умозрительные представления о едином и многосоставном мировом порядке (Рита, Легенда о Пуруши), целостной духовной субстанции (Брахмана), индивидуальной душе (Атмана), перерождении душ (их бессмертии), согласно закону воздаяния (Карма). Различают канонические школы индийской философии (веданта, санкхъя, йога, вайшешика, миманса) и неканонические(джайнизм и буддизм). С точки зрения канонических школ личный опыт приобретает законность, только опираясь на тексты откровений, которые изложены в Ведах. С точки зрения неканонических школинтуитивный опыт конкретного человека непосредственно открывает истину и кладется в основу абстрактной системы. Религиозно-философские учения того времени получили в основном этическую направленность. Наибольшую известность приобрел буддизм, ставший впоследствии мировой религией. Четыре истины буддизма: 1) страдание универсально; 2) причина страдания – наши желания; 3) освободиться от страдания можно через освобождение от желаний; 4) истина пути (достижения нирваны). Нирвана (букв. «затухание», «остывание») –когда человек, потеряв все связи с внешним миром, отказавшись от представлений о собственном Я, сливается с неизменной и невыразимой полнотой бытия, как капля впадает в океан.Нирвана–это духовный покой без напряжения и конфликта. Поскольку главная задача индийской философии заключалась в мокше (спасении), т.е. в высвобождении человека из круга перерождений (сансары), то древнеиндийские философы чрезвычайно мало внимания уделяли всему внешнему, эмпирическому, преходящему, т.е. природе и обществу. Результатом этого является слабое развитие теоретического естествознания и социологии в Древней Индии. Сосредоточенность на «Я», на духовном опыте человека, использование разных психотехник для того, чтобы уйти из этого несовершенного мира и слиться с первоосновой бытия, оставляло большинство философов безразличными к изменениям социального мира и естественного окружения человека. Оппозицию буддизму составила школа Чарвака. Философы этой школы считали, что единственной реальностью является материя. Все, что есть в мире, состоит из четырех элементов (вода, земля, воздух, огонь). Целью человеческой жизни является наслаждение, а не отказ от желаний. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ Своеобразна культура и философия Древнего Китая. Китайский народ представляет собой загадочное и неповторимое явление в истории: старейший из всех существующих, он уже в глубокой древности представлял собой один из образованных и культурных народов. Достигнув известной степени цивилизации, он до настоящего времени сохранил ее почти без изменений. Традиционализм как черта китайской цивилизации сохраняет свою значимость и до наших дней. Другой китайской особенностью была его географическая изолированность. От всего мира Китай был отгорожен горами, пустынями и морями. Сами китайцы называли свою страну Поднебесная, а себя считали высшей расой и презирали соседние с ними народы. Китайское государство на всем протяжении его истории – типичная восточная деспотия. Во главе государства – самодержавный правитель с неограниченной властью, которая передавалась по наследству. Все китайцы, независимо от своего социального уровня, считались слугами правителя. Их жизнь строго ритуализирована и регламентирована. Различия между слоями общества отражались во всем: образе жизни, одежде и даже в питании. Патриархальный уклад жизни, широко развитый культ предков, религиозные воззрения оказали влияние на формирование философского мышления. В Др. Китае мифология была слабо развита. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми. Философия в Китае возникает в период VIII – III в.в. до н.э. Это период «борющихся царств», в то же время его часто называют «золотым веком китайской философии». В этот период свободно и творчески развивались шесть основных философских школ, среди которых наиболее популярными являлись конфуцианство и даосизм. В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Кроме того, китайская философия не систематизирована, так как мало была связана даже с той наукой, которая была в Древнем Китае. Она характеризовалась слабым развитием древнекитайской логики, низким уровнем рационализованности. Исток китайской философии– школа Инь-ян. Эта школа вычленяет две универсальные мироустроительные силы: инь (женское, мягкое, темное начало) и ян (мужское, твердое, светлое). Из их взаимодействия объясняют происхождение всех космических событий. Позднее это учение трансформируется в единое учение об универсальном дуализме мира и «пяти элементах» всего сущего (вода, огонь, металл, дерево, почва). Эти пять элементов трактуются как главные члены рядов, на которые разделяются все предметы и явления мира. Осн. школы – конфуцианство и даосизм. Конфуцианство.