![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ БЕЛАРУСИ
Формирование условий возникновения философии Беларуси началось во времена Киевской Руси и связано с принятием христианства (Х – ХI вв.). Философия этого времени была органично связана с теологией, утверждала христианскую моральную доктрину. В период белорусского Средневековья полоцкой княжной Рогнедой было положено начало христианско-просветительской деятельности. ХII в. в истории белорусской мысли отмечен деятельностью таких фигур, как Ефросинья Полоцкая, Климент Смолятич, Кирилл Туровский. Полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросинья и причисленная к лику святых как Ефросинья Полоцкая, стала культовой фигурой для Беларуси. Ее христианско-просветительская деятельность была проникнута пафосом духовного предназначения человека, утверждения идеалов добра и справедливости. Нравственность и красота утверждались в качестве основы гармонии в человеке и обществе (Кирилл Туровский). Климент Смолятич проводил идею преобладания божественного содержания над светским в жизни общества и государства. Возникновение профессиональной философской деятельности в Беларуси связывают с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины. Важнейшие периоды развития философии на Беларуси: - распространение идей ренессансного гуманизма и Реформации (16-17 вв.); - развитие схоластической философии в эпоху контрреформации (17- первая половина 18 вв.); - распространение философии Просвещения и Романтизма (вторая половина 18 – первая половина 19 вв.); - становление национального самосознания (вторая половина 19 в.); - развитие марксистских идей (20-80 гг. 20 в.); - включение в мировой философский процесс. Наиболее яркие имена: – Франциск Скорина, который видел в Библии важнейший источник просвещения народа, и возможности улучшения жизни людей связывал с распространением духа человеколюбия, утверждением ценности культуры, знания, разума, идеи служения свободе, благу человека и общества. Видя в Библии важный источник просвещения народа, Скорина издал переведенные им на белорусский язык библейские книги и свои предисловия и послесловия к ним. Исследуя вопросы права, Скорина различал естественные и «писаные» законы. Естественные законы – те, которые есть в сердце каждого человека, и они предписывают человеку не делать другим того, чего он сам не хочет от других в отношении самого себя. «Писаные» же законы учреждены для усмирения злых людей, которые злоупотребляли их отсутствием. Основополагающей ценностью общества и каждого человека Скорина считал общее благо, которому человек призван служить на основе собственного разума и понимания сути христианской нравственности. - Сымон Будный, который издал на белорусском языке «Катехизис» и свои переводы библейских текстов с предисловием и комментариями; - Симеон Полоцкий, который считал, что мир создан Богом и основан на двух началах – материальном (земля, вода, воздух и огонь) и духовном; - В.Дунин-Марцинкевич, считавший, что необходимо совершенствовать человеческие отношения путем просвещения и нравственного воспитания. Важную роль в этом он отводил литературе на белорусском языке, понятной и простому крестьянину. Во второй половине 19 в. яркой была деятельность К. Калиновского, проповедовавшего идеи крестьянской революции, общинного социализма, национального освобождения, а также творчество Ф. Богушевича, Я. Лучины, Тетки, Я. Купалы и Я. Коласа. В 1921 г. в Вильно была издана работа И. Абдираловича «Адвечным шляхам», в которой затрагиваются вопросы исторического пути и культурного своеобразия белорусского народа. В целом для истории философской и общественной мысли Беларуси характерны такие гуманистические идеи, как стремление к осознанию блага человека и общества, поиск социальной гармонии, утверждение ценности духовности, культуры и личности. Своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси обусловило специфические черты ее философской мысли. Историческое предназначение человека, его индивидуальная свобода в белорусской философии понимались в контексте идеи всеобщего блага. Белорусский гуманизм трансформировал понимание свободы в идею социального служения. В силу внешних (главным образом политических) обстоятельств для истории белорусской мысли характерна постоянная прерывность (серия «разрывов»).
![]() |