Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ БЕЛАРУСИ



Формирование условий возникновения философии Беларуси началось во времена Киевской Руси и связано с принятием христианства (Х – ХI вв.). Философия этого времени была органично связана с теологией, утверждала христианскую моральную доктрину. В период белорусского Средневековья полоцкой княжной Рогнедой было положено начало христианско-просветительской деятельности. ХII в. в истории белорусской мысли отмечен деятельностью таких фигур, как Ефросинья Полоцкая, Климент Смолятич, Кирилл Туровский. Полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросинья и причисленная к лику святых как Ефросинья Полоцкая, стала культовой фигурой для Беларуси. Ее христианско-просветительская деятельность была проникнута пафосом духовного предназначения человека, утверждения идеалов добра и справедливости. Нравственность и красота утверждались в качестве основы гармонии в человеке и обществе (Кирилл Туровский). Климент Смолятич проводил идею преобладания божественного содержания над светским в жизни общества и государства.

Возникновение профессиональной философской деятельности в Беларуси связывают с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины.

Важнейшие периоды развития философии на Беларуси:

- распространение идей ренессансного гуманизма и Реформации (16-17 вв.);

- развитие схоластической философии в эпоху контрреформации (17- первая половина 18 вв.);

- распространение философии Просвещения и Романтизма (вторая половина 18 – первая половина 19 вв.);

- становление национального самосознания (вторая половина 19 в.);

- развитие марксистских идей (20-80 гг. 20 в.);

- включение в мировой философский процесс.

Наиболее яркие имена:

– Франциск Скорина, который видел в Библии важнейший источник просвещения народа, и возможности улучшения жизни людей связывал с распространением духа человеколюбия, утверждением ценности культуры, знания, разума, идеи служения свободе, благу человека и общества. Видя в Библии важный источник просвещения народа, Скорина издал переведенные им на белорусский язык библейские книги и свои предисловия и послесловия к ним. Исследуя вопросы права, Скорина различал естественные и «писаные» законы. Естественные законы – те, которые есть в сердце каждого человека, и они предписывают человеку не делать другим того, чего он сам не хочет от других в отношении самого себя. «Писаные» же законы учреждены для усмирения злых людей, которые злоупотребляли их отсутствием. Основополагающей ценностью общества и каждого человека Скорина считал общее благо, которому человек призван служить на основе собственного разума и понимания сути христианской нравственности.

- Сымон Будный, который издал на белорусском языке «Катехизис» и свои переводы библейских текстов с предисловием и комментариями;

- Симеон Полоцкий, который считал, что мир создан Богом и основан на двух началах – материальном (земля, вода, воздух и огонь) и духовном;

- В.Дунин-Марцинкевич, считавший, что необходимо совершенствовать человеческие отношения путем просвещения и нравственного воспитания. Важную роль в этом он отводил литературе на белорусском языке, понятной и простому крестьянину.

Во второй половине 19 в. яркой была деятельность К. Калиновского, проповедовавшего идеи крестьянской революции, общинного социализма, национального освобождения, а также творчество Ф. Богушевича, Я. Лучины, Тетки, Я. Купалы и Я. Коласа.

В 1921 г. в Вильно была издана работа И. Абдираловича «Адвечным шляхам», в которой затрагиваются вопросы исторического пути и культурного своеобразия белорусского народа.

В целом для истории философской и общественной мысли Беларуси характерны такие гуманистические идеи, как стремление к осознанию блага человека и общества, поиск социальной гармонии, утверждение ценности духовности, культуры и личности. Своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси обусловило специфические черты ее философской мысли. Историческое предназначение человека, его индивидуальная свобода в белорусской философии понимались в контексте идеи всеобщего блага. Белорусский гуманизм трансформировал понимание свободы в идею социального служения.

В силу внешних (главным образом политических) обстоятельств для истории белорусской мысли характерна постоянная прерывность (серия «разрывов»).

 



Просмотров 1879

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!