Родоначальником древнекитайской философии считается Кун Фу-цзы (Конфуций). Он был государственным деятелем, основателем учения, которое представляет собой философию морали, облаченную в религиозную форму. Конфуций был причислен государством к лику святых. Он преклонялся перед древними книгами и вообще перед стариной. Большую часть своей жизни он упорядочивал и составлял комментарий к «Книге перемен». Этическое начало воззрений Конфуция нашло свое выражение его в соответствующих высказываниях и поучениях. Основными принципами этического учения Конфуция считались следующие: · взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе («Золотое правило нравственности»); · человеколюбие (почитание родителей, культ предков); · сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства). Конфуцианцы стремились к осмыслению проблемы места человека в жизни общества и рассматривали возможности становления человека как гражданина, изменения общества в лучшую сторону. Но позитивную модель этих изменений видят не грядущем, а в образцах добропорядочной старины (легенда о золотом веке). Вот почему в конфуцианстве большое значение придается ритуалу, этикету традиции. На основе своих нравственных принципов Конфуций разработал правила управления государством. Это управление было уподоблено им управлению колесницей: справедливый, образованный император правит, чиновники – вожжи, закон и мораль – узда, уголовное наказание – вожжи, народ – лошади. Моделью государственного устройства он считает семью. Отец – государь, подданные – дети. Конфуций выступал против чрезмерного насилия. «Умело держишь вожжи, лошади побегут сами». Даосизм.Основоположником традиционно считают Лао-цзы. Даосизм основан на древнем, принадлежащим Востоку миросозерцании, по которому коренной причиной всего существующего признается высшее вечное духовное существо, а человеческие души – излиянием (эманацией) этого существа. Основные понятия даосизма: ДАО– имеет два значения: 1) субстанция, от которой произошёл весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически ёмкую пустоту. Дао означает всеединое. Оно не имеет ни имени, ни формы; неслышимо, невидимо, непостигаемо, неопределяемо, но совершенно. Оно корень всего, мать всех вещей. 2) путь, по которому должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира. Лао-цзы ищет пути к гармонии между человеком и Дао. Человек, который способен слиться с Дао (путем мира) и отказаться от заботы общества, будет счастлив и здоров и проживет долгую жизнь. ДЭ (добродетель) – проявление Дао. «Незрим образ Дао, когда оно действует, когда оно приносит людям пользу». Дао человека не должно противоречить дао мира. Отношения между ними определяются принципом у-вэй.У-вэй – отказ от деятельности, вступающей в противоречие с естественными законами природы, и, стало быть, требующей борьбы. В применении к правителю (а китайские мыслители всегда давали им советы) это звучит так: «Кто служит главе народа посредством Дао, не покоряет другие страны при помощи войск, ибо это может обратиться против него». Война, с точки зрения китайцев – нарушение Дао. Основные идеи философии даосизма: – всё в мире взаимосвязано, нет ни единой вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; – материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе: всё происходит из земли и уходит в землю, т.е. сегодняшний человек вчера был воплощён в виде иных форм, существующих во вселенной, – камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет строительным материалом для иных форм жизни или явлений природы; – мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние («у-вэй»); – особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и всё человечество сходит «Дэ», животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ» перейдёт от императора к нему; – познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с «Дао» – первоначалом, послушании императору и близости к нему; – путь к счастью, познанию истины – освобождение от желаний и страстей; – необходимо во всём уступать друг другу. Лао-цзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению и состраданию и незнанию. Высшая добродетель, по его мнению, - недеяние и молчание. Китайская философия экстравертивна, она не признает ценности отдельного человека. Ее главная задача – обоснование линии правильного поведения людей. Она учит индивида не выделяться, не обособляться, подчеркивая мысль о связи всего сущего. Тревожное самочувствие конкретного индивида мало заботит китайского мыслителя. Главное для китайского философа – разумное обустройство космоса, государства. Китайской философии явно недостает человеческого содержания. «Она в значительной степени надчеловечна». (П.С. Гуревич.)
![]() |